Рефераты. Проблемы реализации региональной жилищной политики (на примере Администрации города Серпухова)






Для решения этих проблем необходимо иметь четко сформулированную жилищную политику и механизмы ее реализации, позволяющие обеспечить осуществление целого ряда мероприятий в различных отраслях народного хозяйства области. Жилищная сфера очень многогранна и соприкасается практически со всеми сферами человеческой деятельности, поэтому для выработки и реализации жилищной политики необходимо привлечение специалистов из различных сфер государственного и муниципального управления, а именно: экономики, финансов, управления имуществом, землепользования, социальной защиты и др. Таким образом, эффективность мер по решению задачи улучшения жилищных условий населения Московской области зависит от уровня координации взаимодействия областных министерств, ведомств и органов местного самоуправления по реализации жилищной политики Правительства Московской области.

В связи с вышеизложенным, в Московской области, кроме министерств и ведомств, которым по статусу положено заниматься вопросами жилищной политики, в целях координации деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере, создан Областной координационный совет по жилищной политике при губернаторе Московской области, который возглавляет заместитель председателя Правительства. В рамках работы Совета разработана и утверждена Концепция жилищной политики Московской области. Разработан и находится в стадии согласования проект закона Московской области "Об основах жилищной политики Московской области". План работы Совета предусматривает разработку целого пакета других документов в целях обеспечения нормативно-правовой базой жилищной политики Московской области.

Жилищная политика должна быть сформулирована также и в каждом муниципальном образовании, т. к. все они имеют свои особенности территориального, социального, экономического характера. Где-то остро стоит проблема развития сельского жилищного строительства, а где-то - городского. У одного муниципалитета стоит задача освоения резервных территорий, а у другого таких территорий просто нет, и поэтому там на первом плане стоит задача уплотнения и обновления существующей застройки. В Московской области есть города с древней историей и большими проблемами, связанными с ветхим жилищным фондом, и есть молодые города, для которых эти проблемы не актуальны. В одних поселениях - проблемы с трудоустройством, и поэтому миграционный приток населения противопоказан, а в других, наоборот, - острая нехватка кадров, и т. д.

Так как, в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, каждое муниципальное образование самостоятельно определяет приоритетность решения стоящих перед органами местного самоуправления проблем, считаю необходимым, чтобы в каждом муниципальном образовании была сформулирована и обоснована собственная программа действий в целях реализации жилищной политики, нацеленная на решение общих проблем с учетом социально-экономических особенностей того или иного поселения.

О градостроительных основах жилищной политики Московской области

Важным этапом работы исполнительной и законодательной ветвей власти должна стать разработка генерального плана развития территории. В Московской области это направление актуально и для областного уровня и для большинства муниципальных образований.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации градостроительной документацией должны быть обеспечены все населенные пункты, вплоть до сельских поселений.

Отсутствие градостроительной документации по поселениям Московской области в реальных условиях приводит к необходимости принятия решений на материалах, не соответствующих современным социально-экономическим и правовым условиям.

Отсутствие комплексного, обоснованного подхода к освоению и застройке территорий в Московской области приводит к резкому отставанию строительства объектов социальной сферы, транспорта, инженерных сетей и оборудования, упадку коммунального хозяйства существующих поселений и ухудшению экологии в Московской области.

Исключение градостроительных технологий планирования развития территорий из хозяйственной деятельности при формировании инвестиционных программ и проектов приводит к утрате эффективности принимаемых управленческих решений, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Таким образом, напряженное положение в строительной отрасли усугубляется не только недостаточностью финансирования, незавершенностью имеющихся градостроительных разработок, но и рядом управленческих и организационно-правовых ошибок в формировании инвестиционных процессов при размещении и строительстве объектов, а также формировании земельных отношений без учета закономерностей территориально-пространственного развития Московской области.

В настоящее время под председательством первого заместителя Правительства Московской области работает межведомственная комиссия при Правительстве Московской области по обеспечению разработки Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года.

О строительной индустрии

Важное место в развитии жилищной сферы занимает строительная индустрия.

Необходимо отметить, что в целом строительная индустрия Подмосковья находится в непростой ситуации, поскольку, как и многие отрасли экономики, характеризуется изношенностью основных фондов и энергоемкостью применяемых технологий. Отсюда высокие издержки строительства. В результате она не обеспечивает в полной мере спрос на жилье основных слоев населения - тех, которые действительно нуждаются в недорогом, массовом и качественном жилье, но не попадают в категорию малоимущих, чтобы рассчитывать на бесплатную квартиру.
В то же время, для того чтобы постоянно повышать конкурентоспособность, производительность и качество строительных работ и расширять строительство массового и доступного по цене широким слоям населения жилья, нужны масштабные прямые инвестиции в строительство. Эти деньги нужны прежде всего для того, чтобы начать строить много, дешево и быстро, для того чтобы значительно увеличить на рынке недвижимости предложение дешевого, массового и в то же время качественного жилья, полностью удовлетворяющего спрос нуждающегося населения.

