Рефераты. Кримінологія






Криминология - самостоятельная социально-правовая (социолого-правовая) наука. В ее предмете выделяются по содержанию четыре основные составные части, четыре группы изучаемых социальных явлений:

·        преступность;

·        личность преступника;

·        причины и условия преступности (детерминанты);

·        предупреждение  (профилактика) преступности.

 

 

44.   Класифікація профілактичних заходів.

По уровню, различаются меры:

общесоциальные, специально-криминологические и индивидуальные.

 По масштабу применения меры преду­преждения преступности делятся на общегосударственные, региональные, локальные и индивидуальные.

По содержа­нию: экономические (например, снижение безработицы); политические (защита конституционных прав граждан); социальные (повышение заработной платы, защита инте­ресов малообеспеченных слоев населения); организационно-управленческие (совершенствование деятельности право­охранительных органов); культурно-воспитательные (ува­жение к праву, к закону); правовые и иные меры (демогра­фические, медицинские, технические, технологические и т.д.).

По моменту применения: меры криминологической профилактики с ее подвидами; меры предотвращения и меры пресечения.

 По субъектам деятельности: меры, при­меняемые специализированными государственными орга­нами и их подразделениями (органы внутренних дел, орга­ны прокуратуры, органы службы безопасности, таможен­ного контроля, органы налоговой милиции и др.); обще­ственными организациями и гражданами.

По механизму действия: меры, упреждающие, ограничивающие, устра­няющие негативные явления и процессы; меры защиты; меры переубеждения; принуждения; предосторожности; меры помощи и др.




Как интегративная система организованного противо­действия преступности, объединяющая различные преду­предительные меры, предупреждение преступности осу­ществляется на трех уровнях: общесоциальном, специаль­но-криминологическом и индивидуальном.

Общесоциальное предупреждение преступности — это такие всесторонне обоснованные экономические, социаль­ные, политические, идеологические, культурно-воспита­тельные, организационно-управленческие, правовые и иные по характеру меры, которые разрабатываются и осу­ществляются в государстве с целью ослабления и устране­ния деструктивных явлений и процессов, обусловливающих преступность. Меры общесоциального предупреждения внедряются через государственные и региональные планы социально-экономического развития. Предупредительный потенциал этих мер состоит в том, что их реализация умень­шает социальные противоречия, криминогенное противо­стояние различных слоев населения, снижает уровень безработицы, повышает стандарт жизни людей, создает необходимые условия для легализованного получения до­статочных доходов граждан, содействует построению креп­кого фундамента нормального функционирования всех социальных сфер, воспитанию и контролю над несовершен­нолетними и молодежью, оздоровлению морального кли­мата в обществе, закреплению приоритетности общечело­веческих ценностей и благ, соблюдению демократических основ и т.п.

Специально-криминологическое предупреждение пре­ступности — это совокупность мер, направленных на упреждение, выявление, ограничение и устранение нега­тивных явлений и процессов, порождающих преступность, и недопущение совершения преступлений на различных стадиях преступного поведения, т.е. на стадиях возникно­вения умысла и принятия преступного решения, приготов­ления и покушения. Преступное поведение имеет свое начало, развитие и за­вершение. Важно не допустить как формирование умысла, преступного намерения, так и совершение самого преступ­ления.

Индивидуальное предупреждение преступлений — раз­новидность предупреждения преступности путем осущест­вления предупредительной работы с конкретными лицами. В основе таковой лежат обоснованное предположение, про­гноз и правовые основания, что поведение тех или иных лиц свидетельствует о реальной возможности перехода их на пре­ступный путь. Устранение опасности вероятности соверше­ния ими преступлений — главная задача индивидуального предупреждения. На практике оно сводится к выявлению лиц, склонных к совершению преступлений, оценке вероят­ности такового, оказанию на них позитивного воздействия с целью недопущения совершения преступлений.


 

 

45.  Профілактична діяльність, яка здійснюєтъся правоохоронними органами.

К числу субъектов, для которых предупреждение пре­ступности является одной из главных функций в сфере правоохранительной деятельности, относятся правоохра­нительные и правоприменительные органы, их службы и
специализированные подразделения: органы прокуратуры, внутренних дел, юстиции, службы безопасности Украины, таможенные органы, органы охраны государственной гра­ницы, органы государственной налоговой администрации
и ее службы, органы государственной системы исполнения наказаний Украины, государственная контрольно ревизи­онная служба, органы рыбоохраны, государственная лесная охрана, иные органы и службы, которые осуществляют
также и функции предупреждения преступности.

