Рефераты. История экономики России VII-XVI веков






Уже в XV веке, заключая новые договоры с удельными князьями, Московские великие князья постепенно добивались того, что право чеканки монеты оставалось лишь за Москвой и к концу XV в. только Москва и Новгород Великий имели собственную денежную единицу. После ликвидации независимости Новгорода в 1478 г. сложились все условия для унификации денежной системы.

В конце XV - начале XVI в. вводится единая для всего Московского государства денежная единица - рубль, который был равен 10 гривнам, а те в свою очередь - 100 новгородским деньгам или 2ОО московским копейкам. Дело в том, что новгородские деньги (копейки) еще некоторое время ходили наравне с московскими, но, поскольку они были в два раза тяжелее, то соответственно было и разное количество их в московском рубле. Строй русской счетно-денежной системы стал десятичным (реформа 1535г.).

Основу налоговой системы составляли, естественно, сборы с главного податного сословия - крестьян. В общей сложности размеры податей, которые крестьяне должны были платить землевладельцу и государству выражались следующими цифрами: при среднем размере пахотных земель на один крестьянский двор в 5 десятин (при этом следует иметь в виду, что при трехпольной системе, общий размер крестьянского участка составлял 15 десятин, но в работе находилась лишь 1\3 ), натуральный оброк, переведенный на деньги по ценам того времени, составлял к концу XV века 150 московских копеек (денег). Общая же сумма государственных налогов в денежном выражении доходила до 25 московских денег (копеек) на 1 крестьянский надел. Таким образом, крестьянин платил землевладельцу и государству 175 московских денег в год, В эту цифру не входили мелкие поборы маслом, творогом, овчинами, яйцами и т.д. Много это или мало? По подсчетам русского историка Н.Рожкова, средняя общая ценность типичного крестьянского урожая в то время доходила до 360 московских денег. Таким образом, крестьянин, без учета мелкого натурального побора и натуральных повинностей, а также трудностей со сбытом продуктов, отдавал в виде налогов чуть меньше своего валового денежного дохода.

В такой ситуации нормальное крестьянское хозяйство могло обходиться своими средствами лишь при обычных условиях, когда не нужно было никаких дополнительных денежных затрат. В случае каких-либо невзгод равновесие могло быть легко нарушено, так как оно было крайне неустойчиво.

С образованием единого государства возникает настоятельная потребность в унификации и централизации налоговой системы. До ее введения существовала система местных налогов, что полностью отвечало условиям удельной системы княжеств. Теперь ситуация изменилась. При господстве в экономике сельского хозяйства в основу единой налоговой системы могло быть положено только поземельное обложение. Поэтому для упорядочения поступления денег в казну в 4О-х годах XVI века была проведена перепись населения и угодий, с учетом их количества и качества. После этого по всей стране вводится единая посошная система обложения. За основу исчисления налогов была взята так называемая "большая соха", которая равнялась 12ОО-15ОО четвертей пахотной земли или 6 - 8 километров квадратных. Помимо этого, тягловые сословия должны были платить церковную десятину, выполнять различные натуральные и тягловые повинности в пользу и государства и хозяина.

Предпринимается попытка хоть как-то регламентировать поступление прибыли от торгового оборота. Многочисленные поборы еще долгое время сохранялись (мостовые, весовые, складские и другие деньги, внутренние таможенные сборы и т.д.). Вместе с тем вводится и единая торговая пошлина, которая составляла 5% от стоимости товара. Таким образом, мы можем говорить лишь о первых шагах формирования общегосударственной налоговой системы. Этот процесс будет продолжаться весь XVI и даже XVII в. и лишь ко времени Петра I будет составлен первый бюджет государства.

В течение второй половины XV века и всего XVI века постепенно складывается структура органов местного и центрального управления. В столице формируется система приказов, на местах- учреждаются должности и аппараты наместников, волостелий, а затем и воевод. Параллельно с этим формируется система местных налогов и сборов. Поначалу кормления наместника и волостелий не были ограничены. Однако довольно скоро вводятся количественные ограничения, которые часто на практике не соблюдались, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы и челобитные. Тем не менее мы можем, с известной долей осторожности, говорить о некоторой регламентации местных сборов.

Например, согласно грамоте, относящейся к 50-м годам XV века, крестьяне Троице-Сергиева монастыря должны были отдавать княжескому наместнику в виде корма с каждых двух плугов полоть (полтуши) мяса, мех овса, воз сена и десять хлебов, "а не люб полоть, - ино два алтына (один алтын = 6 московским или 3 новгородским деньгам), а не люб мех овса, - ино алтын, а не любы хлебы, - ино за ковригу по дензе".(Рожков, т.3, с.8).

