Рефераты. История экономики России VII-XVI веков






X - XIII в. - это время расцвета не только сельского хозяйства, но и ремесла, которое в домонгольской Руси достигает вершины своего развития.

Процесс этот сопровождается начавшейся концентрацией ремесленников в городах и усложнением структуры самого ремесленного населения. По социальному положению ремесленники делились на три основные социальные группы: сельские ремесленники - общинники, ремесленники - холопы на монастырских, боярских, княжеских дворах и свободные городские ремесленники. Последняя группа была наиболее многочисленной и быстрее всех остальных групп развивала производство изделий на рынок, переходя к нему от работы на заказ. Естественно, что в этой группе более быстрыми темпами шло и технологическое совершенствование ремесла.

Остальные две группы, связанные с ограниченным рынком села, либо потребностями боярско-княжеского хозяйства перестраивались значительно медленнее.

Постепенно усиливается специализация ремесла. Новые специальности возникают практически во всех отраслях. В совокупности с ориентацией всей работы на рынок все это говорило о том, что ремесло делало первые шаги по превращению в мелкотоварное производство. Расширяется и перечень производимых изделий. В могильниках, относящихся к тому времени, встречается керамика, ожерелья из серебра, золота и бронзы, железные части сельскохозяйственных орудий, гвозди, наконечники стрел и другое оружие, каменные формы для литья и т.д.

В общей сложности в Киевской Руси в период расцвета насчитывалось по мнению историков свыше 60 специальностей. Среди них выделялись те, что были связаны с обработкой металла. Выплавка и отделка железа вообще занимала одно из важнейших мест среди ремесленных специальностей. Железо получали из болотной руды в сыродувных домницах. Уже в XI в. из общей металлообработки выделяются такие специализации как изготовление оружия, панцирей, щитов, замков, гвоздей и т.д. Конечно это касалось прежде всего городских свободных ремесленников. Именно в городах появляются улицы, а затем и слободы бронников, гвоздильников и т.д. Всего русские ремесленники производили более 150 видов железных и стальных изделий.

Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. Они в совершенстве освоили сложную технику зерни (выделки узоров из мельчайших зерен металла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья, и, наконец, требующего особого искусства технику черни (изготовление черного фона для узорчатых серебряных пластинок) и перегородчатой эмали. От этого времени до нас дошли прекрасные изделия русских мастеров с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди.

Высокого уровня развития достигло и ювелирное искусство. Примером может служить один из княжеских кладов, найденных в Киеве, который датируется XII в. Он состоял из диадем, колец, серег и других предметов из серебра и золота, украшенных орнаментами, перегородчатой эмалью, драгоценными камнями. Арабские купцы, судя по источникам, высоко ценили изделия русских ремесленников из серебра, кожи, золота. Большим спросом все это пользовалось не только на Востоке, но и на рынках Европы и Византии.

Ремесло на Руси достигло высокого уровня еще в дохристианский период. Существует описание богатого капища языческих славянских богов, где статуя главного бога - Перуна, имела голову, изготовленную из серебра и была к тому же отделана золотом. Этот факт говорит не только о довольно высоком уровне изобразительного искусства, но и о высокоразвитых технологических приемах работы русских мастеров.

Языческая Русь знала и довольно развитую гражданскую, а также крепостную архитектуру. Ведь к моменту образования единого государства насчитывалось 25 городов, а в летописях и других источниках XI в. (т.е. уже к моменту принятия христианства) упоминается 89 городов. При этом следует иметь в виду, что каждый город имел либо деревянные, либо каменные стены и палаты для местной знати. Расцвет древнерусских городов падает на XI-XII вв. Как правило, город состоял из крепости (детинца или кремника, кремля), где жила знать и строились главные храмы города, и городского посада, где жило торговое и ремесленное население и находился рынок - торг.

Центр, как правило, застраивался каменными зданиями, хотя было довольно много и деревянных. Посад же был наоборот в основном деревянным. Следовательно в Киевской Руси одинаково развивалась и деревянная и каменная архитектура.

Население в таких крупных городах как Киев, Новгород и др. в XI-XII вв. исчислялось, по-видимому, десятками тысяч человек. Известно, что в XII в. в Киеве и его посадах насчитывалось 400 церквей и 8 рынков.

Как и в странах Западной Европы в древнерусских городах возникли ремесленные и купеческие объединения, хотя цеховой строй здесь не сложился в полной мере как на Западе. Например, во многих городах существовали объединения плотников и городников (строителей крепостных сооружений) во главе со старостами, братства кузнецов и др. Ремесленники делились на мастеров и учеников.

Свои объединения имели и купцы, которые помимо этого создавали и совместную казну, своеобразный страховой фонд, из которого мог получить помощь купец, понесший какие-либо непредвиденные расходы или потерявший товар из-за грабежей.

Принятие христианства послужило новым дополнительным толчком для строительства городов, церквей, монастырей. Русские мастера деревянного зодчества создавали разнообразные сооружения, строили обширные и сложные по конструкции городские храмы, возводили крепости, замки, дворцы. Особенно славились своим искусством новгородские плотники. В конце X в. они построили в Новгороде огромный рубленый собор св. Софии с тринадцатью верхами. Найденные в Новгороде монументальные колонны конца X в., украшенные разными звериными орнаментами, свидетельствуют о высоком развитии декоративной резьбы в отделке жилья.

