Рефераты. История экономики России VII-XVI веков







С конца XIV века благодаря относительно спокойной жизни и упорному труду русского народа был не только восстановлен, но и существенно усилен хозяйственный потенциал. В экономике русских земель начинают происходить важные количественные и качественные изменения, набирают силу новые тенденции.

Сельское хозяйство окончательно становится основой экономики Северо-Восточной Руси. В нем, как и в других секторах, в это время происходят важные изменения, которые касаются как технической и технологической стороны производства, так и форм землевладения, соотношения крестьянских и феодальных угодий, отношений между различными классами и сословиями и т.д.

Прежде всего, это относится к земледелию. Расширились площади сельскохозяйственных угодий и, прежде всего, пашни. Земледелие распространяется как на север, так и на юг от "старых" уже обжитых районов, охватывая новые территории, где раньше вообще не производили хлеба. Лишь на самых северных окраинах, где из-за природно-климатических условий нельзя было заниматься земледелием, да в южных, приграничных со степью, районах по-прежнему продолжают господствовать охота, рыболовство и бортничество.

Отмечается небольшой технический и технологический прогресс в землепашестве. Меняются приемы работы, совершенствуются орудия труда и, соответственно, улучшается качество обработки почвы. К этому времени в практику входит трехзубая соха с железными сошниками, что позволяет качественнее и глубже вспахивать почву. Повышается агрокультура. Вновь повсеместно утверждается трехполье, вносятся в землю простейшие органические удобрения, начинают практиковаться яровые и озимые посевы. Все это довольно быстро приносит ощутимые плоды - повышается урожайность полевых и огородных культур и растет валовой сбор зерновых.

Быстро увеличиваются посевы таких технических культур, как лен и конопля. Из льна выделывался холст и полотно, которые шли на пошив одежды внутри страны. После повышения качества выделки льняные ткани стали продаваться за рубеж, где пользовались высоким спросом. В XVI веке различные сорта русского льняного полотна широко употреблялись даже в царском обиходе. Из конопли выделывали грубую ткань - посконь, которая шла на изготовление мешков и дешевой одежды.

Садоводство и огородничество к этому времени не только начинают выделяться в отдельные отрасли сельского хозяйства, но и становятся настолько важными секторами экономики, что привлекают внимание даже великих князей. Так, в договорных грамотах московских князей постоянно встречаются упоминания о том, что великие князья оставляли за собой право при проверке вновь пришлого населения, садовников и огородников забирать в свое хозяйство.

Правда, ассортимент овощей не был особенно разнообразным: чаще всего выращивали капусту, горох, репу, хмель. Однако его нельзя назвать и скупым. В садах, как правило, преобладали яблони, вишни, такие ягоды, как малина и смородина. Конечно, основная масса фруктов и овощей шла на внутреннее потребление, однако постепенно увеличивалось количество этих продуктов, вывозимых на продажу в города. Известны случаи продажи фруктов из садов великого князя на московских рынках.

Земледельческое хозяйство Северо-Восточной Руси всегда было комбинированным, поэтому, говоря о нем, необходимо упомянуть и о скотоводстве. Оно было обязательным элементом любого более-менее крепкого крестьянского хозяйства, не говоря уже о феодальных вотчинах. Наибольшей ценностью считались лошади, реже применялись волы. Помимо тягловых лошадей в феодальных вотчинах содержались табуны скаковых лошадей. Затем, по степени важности в хозяйстве шли коровы и быки. Повсеместно разводили овец, баранов, несколько реже свиней. У овец и баранов использовалось не только мясо, но и шерсть, и шкура. Из шерсти изготовлялось грубое домотканое сукно, которое называлось сермяга. Оно настолько широко использовалось для изготовления крестьянской одежды, что позже прилагательное "сермяжный" стало синонимом таких понятий, как "крестьянский", "бедняцкий". Шкуры овец и баранов шли на изготовление тулупов, которые в условиях суровых русских зим были обычной одеждой для подавляющего большинства населения.

Большое значение даже в крестьянском хозяйстве имело птицеводство. Об этом свидетельствуют многочисленные перечни продуктов, которые крестьяне были обязаны поставлять феодалу в качестве оброка. В них постоянно встречаются упоминания о битой птице (куры, гуси, утки), яйцах.

О том, какое важное значение придавалось в то время скотоводству и, соответственно, его кормовой базе, говорит тот факт, что даже великие московские князья в своих завещаниях специально оговаривали вопрос о московских пожнях. Аналогичные записи встречаются в документах удельных князей, бояр и монастырей. В Москве даже одна из улиц, расположенных поблизости от Москвы-реки, называется Остоженкой, так как раньше здесь на большом заливном лугу стояли большие стога сена.

В связи с ростом городов увеличивается торговля продовольствием. Это приводит к тому, что земледелие постепенно становится все более товарной отраслью экономики, так как возрастает потребность в производстве сельскохозяйственной продукции на продажу. Прежде всего это относится, конечно же, к хлебу.

Основными крупными поставщиками товарного хлеба становятся крупные феодалы и монастыри. С конца XV века все больше и больше начинают поставлять хлеб и другие продукты в город крестьяне для того, чтобы оплатить денежную часть оброка. Все это свидетельствует о некотором росте товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве.