Как видно из приведенного отрывка, наряду с натуральным выражением налога, в документе уже предусмотрен и денежный эквивалент продуктов, что говорит о довольно широком распространении товарно-денежных отношений. О том, что это не единичный факт, говорит то, что подобные документы встречаются применительно и к другим районам страны. Наиболее ярким примером регламентации этих сборов является Уставная грамота (Белозерская) Ивана III "О наместничьем управлении" от 1488 года. В ней самым подробным образом расписаны все налоги, которые крестьяне были обязаны платить не только наместникам, но и их людям, а также торговые пошлины, собираемые в пользу местных властей с купцов.

Так, на рождество наместники должны были получать кормление со всех единиц обложения - сох: с княжеских, боярских, монастырских, с черных и т.д., без исключения. "С сохи за полоть мяса два алтына, за десятеро хлебов десять денег, за бочку овса десять денег, за воз сена два алтына, а на Покров день дадут корм наместникам нашим со всех же сох, с сохи за боран восемь денег, за десятеро хлебов десять денег"(Хрестоматия .., с.181-182). Обращает на себя внимание не только совпадение перечня продуктов, но и почти полное совпадение денежного эквивалента в обоих документах, что говорит о том, что подобная налоговая система вероятно уже устоялась.

Таким образом, можно сказать, что мы имеем здесь дело с проявлением новых отношений, отличных от времен полного господства натурального хозяйства. Правда, не стоит переоценивать значение этих фактов. Ясно, что здесь мы наблюдаем только начало такого перехода от старого к новому. Новые порядки носят пока чисто механический, поверхностный характер и не проникли еще глубоко в экономику, которая сохраняет значительные элементы натуральности.

Постепенно ослабевают внутренние границы и к концу XVI-началу XVII вв. начинает складываться единый торговый рынок, чему способствует региональное разделение труда.

Со временем в рамках единого государства унифицируются отношения феодалов и крестьян, что находит свое юридическое закрепление в Судебнике Ивана III в 1497 г. В нем официально устанавливаются единые для всех правила перехода крестьянин от хозяина к хозяину, юридическое оформление отпуска холопа на свободу, порядок разрешения спорных вопросов, возникающих между феодалами по вопросам о выдаче беглых и другие вопросы. Наибольший интерес для нас представляет 57 статья Судебника, которая называется "О Християнском (крестьянском) отказе". В ней рассматриваются правила перехода крестьян от господина к господину и устанавливаются размеры платы за это: "Крестьянам отказываться из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до юрьева дня осеннего и неделю спустя после юрьева дня осеннего. Дворы жилые платят в степях за двор рубль, а в лесах - полтину. Какой крестьянин проживет за кем год и уйдет прочь, то ему платить за двор четвертую часть, кто два года проживет и уйдет прочь, ему платить половину, три года проживет и уйдет прочь, ему платить три четверти, кто четыре года проживет, то все полностью платить"(Хрестоматия по истории СССР. М.,1937,с.187).

Рост товарности земледелия приводит к усилению крепостной зависимости крестьян. И хотя господствующей формой налога об­ложения остается оброк, доходящий иногда до 50% от валового дохода крестьянского хозяйства, однако постепенно увеличивается доля барщины. Правительство, стремясь усилить товарность экономики, переводит часть государственных пошлин с натуральной оплаты на денежную.

На протяжении XVI века и первой половины XVII вв. происходит окончательное прикрепление крестьян к помещикам. Вот его основные этапы: 1. Судебник Ивана III, отменивший весенний Юрьев день, 2. Судебник Ивана IV (1550г.), который вводил новые ограничения, 3. Введение с 1584 г, практики переписей тяглового населения и составление писцовых книг, 5. Поэтапное введение 5-ти, 10-ти, 15-ти летних сроков сыска беглых крестьян, 6. Принятие Соборного Уложения 1649 г., по которому узаконивалось полное прикрепление крестьян к помещикам.

Развитие товарно-денежных отношений в городах, хотя и идет довольно быстро по сравнению с предыдущими годами, но тем не менее сдерживается отсутствием городского самоуправления и слабостью третьего сословия. Тем не менее, ремесло в эти годы претерпевает довольно серьезные качественные изменения и почти породит к мануфактурной стадии, когда мануфактуры уже определяют все положение дел в области промышленности. Появляются первые крупные казенные предприятия, основанные на ручном труде, на которых уже довольно широко осуществлялось дробление единого ранее процесса изготовления изделий на ряд специальностей, специализаций и даже операций. В совокупности с применением простейших механизмов и приспособлений это давало некоторое повышение производительности труда и вело к снижению стоимости выпускаемой проекции. Однако пока еще господствует ремесло, ориентированное на заказ. Относительно быстрое развитие товарно-денежных отношений приводит к структурным изменениям не только в отдельных отраслях экономики, но и меняет "экономический вес" и хозяйственное значение различных социальных слоев населения, которые, естественно, начинают стремиться к изменению своего социально-экономического положения.

