Рефераты. Диалогическая речь у детей дошкольного возраста






Диалог -- сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильно-стью языковой формы, в которую облекаются мысли; слу-шать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно; вносить соответствующие изменения и по-правки.

Можно выделить несколько групп диалогичес-ких умений:

1. Собственно речевые умения:

-- вступать в общение (уметь и знать, когда и как мож-но начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

-- поддерживать и завершать общение (учитывать усло-вия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; дока-зывать свою точку зрения; выражать отношение к предме-ту разговора -- сравнивать, излагать свое мнение, приво-дить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

-- говорить выразительно в нормальном темпе, пользо-ваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включают-ся: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба,

согласие и отказ, изви-нение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 -- 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных дей-ствий, достижения результатов и их обсуждения, участво-вать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения -- уместное ис-пользование мимики, жестов.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В группах раннего возраста ставится задача развития по-нимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрос-лых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают ини-циативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрос-лому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими деть-ми. Следует воспитывать потребность делиться своими впе-чатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого эти-кета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), по-ощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближай-шего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отве-чать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружаю-щими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространен-ной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Посте-пенно он приобщает детей к участию в коллективных бесе-дах,

где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: форми-рование умений приветствовать родных, знакомых, това-рищей по группе, с использованием синонимических фор-мул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по те-лефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не пе-ребивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в со-ответствии с услышанным строить ответ, дополнять, ис-правлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не нахо-дящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, про-смотренных кинофильмов.

Для младшего дошкольника наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка со взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование.

Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятель-ности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия).

На прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре взрослый использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения.

Например: "наклонитесь", "положите", "повернитесь", "похлопайте" и т.д.

С детьми 4-5 лет воспитатель является активным участ-ником и организатором общения: разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл новых слов; предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям.

В этом возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отве-чать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств,

действий с ними, взаимоотношений с окружаю-щими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространен-ной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Посте-пенно он приобщает детей к участию в коллективных бесе-дах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: форми-рование умений приветствовать родных, знакомых, това-рищей по группе, с использованием синонимических фор-мул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по те-лефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним. Дети 4 -- 5 лет активно вступают в разговор, могут уча-ствовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по иг-рушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрос-лого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, по-том).

В старших, группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в со-ответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, про-смотренных кинофильмов.

Успешно овладение диалогической речью подразумевает целее направленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний.

2.1 Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

Разговорная речь -- наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные сред-ства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - с.137.

. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более про-ста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений. Общение воспитателя с детьми должно строиться с уче-том изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно орга-низовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интере-сов, уровня речевого развития.

Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доб-рожелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении являются понимание, призна-ние и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступа-ет в контакт со взрослым, если чувствует внимание, инте-рес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под ру-ководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.