Рост спроса на товарный хлеб вызывает расширение барской запашки, постепенно начинается наступление на крестьянские наделы. Кроме того, для работы на полях феодалам нужны рабочие руки. Одних холопов уже не хватает, и постепенно отработка распространяется и на крестьян, которые раньше находились на натуральном оброке. Таким образом, создаются предпосылки для перевода крестьян с оброка на барщину, и последняя начинает постепенно входить в повседневную практику, особенно, с конца XV - начала XVI веков. Появляются новые разновидности зависимых людей: "холопы служивые" и "кабальные люди" - то есть те, кто отрабатывал взятие у бояр или князей ссуды. Постепенно начинают усложняться условия перехода крестьян от феодала к феодалу.

Характерная черта XV века - это быстрое увеличение количества монастырей, как в "старых", обжитых землях, так и в "новых", только осваиваемых районах, и, соответственно, быстрый рост монастырских владений. Рост числа монастырей на "старых" территориях объяснялся укреплением княжеской власти и ее желанием опереться при этом на мощь такой организации, как церковь. Отсюда многочисленные пожалования в виде сельскохозяйственных угодий и других дарений и вкладов. Кроме того, следует иметь в виду, что в отличие от светских феодальных вотчин, которые постоянно дробились по мере увеличения семьи феодала, монастырская и церковная собственность была собственностью корпоративной, то есть принадлежала организации и поэтому она не дробилась.

Основание монастырей на "новых территориях" было связано с миссионерской деятельностью церкви на колонизуемых землях. Так, для второй половины XIV века характерна активная монастырская колонизация отдаленных районов Заволжья и Поморья. Кроме того, монастыри становились своеобразными форпостами государства в новых землях и, следовательно, светская власть была заинтересована в них не меньше, чем церковная. Вокруг монастырей и обителей концентрировались новые поселения, осваивающие земли.

Об интенсивности этого процесса говорят следующие цифры. Если с X по XIII века в Киевской Руси было основано 6О монастырей, обителей и пустынь, то в XIV веке - 42 монастыря, в XV веке на территориях, которые входили в состав централизованного Московского государства, было основано еще 57 монастырей и обителей, многие из которых имели богатые сельскохозяйственных и другие угодья. Как правило, это были монастыри "нового типа" - с крупным землевладениям и хозяйством, основанном на труде зависимых крестьян.

Землевладения наиболее крупных монастырей были не только обширны, но и часто разбросаны по разным районам. Так, Троицкий Сергиев монастырь к концу XV века владел землей в 35 уездах. При этом внутри уездов эти владения были разбросаны по отдельным имениям. Только по 27 уездам за монастырем числилось пашни более 2ОО десятин, не считая других угодий. Аналогичные примеры можно привести и по другим монастырям. Владения Симонова монастыря, например, были рассеяны по 18 уездам, Новодевичьего - по 14 и т.д. Такое положение вещей приводило с одной стороны к тому, что управление всеми угодьями затруднялось, а с другой стороны - это и приводило к произволу управляющих на местах. Судя по всему, последнее было довольно распространенным явлением и поэтому неслучайно, что центральной церковной власти часто приходилось регламентировать не в меру растущие "аппетиты" монахов. Так митрополит Киприан в грамоте Константиновскому монастырю, разбирая жалобы крестьян на чрезмерные поборы, был вынужден сам установить объем повинностей: "... более зажиточным крестьянам из монастырских сел церковь строить, монастырь и двор огораживать, хоромы ставить, весь участок пашни игумена сообща пахать, сеять, жать и отвозить, сено косить десятинами и во двор отвезти, забивать ез (приспособление для ловли рыбы) для весенней и зимней ловли, сады обряжать, являться на рыбную ловлю неводом, пруды прудить, ходить на бобров осенью и истоки забивать ... На Пасху и на Петров день приходят к игумену с тем, что у кого в руках. Крестьянам из сел, не имеющих лошадей, к празднику рожь молотить, пиво варить, на семена рожь молотить, лен даст им игумен в села, и они прядут, сети и дели для неводов изготовляют. А дают из сел все люди на праздник яловицу ... Если игумен приедет в какое-либо село на братчину (пиршество по случаю церковного праздника), то давать по зобне овса коням игуменским".

Источником роста церковного землевладения были не только княжеские пожалования и "подушные вклады", но и купли, обмены, а часто и просто захваты новых земель. Тенденции к расширению владений продолжались и позже. Только владения патриарха за XVI век выросли вдвое.

К XVII веку в России насчитывалось уже более 4ОО монастырей, обителей и пустынь. Многие из них становились не только фор­постами православия, но и центрами, вокруг которых концентрировалась хозяйственная жизнь в новых районах. Церковь владела не только плодородными пахотными землями. В городах ей принадлежали дворы и целые слободы, а некоторые города, например, Алексин на Оке и Гороховец, находились вообще в полной церковной собственности. Монастыри и церковные хозяйства имели различные промыслы и, пользуясь княжескими льготами, вели активную торговлю на внутреннем рынке, а через купцов и на внешнем. Кроме того, церковь являлась крупнейшим ростовщиком, давая деньги под проценты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.