Политика предприятия должна быть изначально направленной на высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать.
Брак может быть обнаружен на самом предприятии – производителе продукции и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом его качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.
Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.
При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованную продукцию и расходов на исправление исправимого брака ().
Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц-виновников брака и суммы взысканий поставщиков за поставку некачественных материалов ().
Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции. ОАО «Нижнекамскшина» постоянно совершенствует политику в области качества, ставит задачи для повышения показателей качества выпускаемых шин.
На ОАО «Нижнекамскшина» нередко бывают потери от брака. Определим абсолютный и относительный размеры брака, абсолютный и относительный размеры потерь от брака на ОАО «Нижнекамскшина» за 2005, 2006 и 2007 года.
Таблица 1 – Расчет показателей брака на ОАО «Нижнекамскшина» за 2005-2007 гг.
1. Показатель, в руб.
2005г.
2006г.
2007г.
2. Себестоимость окончательного брака
10963401
5833518
6239472
3. Расходы по исправлению брака
1662350
269852
224179
4. Абсолютный размер брака (стр.1 + стр.2)
12625751
6103370
6463651
5. Стоимость брака по цене использования
1960118
2775050
3084657
6. Суммы, удержанные с лиц-виновников брака
245127
290063
174104
7. Абсолютный размер потерь от брака (стр.3 –– стр.4 – стр.5)
10420506
3038257
3204890
8. Валовая (товарная) продукция по производственной себестоимости
6117636948
1790596000
2112656930
9. Относительный размер брака (стр.3 / стр.7 * *100%)
0,20638281
0,3408569
0,30594892
10. Относительный размер потерь от брака (стр.6 / /стр.7 * 100%)
0,170335476
0,169678532
0,1516995
1. Определим абсолютный размер брака на ОАО «Нижнекамскшина» за 2005-2007 гг.:
= 12625751 + 1662350 = 10963401 руб.;
= 5833518 + 269852 = 6103370 руб.;
= 6239472 + 224179 = 6463651 руб.;
2. Определим абсолютный размер потерь от брака за 2005-2007 гг.:
= 12625751 – 1960118 – 245127 = 10420506 руб.;
= 6103370 – 2775050 – 290063 = 3038257 руб.;
= 6463651 – 3084651 – 174104 = 3204890 руб.;
3. Определим относительный размер брака за 2005-2007 гг.:
= 10963401 / 6117636948 = 0,21 %;
= 6103370 / 1790596000 = 0,34 %;
= 6463651 / 2112656930 = 0,30 %.
4. Определим относительный размер потерь от брака за 2005-2007 гг.:
= 10420506 / 6117636948 = 0,17 %;
= 3038257 / 1790596000 = 0,17 %;
= 3204890 / 2112656930 = 0,15 %.
Анализ показателей брака показал, что с 2005 по 2007 года, абсолютный размер брака уменьшился почти в 2 раза, так как ОАО «Нижнекамскшина» в 2006 году начало работать по давальческой схеме поставки сырья. Абсолютный размер брака в 2005, 2006, 2007 годах составил 12625751 рублей, 6103370 рублей, 6463651 рублей соответственно. Абсолютный размер потерь от брака в 2005, 2006, 2007 годах составил 10420506 рублей, 3038257 рублей, 3204890 рублей соответственно. Наибольший абсолютный размер потерь от брака приходится на 2005 год. Относительный размер брака в 2005, 2006, 2007 годах составил 0,21 %, 0,34 %, 0,30 % рублей соответственно. Наибольший относительный размер брака приходится на 2006 год. Относительный размер потерь от брака в 2005, 2006, 2007 годах составил 0,17 %, 0,17 %, 0,15 % рублей соответственно. В 2005 и 2006 годах изменения относительного размера потерь от брака не наблюдается, он составил 0,17 %, но в 2007 году относительный размер потерь от брака составил 0,15 %.
На ОАО «Нижнекамскшина» качество продукции обеспечивается не только жестким выходным контролем, но контролем всех этапов создания шины, включая этапы проектирования шины, работы с поставщиками сырья, обеспечение точности и стабильности технологических процессов, а также хранения и отгрузки готовой продукции. ОАО «Нижнекамскшина» принимает на себя обязательство соответствовать требованиям потребителя и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством:
- изучения и понимания текущих и будущих потребностей потребителей, стремления превзойти их ожидания;
- совершенствования действующей системы менеджмента для повышения результативности и эффективности производства;
- внедрения новых методов работы и обучения персонала;
- развития взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества с изготовителями сырья и материалов, оборудования, оснастки и запчастей;
- проведения модернизации оборудования и внедрения современных технологий;
- создания и поддержания условий для использования творческого потенциала персонала и повышения его заинтересованности в улучшении результатов труда.
Руководство ОАО «Нижнекамскшина» берет на себя ответственность за реализацию политики в области качества и обеспечение всеми видами ресурсов. Чтобы выпускать качественную продукцию, предприятие должно иметь исправное современное оборудование и нанимать знающих специалистов. Но, к сожалению, не у каждого российского предприятия есть нужная техника и подготовленный персонал. Поэтому зачастую нарушаются установленные ГОСТы и рецептуры, не соблюдаются технические условия, а в результате изготавливается бракованная продукция.
Продукция (изделия, полуфабрикаты, детали, узлы или работы), которая по своему качеству не соответствует установленным стандартам или техническим условиям и не может быть использована по своему прямому назначению, считается браком в производстве.
В зависимости от характера дефектов брак делится на:
- исправимый брак (частичный): продукция после исправления дефектов может быть использована по своему прямому назначению; при этом исправление брака возможно технически и целесообразно экономически;
- неисправимый брак (полный): исправление дефектов технически невозможно или нецелесообразно экономически, поскольку расходы по исправлению брака выше, чем затраты на изготовление новой продукции.
В зависимости от того, где обнаружен брак, выделяют:
- внутренний брак, выявленный на предприятии до отправки продукции потребителям;
- внешний брак, выявленный потребителем в процессе эксплуатации изделия или при использовании для сборки, монтажа и т.п. других изделий.
Обнаруженный брак могут исправить работники отдела технического контроля или другой подобной службы, созданной на предприятии. В этом случае брак называется внутренним. Если же информация о плохом качестве товаров поступит от покупателей, брак считается внешним. Потери предприятия от каждого вида брака будут различными.
Исправления выявленной в процессе производства бракованной продукции влечет за собой непроизводственные потери, которые в той или иной степени влияют на общие результаты деятельности предприятия.
В зависимости от того, правильно ли организован учет брака и его документальное оформление, предприятие оперативно может определить причины брака, его размер и затраты на исправление, анализ которых позволяет принять меры для снижения производственного брака и исключения обстоятельств, влекущих за собой такие непроизводственные затраты.
Рассмотрим и проанализируем потери от брака на ОАО «Нижнекамскшина» за 2005-2007 гг.
Таблица 1 – Брак товарной продукции ОАО «Нижнекамскшина» за 2005 г.
Автошины
Объем производства, шт.
Объем брака, шт.
Удельный вес, %
Грузовые
4 055 934
5462
0,1
Легковые
7 047 545
16023
0,2
С/х шины
288 780
411
Прочие
25627
78
0,3
Итого:
11 417 886
21974
Как видно по таблице 1 наибольший удельный вес к 2005 году составляют прочие автошины – 0,3 %.
Таблица 2 – Брак товарной продукции ОАО «Нижнекамскшина» за 2006 г.
4 561 313
6054
7 326 996
14289
294 814
465
23074
108
0,5
12 206 197
20916
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13