Рефераты. Диалогическая речь у детей дошкольного возраста






Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведе-ния: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.

Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью -- необходимым услови-ем полноценного социального развития ребенка. Развитый диа-лог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в разви-тии диалогической речи в условиях социального благополучия, ко-торое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую оче-редь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не толь-ко говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая по-зицию тактичного собеседника.

1.1 Своеобразие детского диалога

Если малыш пяти-шести месяцев жизни видит занимающегося своими делами взрослого, он до-ступными ему средствами (гудением, лепетом) старает-ся привлечь его внимание. В два года речь ребенка стано-вится основным средством общения с близкими взрослыми, он для них «приятный собеседник».

В три года речь становится средством общения между сверстниками. Однако изучение того, как реагиру-ет младший дошкольник (2--4 года) на незнакомого че-ловека: стремится установить контакт? выжидает? не от-вечает на общение? -- выявили следующее. Если незнакомый взрослый не обращается к ребенку или выражает свое расположение лишь мими-кой и улыбкой, то лишь 2% детей пытаются войти с ним в контакт. Правда, на активное обращение откликается уже каждый восьмой ребенок этого возраста.

Конечно, дети робеют, но главное они не имеют опыта взаимодействия с разными людьми; у них недостаточно развиты мотивы общения и средства для осуществления этой деятельности.

То же можно сказать и о взаимообщении детей. Период его «взлета» (в смысла разнообразия мотивов общения и языковых средств) -- пятый год жизни. В старшем до-школьном возрасте наблюдается известный спад: однооб-разие мотивов общения и простота их языкового выраже-ния.

Психологи считают, что сензитивным (благоприятным в смысле восприимчивости) периодом развития речи яв-ляется возраст 2--5 лет. А как непосредственно перед шко-лой мы помогаем ребенку освоить родной язык и функ-ции речи (навыки общения, умение понятно изложить, что чувствует, над чем размышляет, о чем узнал)? На-сколько прочным является то, чему учили детей на заняти-ях, т.е. каково «качество» их самостоятельных высказыва-ний и уровень речевой активности? Ответить на эти вопросы можно сопоставив речь детей среднего и старшего дошколь-ного возраста.

Для устной речи как монологической, так и диалогической, характерны краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная непосредственность, интонационная и образная

выразительность изложения: насыщен-ность поговорками, пословицами и так называемой «поговороч-ной мелочью» Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? - М.: Просвещение, 1988. - с.66.

.

Воспитатели детского сада направляют свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих и само речевое общение проходило в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе.

Содержательность речи зависит от содержательности жизни детей. Запас интересных наблюдений, впечатлений, пере-живаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выра-жении обогащает детскую речь.

Добиваясь содержательности речи детей, не следует забы-вать о том, что они очень любят играть словами и звуками, но это хорошо на своем месте и в свое время. Понятность речи, как результат ясной мысли, достигает-ся умением говорить с достаточной полнотой и последователь-ностью. Работа над содержательностью и понятностью детской речи--это в то же время работа над формированием мышления ребенка и расширением его кругозора.

Требования программы в части обучения диалогической речи в основном сводятся к тому, чтобы научить детей пользоваться такими необходимыми формами устной речи, как вопрос, ответ, краткое сообщение, развернутый рассказ.

Эти требования осуществляются главным образом на заня-тиях. В то же время для развития диалогической речи наряду с занятиями большое значение имеет речевое обще-ние детей друг с другом и с воспитателем в повседневной жизни.

Начиная с пятого года жизни, можно наблюдать диф-ференцированное, в зависимости от ситуации и темы выс-казывания, использование языковых средств. Так, выска-зываясь о явлениях природы, дети в 3--7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни ак-

тивизируется в 2--2,5 раза употребление глаголов. В выска-зываниях о природе их мало (11-16%).

Также дифференцированно дети используют грамма-тический строй речи. Наиболее благоприятна для включе-ния в высказывания сложных предложений ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснить, убедить его, доказать. Большое число сложных предложе-ний встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17--20%) Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. - М.: Просвещение, 1993. - с.73.

