Рефераты. История экономики России VII-XVI веков






Наконец, определенный отпечаток на политическое и хозяйственное развитие Северо-Восточной Руси наложил тот, казалось бы не столь значительный на первый взгляд, факт, что потери среди боярско-княжеской знати во время нашествий XIII века привели к тому, что было "расчищено" место для формирования "новой" элиты сразу же на принципах подданства, а не вассалитета. Причем, это произошло в условиях господства натуральной экономики, основу которой составляло экстенсивно развивающееся земледелие. При слабо развитом ремесле и торговле, и относительной бедности государства, земля, с проживающим на ней населением, становилась основной ценностью, которой расплачивались за службу с подданными. Такое положение вещей влекло за собой серьезные изменения во всех областях жизни, в том числе и в экономических отношениях.

Все это вместе взятое и объясняет целый ряд особенностей в экономическом и политическом развитии Северо-Восточной Руси как в темпах, так и в формах.

Что же конкретно представляла из себя экономика во времена первого периода. Она, как мы уже отмечали, была отброшена далеко назад. Прежде всего это касалось отраслей с воспроизводящими технологиями: земледелия, пастбищного скотоводства, ремесла, архитектуры и т.д. Восстановление экономики сопровождалось колонизацией северных районов, куда народ бежал от татар. Однако условия для развития сельского хозяйства там были неблагоприятные. Следовательно, наряду с "колонизационным фактором" это также не стимулировало развитие земледелия, скотоводства и ремесла, по крайней мере, в начальный период.

Вновь на довольно длительное время ведущими отраслями в экономике становятся охота, рыболовство, бортничество.

Охота. О важном хозяйственном значении ее свидетельствуют многочисленные источники: закладные, духовные и продажные грамоты, где охотничьи угодья упоминаются среди важнейших хозяйственных объектов. Звериные меха для многих районов становились основным видом оплаты налогов. Так, известно, что в 1417 г. устюжане заплатили свою дань мехами в количестве 8О8О соболей, а в 1425 г. - они выплатили 5ОООО белок и 24О соболей. Однако постепенно к концу XVI века в центральных и южных землях Северо-Восточной Руси охота теряет свое хозяйственное значение, уступая место земледелию и скотоводству. Уже в XV в. в центральных землях мы встречаем упоминания только о бобровых гонах, а сама охота, хотя и остается еще довольно обильной, но начинает постепенно становиться в этих местах забавой для феодальной знати.

В то же время охота еще долго сохраняет свое экономическое значение на новых землях, население которых основной налог платило пушниной. Особенно это относится к Сибири и землям, которые входят в состав Московского государства в XV-XVI вв.

Рыболовство. Обилие богатых рыбой рек и озер приводят к тому, что рыболовство сохраняет свое хозяйственное значение до конца всего рассматриваемого периода. Об этом свидетельствуют договорные записи князей, духовные и закладные записки, где места лова рыбы оговариваются особо, как важные хозяйственные угодья, да и сам рыбный оброк занимает заметное место среди других феодальных повинностей. Примером этому может служить жалованная грамота митрополита Геронтия Кузьмину монастырю от 1477 г., в которой монахам передается право на эксплуатацию заводей по рекам Оке и Клязьме. За это монастырь облагался следующим налогом: "А дает мне тот игумен Пахомий с тех вод на мой погреб оброком в году на Дмитриев день четыре бочки щущины, да две бочки стерляжени, да две бочки лещовины".

Из бортничества постепенно в отдельную отрасль вновь выделяется пчеловодство. Оброк медом идет отдельной строкой в духовной грамоте Ивана Калиты, что говорит о его важном значении. Кроме того, часто встречаются записи об особых людях, которые специализируются на разведении пчел, причем из контекста источников ясно, что речь идет об особо ценных специалистах.

Из традиционных промыслов, характерных для времен Киевской Руси, встречаются лишь упоминания о солеварении в местах, куда не доходили татары (Солегалич, Переяславльское и Ростовское озеры). Однако в целом, судя по источникам, и эта отрасль также переживает упадок, как и большинство других промыслов.

Постепенно к концу XIV в., после некоторого успокоения, поднимаются и возвращают свое значение земледелие и скотоводство. Так, в духовной грамоте митрополита Киприана за 1391 г. в разделе, где определяется характер повинностей для монастырских крестьян, на первом месте стоят те, что связаны с земледелием: пахота, уборка хлеба, сенокосы, молотьба и т.д. Кроме того, перечисляются работы, связанные с уходом за садами и заготовкой кормов для скота "... большим людям из монастырских сел... игумнов жеребий весь рольи орать взгоном (пахать сообща), и сеяти, и пожати, и свести, сено косить десятинами и в двор ввести, сады оплетать.... А пешеходцам из сел к празднику рожь молоти, и хлеби печи, солод молоть, пива варить, на семя рожь молоть..."

Судя по тому, что в различных письменных источниках все чаще встречаются в качестве важнейших хозяйственных объектов пожни, луга, сенокосы, коровьи дворы и конюшни, мы можем говорить о довольно быстром возрастании хозяйственного значения скотоводства. Правда, пока и земледелие, и скотоводство остаются еще на низком техническом и агрономическом уровне. С этой точки зрения прогресс здесь совершенно отсутствует и восстановление идет чисто экстенсивными путями.