Об инвестиционной политике в жилищной сфере

В последние годы в Московской области предпринимаются активные меры по повышению уровня ее инвестиционной привлекательности, как путем принятия соответствующих законодательных актов, так и путем упрощения и усиления прозрачности процедур принятия решений по конкретным проектам.

Усилия, предпринятые в инвестиционной политике, как одном из приоритетных направлений развития экономики Московской области, дают свои положительные результаты. Общая сумма инвестиций в экономику области ежегодно возрастает, причем почти 60 % из них идут на капитальные вложения. Так в 2009 году в области освоено инвестиций с учетом всех источников на сумму 31,1 млрд. рублей. За 9 месяцев 2010 года объем инвестиций в экономику области с учетом всех источников уже составил более 30 млрд. рублей. Объем зарубежных инвестиций, в пересчете на доллары США, составил более $ 200 млн., что в 1,9 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом для вложений в основной капитал использовано инвестиций за счет всех источников финансирования в объеме 20 527,3 млн. руб., что составляет 110,9 % к соответствующему периоду 2001 года. Инвестиции в развитие отраслей "Строительство" и "Промышленность строительных материалов" занимают второе место после инвестиций в промышленность области в целом. Более 40 % общего объема инвестиций направлены на обновление парка машин, оборудования и транспортных средств. По сравнению с 2009 годом увеличилась доля инвестиций за счет собственных средств предприятий, их удельный вес в настоящее время составляет около 50 %. Возрастает роль кредитной системы в развитии инвестиционной деятельности. Доля кредитов в общем объеме инвестиций за 9 месяцев текущего года увеличилась вдвое по сравнению с 2009 годом. По объему инвестиций Московская область занимает второе место в Центральном федеральном округе.

К инвестиционной деятельности активно привлекаются муниципальные образования. Им оказывается помощь в формировании инвестиционных паспортов своих территорий. Программы экономического развития муниципальных образований формируются при непосредственном участии органов государственной власти Московской области и утверждаются Правительством Московской области.

Эта работа становится приоритетной частью решения вопросов перехода на самодостаточное финансирование территорий, обеспечения занятости населения, развития социальной и инженерной инфраструктур, традиционных и новых видов производства.

Однако, при всем выше сказанном, недостаток инвестиций в жилищную сферу чувствуется очень остро.

Как же обеспечить дополнительный приток инвестиций в жилищную сферу?

При отсутствии достаточных бюджетных средств - только путем создания стратегических механизмов вовлечения внебюджетных источников, в первую очередь состоящих из вложений населения. Одним из таких стратегических социально-направленных механизмов является ипотека, решающая задачу массовой продажи построенного жилья в кредит, в том числе и малообеспеченным семьям. Здесь жилищная политика должна быть направлена на создание в кратчайшие сроки условий для развития в Московской области нормального, цивилизованного и понятного для всех ипотечного бизнеса, помогающего населению участвовать в строительстве новых квартир или домов, покупать готовое жилье, реконструировать и модернизировать жилье на вторичном рынке.
В Московской области в рамках областной целевой программы ведется работа по созданию системы ипотечного жилищного кредитования. Под председательством заместителя председателя Правительства Московской области действует рабочая группа по разработке нормативно-правовой базы по ипотечному кредитованию в Московской области. В соответствии с государственной Концепцией создания и развития системы ипотечного кредитования в Российской Федерации, в Московской области сформировано правовое поле для создания и реализации областной ипотечной системы и создана управляющая компания - ОАО "Ипотечная корпорация Московской области". В ряде муниципальных образований, присоединившихся к этой системе, созданы ипотечные кооперативы, представительства Ипотечной корпорации Московской области, отведены площадки под ипотечное жилищное строительство. На сегодня Ипотечной корпорацией осваиваются площадки под застройку жилых домов общей площадью около 100 тысяч кв. метров.

Столь большое внимание к ипотеке не случайно. Ведь система ипотечного жилищного кредитования - это не просто механизм финансирования покупки жилья . Ипотека - это важнейший стратегический инструмент, способный, в частности, повысить эффективность реализации ряда целевых программ и активизировать развитие экономики региона в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.