Значительные навыки в области деревянного зодчества, определенный опыт в возведении каменных построек в дохристианской Руси, обусловили быстрое развитие каменной архитектуры после принятия христианства нее своеобразие. Этому способствовало и то обстоятельство, что вызванные в Киев византийские мастера передали русским зодчим обширный опыт строительной культуры Византии.

В конце X в. в Киеве были возведены каменные дворцовые постройки и сооружен двадцатиглавый обширный собор - Десятинная церковь. При Ярославе Мудром столица государства была расширена и обнесена могучим крепостным валом с каменными воротами. От этих укреплений остались лишь остатки главной башни - Золотых ворот. В центре города зодчие воздвигли величественное здание, и сегодня поражающее воображение - тринадцатиглавый Софийский собор. Храм был пышно украшен внутри мозаикой, фресками и резным камнем. Вокруг собора была сооружена стена. В другом большом городе Киевской Руси - Чернигове - был построен Спасский собор, а в Полоцке и Новгороде возведены Софийские соборы.

Княжеские дворцы и церковные храмы конечно же резко отличались своими размерами, архитектурной отделкой от большинства жилищ городского типа. Однако позже, с укреплением государства, многие дома бояр и богатых купцов также стали отличаться богатством отделки и солидными размерами.

Во второй половине XI в. каменное зодчество получило широкое распространение. Возводятся каменные здания в княжеских монастырях в Киеве - в Выдубецком, Дмитровском и Печорском монастырях. В Вышгороде (загородная резиденция князя) был сооружен собор, соперничавший с Софийским собором столицы. Все это говорило о том, что каменное строительство становилось обычным, повседневным делом, которое тем не менее требовало больших денег и высокого мастерства, О размахе строительства говорит и уже упоминавшийся факт, что к XI в. в Киеве насчитывалось до 400 церквей, большинство из которых были каменными.

В области изобразительного искусства к государственному периоду был также уже накоплен определенный и немалый опыт. Богатым было изобразительное искусство еще во времена языческой Руси. Источники сообщают об изваяниях языческих божеств, о каких-то живописных изображениях человекообразных животных (тварей). Довольно широко был представлен животный и растительный орнамент, особенно в оформлении светских зданий.

Дальнейшее развитие монументального изобразительного искусства в Киевской Руси государственного периода было теснейшим образом связано с освоением античного художественного наследства после принятия христианства. Быстро начинают развиваться иконопись, фресковая живопись, мозаика, которые достигают высокого уровня развития. Об этом свидетельствует тот факт, что в росписи Софийского собора в Киеве были помещены портретные изображения всей семьи Ярослава Мудрого, а лестницы башен, ведущих на хоры, были украшены изображениями светского характера. Трудно представить себе, что прижизненные портреты Великого князя и его семьи могли быть выполнены при низком уровне изобразительного искусства и отсутствии хотя бы некоторого сходства с оригиналом.

С древних времен славяне довольно активно использовали реки и моря для связей между городами и государствами, для торговли и завоевательных походов. Они были искусными мореплавателями и еще в VII в. доходили до Мраморного, Эгейского и Средиземного морей. Известно, что в походе князя Олега на Византию в 907 г. участвовала 80 - тысячная армия и флот из 2 тысяч ладей.

В XI-XII вв. судостроение на Руси продолжало интенсивно развиваться и достигло довольно высокого для того времени уровня. Суда делались не только по заказу князей и купцов, но и на продажу. Особенно славен был этим Новгород, жители которого вели активную торговлю не только с южными землями, но и с Европой и Скандинавией. Кроме того, поморы, населявшие побережье Белого и Баренцевого морей, совершали довольно дальние рейсы по морям Северного Ледовитого океана. Естественно, что это стимулировало кораблестроение, способствовало развитию знаний и умении в этой области. Неслучайно в Новгородской земле строились на продажу различные типы кораблей.

О том, что дело было поставлено довольно широко, говорит тот факт, что из письменного свода законов "Русская правда" мы можем узнать не только о типах создаваемых судов, но и о их стоимости. Все это позволяет, хотя и косвенно, судить о размерах судостроения и о емкости рынка.

Так, морская ладья стоила в ценах начала XX в. 24 рубля, набойная лодка - 16 рублей, струг - 8 рублей и челн - 3 рубля.

Ладья (лодья) - древнеславянское килевое парусно-гребное судно, предназначенное для плавания по рекам и морям. Длина - до 20 метров, ширина - до 5 метров. Позже размеры судна были увеличены. Грузоподъемность достигала 12 тонн. К XIV в. на лодьях ставилось уже две мачты. Изначально вмещала до 60 воинов. К долбленому корпусу с помощью досок наращивались борта.

Набойная лодка - килевое судно для рек, у которого к долбленой основе корпуса по бокам борта наращивались с помощью досок в накрест. Довольно похожа на лодью. Однако обладала меньшими размерами и соответственно меньшей грузоподъемностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.