Рефераты. Билеты к экзамену по менеджменту






Билеты к экзамену по менеджменту


1. Предмет и сущность менеджмента.

Менеджмент - как управление возникло как объективная необходимость.
Менеджмент согласовывает деятельность людей по достижению цели.
Становление теории менеджмента проходило постепенно, связано с Тейлором.
Основное кредо: наблюдения, замеры, хронометрирование и анализ операций ручного труда с целью рационализации действий работника.
В СССР занимался Гастев, писал о научной организации труда: 1. Работнику необходимо доступно объяснить ценности предприятия, цель и он хорошо будет работать. 2. Создать хорошие условия труда (цвет, свет т.д.)
На европейском континенте изучением менеджмента занимался Анри Фойель - основные идеи управленческие. Он сформировал основные функции: анализ, прогнозирование, планирование, организация, руководство, координация, контроль, заканчивается конечным результатом, а так же виды деловой активности: техническая, коммерческая, финансовая, учетная, по обеспечению безопасности, управленческая.
Вебер как надо управлять? Бюрократизм - способ обособления групповых интересов - ставит личные интересы выше государственных. Идеальная бюрократия по Веберу:
- вся деятельность организации расчленяется - иерархия;
- пребывание в должности зависит от компетенции (т.е. что вы знаете, а не кого вы знаете)
- деятельность организации регулируется правилами, инструкциями и т.д.;
- руководитель управляет подчиненным в духе формалистической безличности, т.е. без гнева и пристрастия;
- служащие защищены от произвола и увольнений;
- рационально действующий менеджер хорошо информирован.
Теория X, Y, Z - 60 годы Грегор.
Теория X- главное в управлении людьми хорошо налаженный контроль менеджера, Y - принцип распределения ответственности, Z -принцип корпоративного управления. Закон коллективизма.
Автократическая модель управления основывается на: власти, директиве, авторитете, персональной зависимости, исполнении.
Экономическая модель управления: экономическое принуждение, материальное поощрение, мотивация, экономическое стимулирование, инициатива.
Новая модель управления: творческое участие (по поводу того, как лучше сделать работу(, коллективизм и моральные стимулы, приверженность (к работе, фирме, начальнику, коллективу), экономическое и моральное стимулирование, тотальное творчество.

Предмет и сущность менеджмента.
Менеджмент - это процесс управления в организациях, наука об управлении, искусство управления и люди, составляющие орган управления. В менеджменте, как науке об управлении в организациях разделяют общий и специальный менеджмент.
Общий менеджмент - изучает принципы и закономерности управления социально- экономическим процессами, функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивацию, лидерство.
Специальный менеджмент - рассматривает управление специфическими объектами (менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент),
Объекты общего менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями.
Объект спец. менеджмента - особые отношения между людьми в организациях, отражающие специфику этих организаций, а так же некоторые виды специальных процессов (направленные финансовые потоки или инвестиционные процессы).
Предметом менеджмента является совокупность элементов системы управления: экономический механизм, организационные структуры, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура, поведение людей в организациях и др.
Функции менеджмента: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет.


2. Специфика менеджмента в государственной службе

Менеджмент - это процесс управления в организации, наука об управлении, искусство управления и люди, составляющие орган управления.

Менеджмент в государственной службе - это специальный менеджмент, который изучает особые черты специфики, тенденции, отличающие менеджмент государственной структуры от коммерческого.

Реализация каждой функции менеджмента и в госслужбе проявляются прежде всего в целях, методах оценки результатов, формах отчетности, процедурах контроля ответственности и системы стимулов.

1. Цель - развитие региона, защита слабо обеспеченных слоев населения и т.д.

2. В государственной структуре методом оценки результатов является уровень доходов, в коммерческой организации - доход.

3. Государство отчитывается перед избирателями - форма отчетности, коммерческой - перед акционерами.

4. Степень ответственности - государство несет ответственность перед народом.

5. Система стимулов в коммерческой организации - материальное стимулирование. В государственной службе - льготы, социальные привилегии
(бесплатное лечение, обучение и т.д.)

