Криминология - самостоятельная социально-правовая (социолого-правовая) наука. В ее предмете выделяются по содержанию четыре основные составные части, четыре группы изучаемых социальных явлений:
· преступность;
· личность преступника;
· причины и условия преступности (детерминанты);
· предупреждение (профилактика) преступности.
44. Класифікація профілактичних заходів.
По уровню, различаются меры:
общесоциальные, специально-криминологические и индивидуальные.
По масштабу применения меры предупреждения преступности делятся на общегосударственные, региональные, локальные и индивидуальные.
По содержанию: экономические (например, снижение безработицы); политические (защита конституционных прав граждан); социальные (повышение заработной платы, защита интересов малообеспеченных слоев населения); организационно-управленческие (совершенствование деятельности правоохранительных органов); культурно-воспитательные (уважение к праву, к закону); правовые и иные меры (демографические, медицинские, технические, технологические и т.д.).
По моменту применения: меры криминологической профилактики с ее подвидами; меры предотвращения и меры пресечения.
По субъектам деятельности: меры, применяемые специализированными государственными органами и их подразделениями (органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы службы безопасности, таможенного контроля, органы налоговой милиции и др.); общественными организациями и гражданами.
По механизму действия: меры, упреждающие, ограничивающие, устраняющие негативные явления и процессы; меры защиты; меры переубеждения; принуждения; предосторожности; меры помощи и др.
Как интегративная система организованного противодействия преступности, объединяющая различные предупредительные меры, предупреждение преступности осуществляется на трех уровнях: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном.
Общесоциальное предупреждение преступности — это такие всесторонне обоснованные экономические, социальные, политические, идеологические, культурно-воспитательные, организационно-управленческие, правовые и иные по характеру меры, которые разрабатываются и осуществляются в государстве с целью ослабления и устранения деструктивных явлений и процессов, обусловливающих преступность. Меры общесоциального предупреждения внедряются через государственные и региональные планы социально-экономического развития. Предупредительный потенциал этих мер состоит в том, что их реализация уменьшает социальные противоречия, криминогенное противостояние различных слоев населения, снижает уровень безработицы, повышает стандарт жизни людей, создает необходимые условия для легализованного получения достаточных доходов граждан, содействует построению крепкого фундамента нормального функционирования всех социальных сфер, воспитанию и контролю над несовершеннолетними и молодежью, оздоровлению морального климата в обществе, закреплению приоритетности общечеловеческих ценностей и благ, соблюдению демократических основ и т.п.
Специально-криминологическое предупреждение преступности — это совокупность мер, направленных на упреждение, выявление, ограничение и устранение негативных явлений и процессов, порождающих преступность, и недопущение совершения преступлений на различных стадиях преступного поведения, т.е. на стадиях возникновения умысла и принятия преступного решения, приготовления и покушения. Преступное поведение имеет свое начало, развитие и завершение. Важно не допустить как формирование умысла, преступного намерения, так и совершение самого преступления.
Индивидуальное предупреждение преступлений — разновидность предупреждения преступности путем осуществления предупредительной работы с конкретными лицами. В основе таковой лежат обоснованное предположение, прогноз и правовые основания, что поведение тех или иных лиц свидетельствует о реальной возможности перехода их на преступный путь. Устранение опасности вероятности совершения ими преступлений — главная задача индивидуального предупреждения. На практике оно сводится к выявлению лиц, склонных к совершению преступлений, оценке вероятности такового, оказанию на них позитивного воздействия с целью недопущения совершения преступлений.
45. Профілактична діяльність, яка здійснюєтъся правоохоронними органами.
К числу субъектов, для которых предупреждение преступности является одной из главных функций в сфере правоохранительной деятельности, относятся правоохранительные и правоприменительные органы, их службы и специализированные подразделения: органы прокуратуры, внутренних дел, юстиции, службы безопасности Украины, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой администрации и ее службы, органы государственной системы исполнения наказаний Украины, государственная контрольно ревизионная служба, органы рыбоохраны, государственная лесная охрана, иные органы и службы, которые осуществляют также и функции предупреждения преступности.