.

Возросшая на пятом году активность и самостоятель-ность в деятельности облегчает детям освоение функций речи: общение со взрослыми и друг с другом, умения понятно выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок про-износит в среднем 180--210 слов в течение 30 минут игры. У детей большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают -- 40% от общего числа поводов возникновения высказываний. В этих ситуациях дети про-износят так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познава-тельном отношении занятиях по родному языку. Морфо-логический строй высказывания (в смысле частоты ис-пользования глаголов, прилагательных, наречий) при этом не хуже, чем на занятиях.

До четырех лет у детей наблю-даются случаи индукционных отношений между речью и игровыми действиями. Ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что собирается сделать или уже сделал, но молчит во время выполнения собственных дей-ствий. На пятом году желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается. Так, ребенок старше 4,5 лет сопровождает речью в среднем каждое второе (бы-товое, игровое) действие. Но в отличие от ситуации объяс-нения высказывания детей в этих случаях на 90% состоят из простых предложений. Однако отражение действий в громкий речи важно тем, что это один из этапов форми-рования умственных действий.

Таким образом, речевую практику детей не только во время занятий, но и разных видов деятельности можно с успехом использовать для закрепления речевых навыков и совершенствования мышления.

Глаголы в процессе речевого общения дети употребля-ют преимущественно в форме повелительного наклоне-ния и инфинитива. Но уже к середине года во 2-й млад-шей группе, а особенно в средней в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: «Да-вай играть! Давай вместе построим гараж!». Описанные формы заключают в себе призыв к совместной деятельно-сти, элементы ее мотивации и планирования. Они наблю-даются, когда ребенок обращается к другу по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети гово-рят в форме короткого приказа: «Беги!», «Сядь!».

Ближе к пяти годам в высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных те, которые характеризуют нрав-ственный облик («чистюля», «смельчак») Винокур Т. Г. О некото-рых синтаксических особенностях диалогической речи // Ис-следования по грамматике русского литературного языка. - М.: изд. АН СССР, 1955. - с.56.

.

Нравственный словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характери-зуют выполнение правил и оценивают поведение (пра-вильно--неправильно, плохо--хорошо). Это подтвержда-ет, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4--5 лет становятся регулятором поведения детей.

Наречия и прилагательные, которые служат для ха-рактеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без спросу, веселый, верный и др.) редко встречаются и в рассказах, и в повседневном общении детей. Поэтому уже в средней группе наряду с навыками общественного поведения у детей следует формировать и соответствую-щий словарь.

У части воспитанников старших и подготовительных групп в самостоятельных высказываниях заметно возрас-тает по сравнении с пятым годом жизни число глаголов. При определенных условиях, например, если дети любят совместно со взрослыми или сверстниками рассматривать иллюстрации, картинки, это может совершенствовать пользование речью. И дело не только в том, что вокруг глагола, как активной части речи, легко группируются другие части речи, что естественно усложняет граммати-ческий строй. С помощью глаголов дети нередко характе-ризуют поступки, выражают свое отношение к людям. (На-пример, из рассказа о почтальоне: «Он не забывает, кому какие журналы и газеты принести. Доставляет их в любую погоду. Почтальонов надо беречь, помогать им».) Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.49.

. Дети5--7 лет, которые в само-стоятельных высказываниях употребляют достаточное ко-личество глаголов, легче домысливают сюжет, т.е. выделяют скрытые связи, высказывают оценочные суждения.

Можно сказать, что в самостоятельных высказываниях детей 6--7 лет, по сравнению с воспитанниками средних групп, существенно не меняется ни морфологический со-став, ни уровень сформированности признаков связной речи. Если же дети 5--7 лет пытаются о чем-то рассказать само-стоятельно, соподчиненность частей может отсутствовать, мысль прерывается вставкой-перечислением. Так, можно услышать: «Это пограничники стоят в дозоре с собакой». Далее ребенок перечисляет, что нарисованы сосны, ели, пограничные столбы. Рассказ неожиданно заканчивается словами: «Пограничники довольны, что братик подарил им собаку».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.