Рефераты. Диалогическая речь у детей дошкольного возраста






:

-- Гуси, гуси!

-- Га, га, га!

-- Есть хотите?

-- Да, да, да и т.д.

Совместная изобразительная дея-тельность, конструирование, ручной труд предоставляют широкие возмож-ности для налаживания диалогическо-го общения детей. И даже тогда, когда ребенок выполняет индивиду-альную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями, возгласами, выражая широкую палитру чувств и находя отклик в виде аналогичных проявле-ний партнера. Занятия по изобрази-тельной деятельности в изостудии создают у детей чувство сопричаст-ности к

прекрасному, интересному, волнующему, пробуждают эстетичес-кие чувства и создают условия для обмена этими переживаниями.

Однако изобразительная деятель-ность -- это деятельность прежде всего индивидуальная, в которой дети выражают свое отношение, свое ин-дивидуальное видение, свое собствен-ное миропонимание. Этим занятия изобразительной деятельностью и ценны прежде всего. Поэтому не следует в угоду развитию диалога со сверстниками делать эти занятия по преимуществу коллективными, со-вместными. Присутствие сверстников и возможность переговариваться с ними -- уже условие развития диало-гического общения, но не как взаи-модействия при создании общего продукта, а как совместного пережи-вания, сопереживания в общей твор-ческой атмосфере. Изобразительная деятельность может быть совместной, когда дети создают общий продукт и взаимодействуют в процессе его со-здания: общее панно из отдельных индивидуальных работ-фрагментов (праздничная улица, созданная из отдельных домов; зимний лес, со-ставленный из отдельных деревьев и т.п.); общая работа (например, «Сказочный замок»: каждый ребенок расписывал какую-то часть и рисовал персонажи, работая на одном листе, за одним мольбертом). Тогда изобра-жение как действие выполняется ин-дивидуально, а создание единого сю-жета на одном пространстве дает основу для обсуждения этой новой целостности, для рассуждения, для общения.

Подчеркнем еще раз: изобразитель-ная деятельность как форма художест-венного творчества предполагает ин-дивидуальное проявление образного мышления, образного видения, эмо-ций, личностную позицию каждого ребенка и не должна подчиняться целям обучения налаживанию взаимо-действия Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - с. 53.

.

Изобразительные навыки детей могут использоваться ими в коллек-тивных занятиях типа «Запомни и нарисуй» (картинки на стенде, персо-нажи в инсценировке, набор предме-тов в кузовке и пр.). Но в этом случае рисование выступает скорее как прием схематического изображе-ния, как средство обозначения, про-странственного моделирования.

В этой своей функции рисование может использоваться как прием при обучении совместному сюжетосложению, рассказыванию по схеме, по серии схематических изображений, как средство фиксации знаний об обобщающих наименованиях, много-значных, одноструктурных, одноко-ренных словах, антонимах и т.п. Основу для общения со сверстником при этом создает условие: нарисовать вместе, на одном листе; нарисовать так, чтобы изображения не повторя-лись. Этот прием хорошо использо-вать в дидактических играх.

Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательно-го содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.

В дидактике известно несколько основных типов настольных дидакти-ческих игр: лото, домино, маршрут-ные (лабиринтные), разрезные кар-тинки. Все они строятся на взаимо-действии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять игра-ми самостоятельно. Появляются ука-зания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: вишня -- это фрукт? Кукуруза -- это овощ? Телевизор -- это мебель?

Особое значение для развития диа-логического общения со сверстника-ми имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2--3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, диф-ференцирование звуков и др.), а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему во-просы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказыва-ние, рассуждать, соблюдать очеред-ность, отвечать на высказывания со-беседника.

В процессе словесных дидактичес-ких игр парами обучающими момен-тами являются осознание игровых правил как правил общения, а также обогащение опыта взаимодействия со сверстником в ходе игр с правилами.

Игры парами могут быть организо-ваны как самостоятельная форма обу-чения в отдельном помещении (на-пример, фольклорном кабинете, гор-нице и пр.) или в групповой комнате следующим образом: двое детей игра-ют, а остальные наблюдают за ними. При этом очень важно, чтобы дети начали играть друг с другом самосто-ятельно. Только в этом случае возни-кает взаимодействие со сверстником. (Иначе это фронтальная форма все того же общения со взрослым.) При неоднократном обращении к одной и той же игре дети усваивают правила и содержание игры и начинают полу-чать от нее удовольствие.

Большую радость доставляют детям такие традиционные словесные ди-дактические игры, как «Угадай на ощупь» (дифференцирование звуков), «Чего не стало?» (родительный падеж множественного числа), «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?» (обобщающие наименования «Овощи», «Фрукты»), «Бывает -- не бывает» (рассуждение) Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - с. 54.

