Рефераты. Методы профессионального отбора персонала






Наконец, психолог должен выявить основные проблемы человека и увидеть, как они могут отразиться на его предполагаемой работе.

Чтобы уметь построить прогнозы и разработать рекомендации, психолог должен быть весьма квалифицированным специалистом: он должен знать, насколько пластичны (способны к изменению) те или иные качества человека, что происходит с определенными качествами с возрастом или под влиянием стресса и т. д. Но, самое важное, он должен умело применять эти знания к конкретной личности и видеть основные тенденции ее развития в целом и под влиянием конкретной профессиональной деятельности.

Заключение по результатам тестирования обычно бывает адресовано человеку, решающему вопрос о приеме претендента на работу (руководителю кадровой службы или руководителю фирмы). Этот человек не является специалистом в области психологии, поэтому первая задача, которая стоит перед психологом, - изложить свои мысли ясно и доходчиво, без использования специальных терминов. Вторая задача - написать заключение так, чтобы оно было не просто перечнем отдельно взятых качеств, а давало представление о конкретной личности со своими особенностями, отличающими ее от других, и своими проблемами. И, наконец, психолог должен исключить выражения в заключении своего личного отношения к претенденту, которое невольно складывается у него в процессе общения.

Объем заключения также имеет немаловажное значение. В маленьком заключении невозможно описать личность, а большое руководителю некогда читать, да и содержание его невольно становится размытым. Необходимость краткости изложения требует точности изложения. (Приложение № 5)

Наиболее часто при профессиональном отборе руководящего состава психологи используют следующие тестовые методики: тесты «Лидерство» и «Эффективность лидерства», методика т.Лири, методика «Исследование уровня мотивации», методика Р. Кэттелла, «Восьмицветовой тест Люшера», КОТ «Краткий ориентировочный тест», методика СМИЛ (Стандартизированный метод исследования личности).

1). Методика т.Лири

Назначение: определение ведущих форм социального поведения личности. Предназначен для измерения степени выраженности следующих свойств:

-                     доминантность, склонность к руководству, лидерские данные;

- уверенность в себе, самостоятельность;

-                     непреклонность, воля, настойчивость, консерватизм;

-                     независимость, отчужденность, холодность, дистанция в общении;

-                     неуверенность в себе, незрелость, несамостоятельность;

-                     зависимость, подчиненность, неприспособленность;

-                     общительность, уживчивость, ориентация на мнение окружающих;

-                     отзывчивость, самопожертвование, альтруизм.

Процедура: испытуемый должен соотнести 128 характеристик с позиции «правильности». Тестирование занимает 25 минут.

2). Методика «Исследование уровня мотивации».

Назначение: оценка потребности в достижении, выявление долговременной мотивации поведения и деятельности.

Процедура: испытуемым предлагается опросник из 22 суждений. Нужно определить их «правильность» или «неправильность» по отношению к себе. Выполнение теста занимает 15 минут.

3). Методика Р. Кэттелла.

Назначение: выявление количественной оценки 16 различных черт личности человека.

Процедура: испытуемым предлагается опросник из 187 суждений Нужно определить их «правильность» или «неправильность» по отношению к себе. Выполнение теста занимает около 35 минут.

4). Методика «Восьмицветовой тест Люшера»

Назначение: полное характерологическое описание личности: скрытые конфликты, актуальные внутренние проблемы и их компенсация, наличие психологического и физиологического стресса, ведущие тенденции психической жизни, прогноз на будущее.

Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтение одних цветов другим определенным образом связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. Разработан на основе функциональной психологии цветовосприятия, является высокоэффективной проективной методикой.

Действия каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависят от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не зависят от положения цвета в ряду индивидуального предпочтения. Интерпретация цветовых предпочтений осмысленна только при использовании оригинальных стимулов, стандартных размеров и оттенков.

Процедура: выбор исследуемым цветовых стимулов в порядке предпочтения. Из восьми цветов на первое место ставится самый приятный цвет, на последнее - наименее приятный. Выполнение теста занимает 2-3 минуты (на каждого испытуемого).

5). Методика КОТ «Краткий ориентировочный тест»

Назначение: исследование умственных способностей. КОТ предназначен для определения интегрального показателя «общие способности» и предусматривает диагностику ведущих функций интеллекта:

-                     способность обобщения и анализа материала;

-                     гибкость мышления;

-                     инертность мышления, переключаемость;

-                     эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость;

-                     скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания;

-                     употребление языка, грамотность;

-                     выбор оптимальной стратегии, ориентировка;

-                     пространственное воображение.

Процедура: испытуемым предлагается 50 тестовых заданий с вариантами ответов. Выполнение теста занимает 25 минут.

6). Методика СМИЛ (Стандартизированный метод исследования личности).

Назначение: исследование структурных компонентов личности, установление взаимосвязи конкретных особенностей личности и психических состояний с любыми другими характеристиками человека, включая показатели его профессиональной эффективности.

 В процессе обследования испытуемый оценивает 556 утверждений как «верные» или «неверные» по отношению к нему. Содержание утверждений отражает картину самочувствия обследуемого, его привычки и особенности поведения, отношение к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону его переживаний, специфику межличностных контактов, направленность интересов, уровень активности и настроения и др. В отличие от большинства опросников только часть утверждений методики регистрирует чисто субъективные ответы в процессе самооценки. Большая часть утверждений носит проективный характер и выявляет реакции испытуемого в различных ситуациях. Методика позволяет выявить изменения в состоянии обследуемого, поэтому приведенное в динамике исследование наглядно иллюстрирует особенности трансформации состояния.

Помимо общих сведений о характерологических особенностях индивида, социальной направленности личности, адаптивных и компенсаторных возможностях, проявляющихся при стрессе, с помощью методики выявляются особенности состояния субъекта: степень фрустрированности, напряженность защитных механизмов - близость к срыву или, напротив, хорошая компенсация за счет внутренних ресурсов личности. Кроме того, методика представляет собой достаточно тонкий инструмент изучения психологического климата совместимости в группе.

 Проверка правильности психологических критериев другими стандартизированными личностными методиками служит подтверждением надежности данного метода.

 Процедура: испытуемому предлагается опросник, содержащий 556 утверждений, которые он должен соотнести с собой как «правильные» или «неправильные».

Профессиональные интересы человека отражают его основные эмоциональные потребности и свидетельствуют об общих жизненных установках. Выбирая профессию, человек определяет для себя не только вид деятельности, но и соответствующий ей образ жизни, социальные роли и способы регуляции поведения. Поэтому тесты определения профессиональных интересов можно использовать не только для узких задач отбора, но и для получения другой ценной информации о личности. Методики, предназначенные для диагностики мотивов, интересов, профессиональных склонностей, установок и др., как правило, являются хорошим инструментом диагностики. Но, используя их, нельзя забывать о том, что ни мотивы, ни интересы, ни установки и др. не являются для каждого конкретного человека чем-то постоянным и неизменным. Следовательно, информация о сотруднике, полученная с помощью даже «хорошо работающих» методик, не является 100%-ной гарантией успешности его деятельности.


2.4 Собеседование, как метод профотбора руководителей


Некоторые психологи слишком сильно доверяют результатам тестирования, поскольку это значительно экономит время (а некоторые и само тестирование, и обработку поручают другому, менее занятому сотруднику, оставляя себе только функцию интерпретации полученных данных). Да и руководители кадровой службы полагают, что в собеседовании психолог понапрасну тратит время. Но это неверно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.