Ремесло и обрабатывающая промышленность, как мы уже отмечали, переживают самый глубокий упадок. Наиболее наглядно это можно проследить в архитектуре. Практически полностью чуть ли не на целый век прекращается каменное строительство. Только во второй половине XIV века оно начинается в Москве, а в массовом порядке оно идет только в XV веке. Колокольное литье, например, возобновилось только в 8О-х годах XIV века в Пскове. Там же в конце XIV в. начинают лить и пушки, а в Москве это производство было налажено лишь во второй половине XV в.

В это время ремесло в большинстве земель было представлено, прежде всего, изделиями из дерева. Довольно часто в различных документах упоминаются плотники. При некоторых княжеских дворах начинают появляться специалисты по обработке серебра и золота, однако, судя по всему, этих мастеров немного и работают они только на заказ. Есть отдельные упоминания о ремесленниках, изготовляющих льняные и суконные ткани, а также изделия из кожи.

Однако в целом ремесло восстанавливается намного медленнее, чем земледелие и скотоводство, и долго еще носит вспомогательный характер, обслуживая потребности местной знати и элементарные нужды населения. Преобладает работа на заказ. Относительно невысоким является и качество выпускаемых изделий, а отделка их, по сравнению с домонгольским периодом, отличается простотой и незатейливостью. Наиболее ярко это проявляется в ювелирном искусстве и каменном зодчестве. Почему же так происходит с ремеслом?

Во-первых, как мы уже отмечали, огромное количество людей было убито или угнано в плен. Это касалось прежде всего городского населения, так как города являлись основными объектами нападения татар, а с другой стороны именно там сосредотачивались наиболее квалифицированные кадры. Следует иметь в виду, что наиболее квалифицированных мастеров, оставшихся в живых, угоняли в плен в первую очередь. Вследствие этого прервались многие ремесленные традиции, секреты которых передавались от отца к сыну. Были потеряны многочисленные секреты производства тех или иных изделий. Так, например, было полностью утеряно искусство изготовления смальты для мозаики.

Во-вторых, феодальная раздробленность в условиях татаро-монгольского ига вела к консервированию относительной бедности и самой феодальной элиты, что также не стимулировало развитие целого ряда отраслей ремесла. На это просто не хватало средств, да и потребности тогдашней знати были невысоки.

В-третьих, общий экономический упадок, господство натурального хозяйства и бедность населения, - все это сдерживало развитие обмена, а, следовательно, и развитие массового производства. К тому же многие исходные материалы для ремесла (железо, медь, бронза, не говоря о серебре и золоте) были очень дороги, или не производились в нужном количестве.

Только с укреплением внутреннего положения в русских землях и с усилением центристских тенденций несколько ускоряется промышленно-ремесленное развитие Северо-Восточных земель.

Торговля. В ней тоже происходят довольно большие изменения. Три из пяти главных торговых путей оказались отрезанными для русских купцов, и прежде всего торговый путь по Днепру, который связывал Киевскую Русь не только с Византией, но и с Южной Европой, а также важный путь по реке Дон.

Относительно свободным оставался путь по Волге до Сарая, и через Западную Двину и Новгород на Запад. Однако и этот последний путь был также затруднен из-за противостояния с Ливонским орденом и поднимающимся Великим Литовским княжеством.

Внутренняя торговля, которая и раньше-то была развита слабее чем внешняя, в эти годы почти полностью прекращается и ограничивается рамками сел, окружающих тот или иной город. Сохранялась лишь хлебная торговля с Новгородом, но масштабы ее заметно сократились.

Правда, следует отметить, что русские купцы довольно быстро начинают восстанавливать прерванные связи. Уже к концу XIV века они сумели отчасти восстановить торговлю с Югом, хотя направленность ее несколько изменилась. Так, судя по источникам, одним из важнейших рынков для русских купцов на юге становится Крым, а в нем - город Судак, где находилось иногда до 12О купцов одновременно. Другим крымским торговым центром, где часто бывали русские купцы, был город Кафа (Керчь). Через Крым осуществлялась, хотя и нерегулярная, торговая связь с Генуей, Венецией и Константинополем. Важнейшим внешним рынком для русских купцов долгое время оставался город Сарай, столица Золотой Орды, через который шла торговля с азиатскими государствами, странами Закавказья и Ближнего Востока,

Торговля с Южной Европой практически прекращается, так как путь по Днепру и Дунаю оказался отрезанным от Владимиро-Московской Руси, а киевские и галицко-волынские земли на долгое время стали ареной борьбы между Ордой, Литовским, а затем Литовско-польским государством и набирающим силу в XV-XVI вв. турецким государством.

Тем не менее, несмотря на все трудности и препоны, русские купцы не только сами ходили в далекие страны, но и принимали у себя торговых гостей. Так, по Дону, Воронежу и Волге в Москву татары доставляли множество лошадей на продажу. В летописях за XIV век упоминаются армянские, немецкие и азиатские купцы, приходившие в Москву. Однако, судя по всему, до середины XV в. эти торговые связи носили скорее всего эпизодический характер.

Более крепкими торговыми узами со странами Западной Европы, и прежде всего с прибалтийскими городами Германии, входившими в Ганзу (купеческое объединение), был связан Великий Новгород, экономическое развитие которого в эти годы стояло несколько особняком от остальных земель и княжеств Северо-Восточной Руси.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.