.

Парное взаимодействие может быть эффективно организовано и в процес-се коллективного речевого занятия. Для этого хороши задания с разрез-ными картинками, на составление рассказа по серии картин или по условным схемам, игры с коллектив-ным рисованием по типу «Запомни и нарисуй», а также игра в кругу с мячом «Закончи предложение». Очень хорошо использовать на фронтальном занятии игру «Отгадай предмет, кото-рый я загадала»: один ребенок зага-дывает предмет (кладет фишку под одну из выставленных картинок), а остальные дети пытаются отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Например, на стенде картинки с изображением часов (часы механи-ческие и электронные; настенные, напольные, настольные, наручные; песочные, ходики, будильник и т.п.). Дети отгадывают предмет, задавая вопросы типа: это часы электронные? Механические? У этих часов есть гири? У них есть маятник? Они стоят на полу? И т.п.

По этому же типу можно строить игры, в которых материалом являются разнообразные игрушки, предметы посуды, мебели, сюжетные картинки.

Рассмотрим еще приемы развития диалогической речи в опытной работе.

В опытной работе Коротковой Э. Л. изучалось на материале за-нятий по картинам применение принципа взаимосвязан-ности работы над диалогической и монологической фор-мами речи Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.201.

.

Говоря с детьми о картинах, следует шире и многооб-разнее применять доступные дошкольникам образные сред-ства языка. Тогда беседа о картине будет повышать интерес к ней, способствовать эмоциональному сближению детей с героями событий, изображенных на картине, тогда бе-седа о картине, рассказ о ней будут обогащать детскую речь, воспитывать любовь к родному слову.

Картина, в свою очередь, поможет педагогу полнее рас-крыть для детей смысл и эмоциональную выразительность сравнений, метафор, образных описаний, эпитетов, по-скольку становится возможным соотнести их с образной наглядностью, с картиной.

Воспитатель выбирает вполне доступные дошколь-нику языковые средства, чтобы усилить эмоциональ-ность и образность своей речи и тем самым углубить восприятие картины и приобщить детей к богатствам родного слова.

Однако, заботясь о точности обозначения словом того, что дети видят на картине, дошкольные работни-ки не всегда добиваются эмоциональной выразительно-сти речи, так что их речь, подчас сугубо деловая, мало затрагивает чувства, интересы детей, их воображение.

Речь, с которой педагог обращается к детям при рас-смотрении картин, его вопросы, пояснения, рассказы должны быть одновременно и точными и эмоционально выразительными, причем выразительность речи усили-вается ее стилистическими особенностями.

Дети подготовлены к осмысливанию и эмоциональному восприятию в момент рассматривания картины доступных им образных слов и словосочетаний: они с раннего детства постоянно слышат художественное слово, сами переска-зывают Сказки, читают наизусть стихи.

С детьми пяти лет рассматривали картину «Зима» (се-рия картин «Наша Таня»). Отвечая на вопрос, где лежит снег в саду, они говорили: «Снег лежит на земле, на де-ревьях, на заборе, на скамейке». Обобщая детские выска-зывания, педагог сказал: «Все в саду от снега стало белым-бело». Дети с особым вниманием прислушались к речи педагога и с интересом еще и еще раз вглядыва-лись в картину. Они сами с желанием повторяли новый для них речевой оборот. Показывая на этой же картине елочку, покрытую снегом, воспитатель побудил самих детей к доступному для них образному описанию. «Елоч-ка в белой шубке снеговой», -- смогли сказать дети.

В подготовительной к школе группе показали картину «Родные поля» (серия картин для детских садов сельской местности). Воспитатель, предложив детям посмотреть на реку, отметила, что река протянулась голубой лентой. По-смотрев на поезд, дети услышали о том, что дымок над поездом стелется белым облачком. Подобная метафорич-ность речи активизировала внимание детей, их воображе-ние, повысила эмоциональность восприятия картины, по-служила образцом включения в речь образного слова.

Когда дети рассматривали картину «В колхозном саду», они отметили: «Колхозники вырастили много яблок; яб-локи спелые, красные, желтые». «Да, -- подтвердила вос-питательница, -- яблоки спелые: что ни яблоко, то жел-тое, с красной щечкой» (описание заимствовано из книги Б.Житкова «Что я видел»). Дети при этих словах оживи-лись, заулыбались, некоторые захотели показать на кар-тине яблоки: «У этого яблока вот какая большая красная щечка», «А у этого краснее!» И сами они нашли вырази-тельное слово: «У всех яблок --- красный бочок».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.