15. Раціоналістична концепція причин злочинності.
Закон о всеобщей, универсальной связи объектов и явлений реальной действительности находит свое выражение в идее (законе) причинности, сущность которой заключается в том, что одно явление при определенных условиях порождает другое явление: при этом первое явление выступает как причина; второе — как следствие. Цепь таких причинно-следственных комплексов объективно не обходима и универсальна. Это результат того, что в мире существует «связь всего со всем», что в нем наглядно просматривается «цепь причин».
16. Антропологічна концепція причин злочинності.
При анализе законов общественного развития всегда необходимо исходить из принципа историзма, который позволяет учитывать исторические условия жизнедеятельности данного общества. Он способствует установлению конкретных исторических состояний изучаемого объекта, явлениям. Их анализ только лишь с точки зрения настоящего времени ограничен и даже может быть ошибочным. В этой связи важно знать, как интересующее нас явление возникло, какие основные стадии проходило в своем развитии и уже на основании этого судить, чем оно стало теперь и может стать в будущем. Безусловно, современность не может быть правильно понята вне связи с прежними стадиями исторического процесса.
17. Концепція соціальної детермінації злочинної поведінки.
Идея (закон) причинности распространяется как на природные явления, так и на явления общественные. Применение и конкретизация этой идеи (закона) для объяснения происходящих в обществе явлений и процессов составляет суть категории социального детерминизма, ядром которого является признание закономерного характера общественного развития. Категория социального детерминизма позволяет с наибольшей адекватностью вскрывать сложное своеобразие причинных связей между различными сторонами общественной жизни.
Следует, однако, отметить ряд специфических особенностей проявления причинности в социальной среде. Здесь связь между явлениями лишена характера абсолютной неизбежности, поэтому причинность применительно к обществу носит не жесткую (линейную) зависимость, а вероятностный характер. Это значит, что в результате определенного явления конкретное следствие может наступить, а может и не наступить. Социальные явления порождаются обычно не одним явлением совокупностью явлений и процессов социального свойства.
18. Кримінологічна характеристика особи злочинця. Підстави, що потребують її вивчення.
Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем является вопрос о личности преступника.
“личность преступника” можно представить, как “совокупность свойств, присущих, совершающему или совершившему преступление, человеку, составляющих его индивидуальность”.
личность преступника в криминологии изучается на трех уровнях:
- индивидуальном;
- групповом, и;
- общем.
Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от не преступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений.
19. Соціально-демографічні ознаки особи.
Социально-демографические признаки включают в себя сведения о поле, возрасте, уровне образования, роде занятий, стаже работы, семейном положении, местожительства, принадлежности к определенной социальной группе и другие данные о социальном статусе лиц, совершающих преступления. Перечисленные признаки сами по себе не являются криминогенными; они, взятые в отдельности, не характеризуют конкретное лицо как преступника. Между тем взятые в большой совокупности на уровне преступности в целом либо на уровне отдельного вида преступлений и подвергнутые статистической обработке в сопоставлении с данными официальной демографической статистики, содержат ценную криминологическую информацию о личности преступников. При таком сопоставлении мы устанавливаем связи личности преступника с типичными характеристиками всего общества.
Сопоставляя, например, долю мужского и женского населения, втянутого в орбиту преступности, исследователи приходят к выводу, что соотношение между женской и мужской преступностью составляет в среднем 1:8. В последнее время отмечается тенденция роста женской преступности.
Соотношение различных возрастных групп в массе преступности показывает, что наибольшей криминальной активностью обладают лица в возрасте 25-29 лет, затем идут 18-24-летние, далее следуют 14-17-летние, и, наконец, 30—40-летние. Подавляющее число преступлений совершают, таким образом, люди молодого возраста. Касаясь образования лиц, совершивших преступления, в сопоставлении со сводными данными об образованности членов общества в целом, мы убеждаемся, что уровень их образования значительно ниже, чем у законопослушных граждан.
Самое низкое образование у лиц, совершающих насильственные и корыстно-насильственные преступления (грабежи и разбои), кражи имущества граждан, хулиганство.
В целом, распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже чем среди холостяков и разведенных. В большинстве случаев, как показывают наблюдения, семья стимулирует положительное поведение. Анализ преступности за последние годы свидетельствует о повышении количества преступников за счет лиц без определенных занятий, безработных и мигрантов.
Из приведенных примеров видно, что социально-демографические признаки дают существенную информацию о личности преступников, которая может быть использована как в научных, так и прикладных целях, в частности, при разработке и реализации мер профилактики.
20. Кримінально-правові ознаки особи.
Личность преступника также может быть расчленена на ряд элементов с учетом значительного количества ее различных признаков, свойств, черт, особенностей.
Социально-демографические признаки включают в себя сведения о поле, возрасте, уровне образования, роде занятий, стаже работы, семейном положении, местожительства, принадлежности к определенной социальной группе и другие данные о социальном статусе лиц, совершающих преступления. Перечисленные признаки сами по себе не являются криминогенными; они, взятые в отдельности, не характеризуют конкретное лицо как преступника.
В целом, распространенность преступности среди лиц, имеющих семью, ниже чем среди холостяков и разведенных.
Личностно-ролевые свойства выявляются, изучаются и оцениваются при «ролевом подходе» понимания личности преступника, исходные положения которого заключаются в следующем: поведение человека зависит от социальных позиций, занимаемым им в обществе, это во-первых, и, во-вторых, от понимания и выполнения им своих ролевых обязанностей и функций, которые вытекают из данных социальных позиций. Человек в обществе занимает ряд позиций и исполняет (по крайней мере, обязан исполнять) различные «роли».
Социальная позиция — это своеобразный узел отношений в социальной системе. Индивид одновременно занимает множество социальных позиций. В семье, к примеру, он отец (мать), брат (сестра), сын (дочь); на производстве руководитель, квалифицированный или подсобный работник; в общественной жизни — активный член определенного объединения (формирования) либо уклоняется от всех форм социально-полезного общения и т.д. Имеет существенное значение при этом то обстоятельство, как человек относится к выбору своей жизненной позиции: проявляет при этом активность либо пассивно занимает уготовленное ему положение, обусловленное средой его обитания с присущим ей издавна сложившимся укладом.
Социально-психологические особенности. Любая социальная реакция человека, весь строй его жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались на базе его психических состояний и процессов в ходе собственного социального опыта: от направленности его личности, мотивационной сферы, от потребностей и стремлений, установок и интересов, то есть от системы его отношений к действительности.
Определяет целостную структуру личности прежде всего ее направленность, в основе которой лежит возникающая в процессе жизни доминирующая система мотивов, подчиняющая себе все остальные мотивы и выступающая ядром мотивации его поведения. Мотивационная сфера является «центром» внутренней структуры личности, интегрирующим ее активность.
Потребность отражается в сознании человека как мотив его возможного поведения. Потребности и связанные с ними стремления имеют большей частью социальный характер. Решающая роль в их возникновении принадлежит социальной среде. Они источники человеческой активности.
21. Морально-психологічні ознаки особи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19