Рефераты. Диалогическая речь у детей дошкольного возраста






При показе картин внимание детворы привлекается к эмо-ционально-смысловым оттенкам слов, благодаря чему более точно обозначается изображенное, а дети на основе нагляд-ности приобщаются к лексическому богатству языка.

По картине «Кролики» (серия «Домашние животные») в каждом детском саду проводятся занятия.

Обозначая словом животных, дети обычно говорят: «Здесь большой кролик и маленькие кролики -- детки». В их словаре отсутствует слово -- обозначение детены-шей кролика, воспитатель же сообщает точное наиме-нование -- крольчата, уместно употребляя и такую форму слова: крольчатки. «Крольчатки серые, пушистые, длинно-ухие», -- характеризует он зверьков, повышая у детей чуткость к смысловым и эмоциональным оттенкам слов.

В беседах о картинах, к сожалению, не всегда в полной мере используются богатства родного слова; с помощью слова не углубляется восприятие картины, не усиливается яркость эмоциональных впечатлений от нее и в должной степени не обеспечивается речевое развитие детей Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.203.

.

Рассматривая картину «В колхозном саду», педагог на одном из занятий явно обеднила свою речь: в ее вопросах, пояснениях дети слышали только слова яблоки, фруктовые деревья. Дети же могли бы услышать: яблони, яблонька, ябло-невый сад, яблоневая аллея и т.п. И это помогло бы детям увидеть в картине много примечательного, увеличило бы силу эмоционального отклика детей на картину, положило бы начало интереса к слову, к словообразованию, как к предмету познания.

Показ многообразных случаев словообразования в бе-седах по картинам происходит не в отрыве от целостного восприятия картины, а в неразрывном единстве с возник-новением точных, полных, осмысленных и эмоциональ-но-впечатляющих восприятий, так, чтобы слова, различ-ные по смысловым оттенкам, активизировали процесс восприятия картины.

Целенаправленного обучающего показа заслуживают слова-глаголы, которыми обозначаются и тем самым вы-деляются на картине движения, действия, состояния.

Картина привлекает дошкольника динамикой изоб-ражаемого, событийностью. О поступках, действиях, дви-жениях он стремится сказать в первую очередь. И этот интерес ребенка следует использовать, приучая его опе-рировать точным выразительным словом-глаголом.

Словарь детей особенно нуждается в пополнении его глаголами, обозначающими состояние. Картинный же материал благоприятствует решению этой речевой за-дачи. Слова-глаголы типа краснеет (земляника), голубе-ет (река), зеленеет (луг) передают многоцветность кар-тины, многообразие различных состояний изображае-мого. Дети, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам: «На клум-бе красные розы; на деревьях желтые листья» и т.д. Ког-да (вслед за ребенком воспитатель по-новому, в иной языковой форме передает наблюдаемое (например, «На клумбе, в зелени травы, краснеют розы», «На деревьях пожелтела листва»), то он не только сообщит детям конкретные слова-глаголы, но и сделает предметом вос-приятия и осознания для детей слово, словосочетание, фразу, языковой материал. И новые обороты, случаи сло-вообразования, употребление глагола вместо прилагатель-ного становятся стимулом к самостоятельным ребячьим языковым поискам. Как точнее, как лучше, интереснее сказать о том или ином, такие вопросы, направляющие на поиск-подбор слова, делаются для старших детей ув-лекательными и нужными. Постепенно формируются лин-гвистические интересы и потребности.

Используя картину, следует в постепенно усложняю-щихся образцах показывать различные типы предложе-ний и закреплять их в речевой практике детей.

Такой подход к картине, когда детей побуждают раз-вертывать на ее материале умозаключения и суждения, когда преодолеваем номенклатурно-перечислительный подход к картине, обусловливает необходимость интенсивнее обучать детей различным типам предложений, в том числе сложным, с использованием разнообразных союзов и со-юзных слов. Оформление в речи суждений, умозаключе-ний, обобщений требует более сложного синтаксическо-го построения фраз.

На занятиях по картине слово, в особенности эмоци-онально-выразительное, выполняет функции активиза-ции личности ребенка, воспринимающего картину. И роль слова как средства активизации внимания, мышления, памяти, воображения велика.

Активизирующая роль слова возрастает, когда оно выступает перед детьми и как объект восприятия и осоз-нания, как объект познания. В этом случае приводятся в действие интересы лингвистического характера, и дети активизируются на все более целенаправленную речевую деятельность. Способы преподнесения на занятии по кар-тине языкового материала в качестве объекта познания предусматривают как показ языковых моделей-образцов, так и развертывание речевой практики детей для закреп-ления их в собственной речи воспитанников.

Воспитатели нередко выражают неудовлетворенность неразвернутостью детских ответов на вопросы в беседах о картине. Однако во многих случаях вопросы и обуслов-ливают свернутость и схематичность детских высказыва-ний, состоящих из одного или двух-трех слов. К таким вопросам, например, относятся излишне дробные и уп-рощенные вопросы.