Реализация функций в государственной службе - планирование, прогнозирование, целеполагание. Государственная структура формирует целевые программы.

Формирует: собственную финансовую политику; собственную инфраструктуру.

В производственной структуре формируется цель - стабильность заказа, получение прибыли.

Сфера услуг, производство товара на своей территории.

Мотивация - в сфере: определенных социальных гарантий; продвижения; контроля.

Менеджмент в государственной службе

1. В новом подходе - конкуренция по предоставлению услуг.

2. В традиционном менеджменте - монополия по предоставлению услуг.
В традиционном менеджменте - человек - помеха деятельности, в новом подходе человек - клиент.
|традиционный менеджмент |новый подход |
|1. монополия |конкуренция |
|2. человек помеха |человек клиент |
|3. механизм бюрократии |механизм - рынок |
|4. существуют определенные правила|менеджмент участник (формирование команды под|
|и процедуры |какую-то программу) |
|5. борьба с проблемой |предотвращение проблем |
|6. измерение затрат |измерение результата |
|7. контроль бюрократический |общественный контроль (отчет перед |
| |населением) |

Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой.

- планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходит из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете - народом на основе демократического выбора;

- организация государственной службы. как правило имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры.
Поэтому в рамках государственной службы складывается особый. административно-бюрократический стиль управления, который имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;

- мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера
(престижа, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и т.д.);

- контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляется вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми, как непосредственно, так и с помощью


3. Субъект, объект и принципы менеджмента.

Менеджмент - процесс управление в организациях, наука об управлении, искусство управления и люди составляют орган управления.

Объектом менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями.

Принципы - руководящее правило, которому необходимо следовать при выполнении той или иной задачи. Принципы носят объективный характер:

1. Общенаучный (философия, экономика).

2. Общая теория управления, закономерности, которые являются регуляторами.

3. Специальная теория управления.

Общие принципы управления:

1. Эффективность. т.е. максимализация эффективности (= результат : затраты).

2. Принцип ориентации на разные критерии: социальные, экономические, экологические.

3. Принцип системности или комплексности (нельзя решать одну проблему без учета другой. только прямых и обратных существенных связей).

4. Сочетание стратегического и оперативного.

5. Принцип оптимального сочетания рыночного и нерыночного.

6. отраслевого и территориального.

Принципы, обеспечивающие функционирование объекта:

1. Принцип оптимизации - какое решение должен принять руководитель, сконцентрировав всю полноту власти в своих руках или раздать большую часть своим коллегам? Чему отдать предпочтение - централизации или децентрализации? Какая структура управления в конкретной производственной ситуации является оптимальной?

2. Принцип делегирования полномочий - передача своих возложенных обязанностей компетентным сотрудникам.

3. Принцип соответствия: Основа (Тейлор): выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.
Необходимо использовать это каждому руководителю при подборе и расстановке кадров и в первую очередь при оценке собственных возможностей.

4. Принцип автоматического замещения отсутствующего.

5. Принцип первого руководителя: при выполнении важного задания контроль осуществляется первым лицом.

6. Принцип одноразового ввода информации: однажды введенная в долгосрочную память компьютера информация может использоваться неоднократно.

Субъекты - производители, посредники, потребители, а также социальные институты, органы управления, сфера торговли, СМИ, системы образования.

4. Основные функции менеджмента.

Менеджмент - процесс управления в организациях. наука об управлении. искусство управления и люди, составляющие органы управления.

Функции: целеполагание (миссия), прогнозирование, планирование, определение приоритетов, организация, координация, принцип решений, мотивация, контроль и учет, взаимодействие с внешними организациями (паблик рилейшин).

Все функции менеджмента взаимно дополняют друг друга,. раскрывая его сущность.

Реализация каждой функции менеджмента и в госслужбе проявляются прежде всего в целях. методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля ответственности и системы стимулов. Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой.

- планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходит из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете - народом на основе демократического выбора;

- организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры.
Поэтому в рамках государственной службы складывается особый, административно-бюрократический стиль управления, который имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.