Все это говорит о том, что страна подходит к тому рубежу, когда накопившиеся количественные изменения в экономике требуют перехода в новое качество, т.е. перестройки всей системы общественных отношений, чтобы привести ее в соответствие с изменившимися реалиями жизни. Отражением необходимости этих перемен явились высказывания, содержащиеся в трудах наиболее крупных мыслителей того времени, многочисленных ересей, которые в своеобразной форме отражали стремления различных социальных групп к переменам.

Так, один из видных общественных деятелей того периода, Максим Грек высказывался против монастырского землевладения, системы "неограниченных" кормлений, выступая за четко фиксированные налоги. Другой представитель образованных кругов Московского государства - Ермолай Эразм основу государства видел не в служивом сословии (дворянах), а в крестьянах. Он призывал к отмене многочисленных прямых и косвенных поборов и введению единого натурального налога (оброка), который, по его мнению, должен был составлять примерно одну пятую часть урожая. И, наконец, один из идеологов самодержавного государства времен Ивана Грозного И.С. Пересветов выступал за равенство сословий под началом государя, за отмену крепостного права и переход служивого сословия (дворян, бояр, дьяков) на денежное довольствие. В эти же годы появились и многочисленные еретические учения, например, нестяжатели, сторонники которых требовали пересмотреть вопрос о церковном землевладении, о месте и роли различных сословий в жизни государства. Как мы видим, в этих высказываниях в довольно своеобразной форме излагаются мысли и идеи, созвучные взглядам сторонников реформации в Европе: подрыв материальной базы церкви, существенное ограничение, а то и полная отмена феодальных порядков, расширение прав податных сословий.

Таким образом, и объективное развитие экономики, и отражение этих процессов в общественной мысли,- все говорило о том, что страна вновь стоит перед необходимостью кардинальных перемен. Условно говоря, существовало несколько возможных вариантов: либо попытаться постепенно с помощью реформ привести государство к новому социально-экономическому состоянию, либо попробовать ускорить теми или иными путями этот процесс.

До середины XVI века, казалось бы, развитие идет первым путем. Государство проводило довольно взвешенные социально-экономические реформы и даже попыталось ограничить рост церковного землевладения. Однако недостаточное развитие социально-экономических предпосылок, нарастание внутренних противоречий в Московском царстве, вызванные борьбой центральной власти с сепаратизмом светских и церковных феодалов, политическое и экономическое ослабление государства, вызванные последствиями войн,- все это подталкивало правительство Ивана IV к тому, чтобы попытаться ускорить естественные процессы политико-административными методами, т.е. с помощью государственного аппарата, а при необходимости и с помощью террора.

В результате к концу XVI века Московское государство оказалось в состоянии глубокого общего кризиса, который затрагивал как политические институты общества, так и экономику страны.

1. Форсированная централизация, опричный террор, длительные войны, усиление финансового пресса,- все это обусловило подрыв производительных сил страны и, прежде всего, крестьянского хозяйства, которое потеряло устойчивость, лишившись резервов. Часть крестьян Центральных и Северо- Западных районов погибло во время опричных экспедиций; часть разбежалась по окраинам страны. Заброшенными, по данным писцовых книг, оставались от 50 до 90% пахотных земель. Даже в Московском уезде обрабатывалось всего 16% пашни. (История Отечества... С. 146.) Эпидемия чумы 1570-71 гг. усугубила положение. В результате, несмотря на все меры, предпринимавшиеся правительством Бориса Годунова, первый же неурожайный год вызвал страшный голод, а последовавшая затем смута лишь довела всю экономику страны до полного развала.

2. В условиях идеологического и политического окружения правительство побоялось всерьез затронуть интересы церкви, и не только не ослабило, а по некоторым позициям и усилило ее власть. Вопрос об ограничении земельной церковной собственности просто не ставился всерьез.

3. Слабость третьего сословия, отсутствие сильных свободных городов и условия прифронтового государства также не оставляли правительству большого выбора. В этих условиях в борьбе за упрочение своей власти оно сделало ставку на дворян. При наличии подобного подхода к экономике это означало раздачу новых земель и крестьянам, и дворянам, усиление крепостного права, что, естественно, не только не стимулировало развития товарно-денежных отношений, а наоборот все более и более загоняло социально- экономические противоречия в тупик.

