|
Приложение 2
Таблица 2
Важнейшие стадии развития управлени персоналом
Стадии
развития
компании
Основные
характеристики
компании
Основные
характеристики управления
персоналом
I
Зарожде-ние
компании
Компания только создана, отличается предпринимательством и управляется собственником
Ведение личных дел, оплата труда,
наем и увольнение; УП часто не
формальное, размытое; все дела
ведутся вручную
II
Функциональный
Рост
Происходит техническая специализация; растут подразделения, производственные линии и
рынок; оргструктура
формализована
Поиск нужных работников для поддержки роста; тренинг для специфических должностей; появляется начальник отдела
кадров; обработка данных по зарплате и некоторых других автоматизируется. Корпоративная культура еще не становится частью УП
III
Контролируемый рост
Рациональная администрация; профессионализация управления дефицитными ресурсами; покупаются другие фирмы,
диверсифицируется
производство; усиливаются конкуренция за ресурсы и контроль за инвестициями
Управляющий персоналом с более высоким статусом; большая автоматизация кадровой информации,
включая квалификационные профили; рост профессионализма; кадровая функция постепенно интегрируется в окружающую деловую среду, лучше осведомлена о ней; УП становится более
ориентированным на конечные результаты бизнеса
IV
Функциональная интеграция
Диверсификация, децентрализация,
структура организации строится вокруг продуктов и центров прибыли, проектное и матричное управление; больше внимания уделяется интеграции; оргструктура более плоская и горизонтальная
УП ориентировано на интеграцию
различных функций (тренинг, вознаграждение, наем и увольнение,
коммуникация и т.д.); расширение кооперации с другими менеджерами; долгосрочное планирование; междисциплинарные проекты; акцент на производительность, эффективность, гибкость; широко применяется информационная технология в планировании, анализе и оценке; развитие интеграционных квалификаций; внешние колебания деловой среды известны и
интегрированы в управление изменениями. Практика УП отработана
V
Стратегическая
интеграция
Сотрудничество, групповая культура; межфункциональная
горизонтальная интеграция; большая адаптируемость к
частым изменениям; стратегическое планирование; структура строится вокруг центров прибыли, обслуживаемых местными и функциональными менеджерами и их командами
УП построено вокруг стратегии
компании и является ее составной частью; систематический анализ
внешней среды и оценка ее возможного воздействия; активная
роль в принятии управленческих
решений; долгосрочное планирование развития персонала; акцент на
эффективность, УЧР входит в компетенцию президента компании
или его первого заместителя
[1] Вильховченко Э.О. «О «посттейлоризме» и «человеческом капитале» // МЭ и МО. – 1998, - №11 – С. 3-5.
[2] Семенов А. «Посттейлоризм и теория человеческого капитала» // МЭ и МО, 1999 г. - №9 – С. 3-9.
[3] Мерсер Д. Управление в самой преуспевающей корпорации в мире. – М.: Высш. школа, 1998. – С.11-13.
[4] Патнэм Р. «Процветающая комьюнити, социальный капитал и общая жизнь» // МЭ и МО. – 2000. – №4, С.12-16.
[5] Маусов Н. Менеджмент персонала – ключевое звено внутрифирменного управления // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – №6. – С.8-12.
[6] Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ., 2000. – С.21-23.
[7] Кибалов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персонала на предприятии. Учебник для студ-ов. – М.: Дело. – 1999. – С.15-16
[8] Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Р. Марра, Г.Шмидта, М.: Депо, 1999. – С. 26-28
[9] Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления, М.: Гардарики, 1999. – С.19-21.
[10] Кричевский Р.А. Если Вы – руководитель. – М.: Проспект, 2001.
[11] Управление персоналом. Учебник. / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Гардарики, 2001. – С. 35.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.