Органы прокуратуры. Можно вы­делить такие направления такой деятельности: 1) Крими­нологический анализ преступности и участие на этой осно­ве в разработке мер по предупреждению преступности. 2) Надзорная функция прокуратуры, служащая целям предупреждения преступ­ности. Криминологический аспект в обще надзорной работе прокуратуры состоит в контроле за тем, чтобы претворялись законы, программы, постановления именно о предупреж­дении преступности. 3) Участие в комплексном планирова­нии и разработке мероприятий по предупреждению пре­ступности, в содействии при составлении планов преду­преждения преступлений и иных негативных явлений и процессов, их порождающих. 4) Активизация деятельности общественности по предупреждению преступности. 5) Ор­ганизация криминологической осведомленности населения о преступности и правовой пропаганды и участие в таких мероприятиях. 6) Координация предупредительной дея­тельности правоохранительных органов, что позволяет придать ей необходимую целенаправленность и наступательность, умело сочетать их возможности и ресурсы.

Органы внутренних дел. . Как орган, имеющий довольно сложную их струк­туру, обладающий оперативностью, мобильностью, инфор­мацией, средствами, техникой и специалистами, органы внутренних дел проводят самую различную работу по укре­плению правопорядка и законности, профилактике, предот­вращению и пресечению преступлений, индивидуальному предупреждению.

Служба безопасности Украины. на эти органы возлагается: защита государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потен­циала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности ино­странных спецслужб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.

Органы охраны государственной границы. Вместе с иными правоохра­нительными органами они осуществляют оперативно-ро­зыскную деятельность, используют меры по недопущению перехода, переезда правонарушителями государственной границы, в необходимых случаях их административного задержания, личного осмотра, а также транспортных средств, предотвращение и пресечение незаконного перехода границы с различной целью (миграция, торговля людьми, профессиональное бродяжничество и попрошай­ничество, контрабанда и др.).

Таможенные органы Украины. эти органы осуществляют широкомасштабную деятельность по специально-криминологическому преду­преждению таможенной преступности, т.е. совокупности преступлений, связанных с нарушением порядка переме­щения товаров и ценностей через таможенную границу (контрабанда, наркобизнес, незаконный экспорт и импорт товаров, транспортных средств и др.) Основными направ­лениями предупреждения таможенной преступности явля­ются: совершенствование процедуры таможенного оформ­ления товаров и механизма функционирования пунктов пропуска через государственную границу;

Государственная налоговая служба Украины. осуществление кон­троля за соблюдением налогового законодательства; вы­явление, исследование и устранение причин и условий его несоблюдения; выявление лиц, склонных к совершению налоговых преступлений и профилактическую работу с ними; целенаправленную предупредительную работу с на­логоплательщиками; предотвращение и пресечение нало­говых преступлений; возмещение причиненного государ­ству ущерба и пр.

Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказания. Органы и учреждения исполне­ния наказаний могут применять такие меры, как: осуществление постоянного оперативного контроля за осужденны­ми, проведение комплексных профилактических операций в местах лишения свободы; противодействие профессиона­лизации и консолидации преступников; усовершенствова­ние постпенитенциарной практики, контроля; использова­ние специальных средств для переориентации антиобще­ственной установки личности, борьба с криминальной субкультурой; предотвращение и пресечение новых пре­ступлений; помощь общественных организаций, религиоз­ных учреждений в работе с осужденными и др.

Судебные органы. Основными направлениями предупре­дительной работы судебной системы являются: выявление и устранение причин и условий, способствовавших совер­шению преступления; правовое воспитание граждан; уси­ление профилактической активности общественности.

Органы юстиции. Развивая правовую пропаганду, участвуя в формировании у граждан правового мировоззрения, инициируя проведе­ние в стране криминологических исследований, органы юстиции таким образом вносят свой вклад в предупрежде­ние преступности.

 

 

46.   Планування попередження злочинності.


 

 

47.   Кримінологічне прогнозування.

Криминологическое прогнозирование это деятельность, направленная на обработку и анализ криминологи ческой информации с целью получения знания о будущем состоянии преступности, отдельных ее видов и групп иль вероятности совершения преступления отдельным лицом.

Криминологическое прогнозирование является одной из важнейших задач криминологии. Оно позволяет: 1) преду­предить общество о возможных вариантах развития крими­ногенной ситуации в Украине; 2) осуществить надлежащее планирование борьбы с преступностью и разработать мероприятия, направленные на ее предупреждение; 3) оказывать содействие разработке специальных программ для решения социально-экономических проблем общества; 4) решить во­прос о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, которое регламентирует разнообразные сферы общественных отношений; 5) провести обоснованную криминологическую экспертизу любого законопроекта перед его обсуждением и принятием в законодательном органе; 6) прогнозировать возможные последствия мероприятий по предупреждению преступности и отдельных ее видов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.