4. Потеря выхода на Балтику при отсутствии свободного пути к Черному морю, обрекало торговлю страны, да и всю экономику в целом, на медленное и трудное развитие.

В этих условиях какие- либо серьезные преобразования были просто невозможны, и поэтому многие положительные тенденции, наметившиеся к середине XVI века были попросту нереализованы.

Смута, которая сотрясала страну более 1О лет, включившая в себя и политический кризис, вызванный пресечением династии, и борьбу за престол, и крестьянские, и казацкие выступления, и интервенцию, и еще многое, и многое другое, привела государство практически на грань выживания.

Экономика страны была в таком состоянии, что вопрос в первые годы после смуты стоял даже не о восстановлении, а о стабилизации. Многие новые прогрессивные тенденции в экономике были, если не задавлены вообще, то серьезно приглушены, и на долгие годы страны была вынуждена вернуться к традиционным формам хозяйственной жизни. Успокоение наступает лишь к 30-м годам XVII века. И тем не менее, даже в этих трудных условиях экономика продолжала развиваться.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси,- Новосибирск, 1991.

2. Всемирная история. В 12 тт.- М.,1956-1974.

3. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XII-XV веках.-М.,1986.

4. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерк этнической истории.- М.,1992.

5. Заичкин И.А., Почкаев И.И. Русская история: Популярный очерк. IX- середина XVIII в.-М.,1992.

6. Зимин А.А. , Хорошкевич А.Л. Россия времен Ивана Грозного.- М.,1982.

7. История Отечества: Люди, идеи, решения: Очерки истории России IX-начало XX вв. -М.,1991.

8. История России в монетах.- М., 1994.

9. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4 кн. -М.,1988.

10. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т.1-3.- М.,1987-1989.

11. Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования.- М.,1989.

12. Маковский Д.П. Развитие товарно денежных отношений в сельском хозяйстве Русского государства в XVI веке.- Смоленск, 1963.

13. Маньков А.Г. Цены и их движение в Русском государстве в XVI веке.-М.,1951.

14. Нечаев Г.М. Монеты России.- Омск, 1994.

15. Орешников А.В. Русские монеты до 1547 года.- СПб., 1896.

16. Отечественная история: С древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия.- М.,1994.

17. Платонов О.А. Экономика русской цивилизации.- М., 1995.

18. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. -М.,1993.

19. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве.- М.,1951.

20. Рожков Н. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики). В 8 тт.- М.-СПб., 1919-1923.

21. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории.- М.,1984.

22. Русское православие: вехи истории. -М.,1989.

23. Россия: Энциклопедический словарь.- Л.,1991.

24. Спасский И.Г. Русская монетная система.- Л., 1970.

25. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России.- М., 1989.

26. Тихомиров М.Н. Древняя Москва XII-XV вв.: Средневековая Россия на международных путях XIV-XV вв. -М.,1992.

27. Хромов Т.А. Очерки экономики докапиталистической России. -М., 1988.

28. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в древней Руси. -М., 1972.

29. Янин ВЛ. Денежно-весовые системы средневековья: Домонгольский период, -М.-Л., 1956.









































СОДЕРЖАНИЕ


Природно-климатические условия Восточной Европы и их влияние на хозяйственную жизнь .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  3


Экономика домонгольской Руси. Догосударственный период (VI - VIII вв.)  .  .  .  .  6


Экономика восточных славян периода становления классового общества в Киевской Руси (IX - начало XIIIв.)  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  11


Экономика России периода становления и укрепления централизованного Московского государства (XIV - ХVIвека)  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  29


Восстановление экономики Северо-Восточных земель после татаро-монгольского нашествия (XIII - первая половина XIVв.)  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   32


Количественные и структурные изменения в экономике в период становления и укрепления Московского централизованного государства (вторая половина XIV - ХVIвв.)  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  41


Список литературы  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  64
































Конспект лекций




Яблонских Е.К., Яблонских Т.Г.





История экономики России VII-XVI веков




Редактор М.К.Ермолова


ЛР № 02.09.68 от 09.03.95




           Сдано в набор                        Подписано в печать

Формат 60x90/16        Бумага 80 гр/м2             Гарнитура "Times"

Объем 4.3 уч.-изд. л.                        Тираж 260 экз.   Заказ № 498









Издательство "Станкин" 101472, Москва, Вадковкий пер., 3А




ЛП   № 040072 от 29.08.91г.

ПЛД № 53-227 от 09.02.96г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.