Задавались, например, такие вопросы к картине «Родные поля»: «Что стоит около девочек?», «Какое это дере-во?», «А это?» -- «Корзинка с грибами», «Береза», «Елоч-ка», -- отвечали дети. Вопросами детская речь не активи-зировалась в той мере, в какой это можно было сделать, учитывая уровень речевого развития ребенка к 6--7 годам. Речевое развитие ребенка позволяет организовать более раз-нообразную речевую практику в беседах, повысить само-стоятельность детей.

Содержательность детских ответов, степень их разверну-тости зависят от того, насколько значительны и разнооб-разны по содержанию вопросы, какие умственно-речевые задачи они ставят перед детьми.

При рассматривании картин дети в первую очередь обращают внимание на событийную сторону изображен-ного и правомерным является то, что вопросы вначале побуждают детей к установлению действий и поступков тех, кто изображен на картине. Однако детей надо при-влекать и к описанию обстановки, в которой происхо-дит событие, к описанию движений, поз, внешнего вида участников события, к описанию природы, вещей. По-буждая детей к точному и обстоятельному описанию обстановки, мы добиваемся более полного и эмоцио-нального, яркого восприятия картины, более глубокого понимания событий, действий героев, их поступков.

Как задавать вопросы? Как устранить при их постановке опасность нарушения целостного впечатления от картины?

Прежде всего предлагать вопросы, которые побужда-ют описать обстановку, надо так, чтобы они были связа-ны с событием, с его участниками. Надо учить детей смот-реть на фон, на детали как бы вместе с героем события, его глазами, с его позиции.

Вопросы типа «А это что?», «Что еще вы видите на картине?» уводят ребят в сторону от главного в картине. Отвечать на такие вопросы детям легко, именно из-за по-становки таких упрощенных вопросов интерес детей к кар-тине снижается, появляется простая номенклатурность описания, целостность и эмоциональная живость впе-чатлений от картины ослабляются. Речевая активность детей становится незначительной Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.202.

.

Детей не может не заинтересовать событие, изображенное на картине «Новенькая», -- встреча в детском саду новичка. Их не может не заинтересовать и то, что есть в детском саду, куда пришла новенькая девочка, что ей показывают.

После того как с детьми установили событие, запечатленное в картине (в детском саду новую девочку встре-тили приветливо, ласково); детям задали вопросы: «Что увидит девочка в групповой комнате, вот здесь (выделя-лась часть картины)?»; «Что ей покажут дети, когда она подойдет сюда?»; «Какие игрушки увидит девочка в саду?»

Дети точно показали все, что изображено на картине, обстоятельно рассказывали о различных предметах, расте-ниях, игрушках, но они не отходили от основного собы-тия, от героя события, они продолжали видеть перед собой главное действующее лицо. Вопрос (к картине «Новенькая») о том, как встретили девочку в детском саду, побудил к отбору слов: «Хорошо. С игрушками. Радостно». И когда воспитатель предложил другой вариант («Девочку встрети-ли приветливо»), внимание детей к слову было очень высо-ким, дети сразу подхватили его и начали включать в свои рассказы.

Картины, изданные для детских садов как учебные на-глядные пособия, приноровлены к особенностям до-школьного возраста, учитывают их; на этом доступном картинном материале и становится возможным учить де-тей, при осмысливании и интерпретировании содержа-ния картины обращать внимание на композиционно-изоб-разительные средства. Этот необходимый этап освоения картины в единстве ее содержания и формы и может под-готовить детей к осмысленному и эмоционально-эстети-ческому «прочтению» картин -- произведений искусства.

Вот как справляется с описанием художественной кар-тины А. Рылова «В голубом просторе» ребенок шести с половиной лет (ребенок ведет описание по репродукции картины): «Здесь море. Вдалеке видны скалы. Лебеди летят в жар-кие страны. Лебеди пролетают через море. На скалах, лежит снег. Вдалеке по морю плывет корабль. Облака плывут. Захо-дит солнце, и небо розовое. Немножко розовое. Уже насту-пил вечер. Море шумное. Поэтому видны барашки на вол-нах. Море темно-синее. Над морем летит стая лебедей».

Ребенок увидел в картине и море, и небо, и летящую стаю лебедей, и корабль, и плывущие облака, и скалы со снежными вершинами; уловил многоцветность пейзажа, подметив белые барашки на волнах, темно-синее море и розоватое небо от заходящего солнца. О летящих над морем лебедях говорит дважды: в начале своего рассказа («Лебеди пролетают через море») и в конце («Над морем летит стая лебедей»). Этим как бы подчеркивается главное в картине.

Появлению целостных, развернутых высказываний де-тей о картине содействуют не только вопросы, но и об-разец описания ее педагогом.

Опыт работы по развитию диалоги-ческого общения детей со сверстни-ками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.