Органы прокуратуры. Можно выделить такие направления такой деятельности: 1) Криминологический анализ преступности и участие на этой основе в разработке мер по предупреждению преступности. 2) Надзорная функция прокуратуры, служащая целям предупреждения преступности. Криминологический аспект в обще надзорной работе прокуратуры состоит в контроле за тем, чтобы претворялись законы, программы, постановления именно о предупреждении преступности. 3) Участие в комплексном планировании и разработке мероприятий по предупреждению преступности, в содействии при составлении планов предупреждения преступлений и иных негативных явлений и процессов, их порождающих. 4) Активизация деятельности общественности по предупреждению преступности. 5) Организация криминологической осведомленности населения о преступности и правовой пропаганды и участие в таких мероприятиях. 6) Координация предупредительной деятельности правоохранительных органов, что позволяет придать ей необходимую целенаправленность и наступательность, умело сочетать их возможности и ресурсы.
Органы внутренних дел. . Как орган, имеющий довольно сложную их структуру, обладающий оперативностью, мобильностью, информацией, средствами, техникой и специалистами, органы внутренних дел проводят самую различную работу по укреплению правопорядка и законности, профилактике, предотвращению и пресечению преступлений, индивидуальному предупреждению.
Служба безопасности Украины. на эти органы возлагается: защита государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.
Органы охраны государственной границы. Вместе с иными правоохранительными органами они осуществляют оперативно-розыскную деятельность, используют меры по недопущению перехода, переезда правонарушителями государственной границы, в необходимых случаях их административного задержания, личного осмотра, а также транспортных средств, предотвращение и пресечение незаконного перехода границы с различной целью (миграция, торговля людьми, профессиональное бродяжничество и попрошайничество, контрабанда и др.).
Таможенные органы Украины. эти органы осуществляют широкомасштабную деятельность по специально-криминологическому предупреждению таможенной преступности, т.е. совокупности преступлений, связанных с нарушением порядка перемещения товаров и ценностей через таможенную границу (контрабанда, наркобизнес, незаконный экспорт и импорт товаров, транспортных средств и др.) Основными направлениями предупреждения таможенной преступности являются: совершенствование процедуры таможенного оформления товаров и механизма функционирования пунктов пропуска через государственную границу;
Государственная налоговая служба Украины. осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства; выявление, исследование и устранение причин и условий его несоблюдения; выявление лиц, склонных к совершению налоговых преступлений и профилактическую работу с ними; целенаправленную предупредительную работу с налогоплательщиками; предотвращение и пресечение налоговых преступлений; возмещение причиненного государству ущерба и пр.
Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказания. Органы и учреждения исполнения наказаний могут применять такие меры, как: осуществление постоянного оперативного контроля за осужденными, проведение комплексных профилактических операций в местах лишения свободы; противодействие профессионализации и консолидации преступников; усовершенствование постпенитенциарной практики, контроля; использование специальных средств для переориентации антиобщественной установки личности, борьба с криминальной субкультурой; предотвращение и пресечение новых преступлений; помощь общественных организаций, религиозных учреждений в работе с осужденными и др.
Судебные органы. Основными направлениями предупредительной работы судебной системы являются: выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления; правовое воспитание граждан; усиление профилактической активности общественности.
Органы юстиции. Развивая правовую пропаганду, участвуя в формировании у граждан правового мировоззрения, инициируя проведение в стране криминологических исследований, органы юстиции таким образом вносят свой вклад в предупреждение преступности.
46. Планування попередження злочинності.
47. Кримінологічне прогнозування.
Криминологическое прогнозирование — это деятельность, направленная на обработку и анализ криминологи ческой информации с целью получения знания о будущем состоянии преступности, отдельных ее видов и групп иль вероятности совершения преступления отдельным лицом.
Криминологическое прогнозирование является одной из важнейших задач криминологии. Оно позволяет: 1) предупредить общество о возможных вариантах развития криминогенной ситуации в Украине; 2) осуществить надлежащее планирование борьбы с преступностью и разработать мероприятия, направленные на ее предупреждение; 3) оказывать содействие разработке специальных программ для решения социально-экономических проблем общества; 4) решить вопрос о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, которое регламентирует разнообразные сферы общественных отношений; 5) провести обоснованную криминологическую экспертизу любого законопроекта перед его обсуждением и принятием в законодательном органе; 6) прогнозировать возможные последствия мероприятий по предупреждению преступности и отдельных ее видов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19