«Нельзя ребенка допускать описывать то, судить о том, о чем, у него нет достаточных, им вполне и ясно усвоенных данных»,-- писала Е. И. Тихеева Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. - с.48.
Своими вопросами воспитатель должен направлять мысль детей на существенные, характерные признаки и явления. Нель-зя задавать детям вопросы, которые им непосильны, а также такие, которые не способствуют активизации мысли. С этой точ-ки зрения не следует задавать пяти-, шестилетним детям такие вопросы: сколько ног у коровы? Сколько глаз у кошки? Сколько ушей у кролика? и т. п. Во-первых, это детям хорошо известно; во-вторых, беседа о количестве ног, ушей, глаз, хвостов ничего не прибавляет к знаниям детей о животных. Ведь все животные имеют одинаковое количество ног, ушей и пр. Одно животное отличается от другого не количеством членов тела, а характер-ными их качествами, образом жизни, повадками. У кролика уши длинные; у кошки ушки маленькие, стоячие; у белки на кончи-ках ушей кисточки. Следовательно, правильнее задать детям вопрос о качестве внешних признаков животного: какие глаза у кошки? Какой у нее хвост? и т. п Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. - М.: АПО, 1994. - с.12.
.
Все основные вопросы беседы в их логической последова-тельности должны быть записаны в календарном плане или в конспекте воспитателя.
При проведении беседы в зависимости от ответов детей иног-да возникает необходимость задавать дополнительные вопросы, но не следует удаляться от содержания основной темы беседы.
Для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, необходимо исполь-зовать наглядный материал: картину, игрушку, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой инте-рес и речевую активность. Их высказывания в этом случае не-посредственно опираются на ощущения и восприятия.
Разный наглядный материал используется по-разному: одни предметы раздаются детям (ветки деревьев, семена, предмет-ные картинки), другие показываются воспитателем всей группе (картина, живое животное, посуда и т. п.); в последнем случае предмет по своим размерам должен быть доступен для обозре-ния каждому ребенку.
Наглядный материал готовится заранее и хранится так, что-бы он преждевременно не отвлекал детей. Предмет, который используется на занятии в качестве наглядного пособия, должен ярко иллюстрировать программный материал беседы.
В конце занятия полезно закрепить содержание беседы или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать разными путями, а именно: воспитатель излагает содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повто-ряя самое существенное; в конце беседы проводится дидакти-ческая игра на том же программном материале (на это отводит-ся 3--5 минут); детям предлагается прочитать знакомое стихо-творение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы; можно прочитать художественный рассказ.
Какой вариант изберет воспитатель, зависит от темы бесе-ды, от запаса знаний детей и от времени, когда проводится за-нятие. Беседу об овощах можно закончить дидактической игрой «Угадай на ощупь овощи»; беседу о подготовке к празднованию Нового года можно заключить новогодней песней, которую дети уже разучили на музыкальных занятиях Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.223.
При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить во-прос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтерес-но ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.
Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Надо стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если же воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то осталь-ные дети перестают участвовать в беседе. То же происходит, когда сам воспитатель, во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно, или без всякой нужды повто-ряет все, что говорят дети.
Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хо-ром. Но если воспитатель ставит такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же простой ответ (например, «были», «ходили»), то дети могут ответить хором.
Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в том нет прямой надобности; нецелесообразно ценой длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или еще не преодолел своей застенчивости; в таких случаях мож-но удовлетвориться кратким, даже односложным ответом.
Ответы детей во время беседы носят характер кратких или более или менее развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Нецеле-сообразно требовать от детей полного ответа. Так называемые полные ответы строятся ребенком по готовому шаблону: он по-вторяет все слова вопроса и присоединяет к ним ответное слово:
«Что делает кошка?» -- «Кошка делает... спит!» Подобная пе-дантичность делает беседу сухой и нудной Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: Просвещение, 1966. - с.69.
Дети должны отвечать достаточно громко, отчетливо, бод-рым голосом. Воспитатель предлагает ребенку, если он говорит тихо, повторить ответ громко, но не кричать. «Никто не слышал, что ты сказал,--должен пояснить воспитатель.--Повтори гром-ко свой ответ».
Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры.
При подготовке и проведении таких вступительных бесед воспитатель должен соблюдать те же правила. Беседы в раз-вернутой форме проводятся с детьми среднего и старшего воз-раста.
В младшей группе беседой сопровождается рассматривание картин, живых объектов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11