Рефераты. Взгляды Платона на воспитание






ставит и решает задачу развития определенных нравственных качеств в

человеке. В первом проекте, ориентированном на воспитание стражей основные

качества будут следующие — рассудительность и мужество (бесстрашие)8. Во

втором проекте — рассудительность, мужество и “божественный страх”

(стыдливость)9.

Какие же средства и методы предлагаются Платоном для развития этих

качеств как у стражей, так и у граждан вообще? В первом проекте, в силу

сложности выделения возрастных групп, (возрастные группы выделяемые в

основном на материале диалога «Законы») ограничимся общими возрастными

характеристиками.

Мыслитель не обозначает конкретный возраст, с которого должно начинаться

воспитание. Он называет их просто — “детьми”. Платон говорит: “… во всяком

самое главное — это начало, в особенности, если это касается чего–то юного

и нежного. Тогда всего вернее образуются и укореняются те черты, которые

кто-либо желает там запечатлеть” («Государство», III, 377a, b). Поэтому,

мыслитель предлагает рассказывать детям такие сказки или “мифы”, которые бы

“самым заботливым образом могли направить их к добродетели” (II, 378d,e).

Ввиду этого, философ крайне озабочен качеством содержания информации,

преподносимой детям, и подвергает ее самому тщательному разбору. Он хочет,

чтобы информация “работала” на достижение поставленной цели — воспитание

стража и развития в нем необходимых нравственных качеств.

За основу Платон берет поэтов, которые изучались в обычных школах, таких

как Гомер и Гесиод и предлагает что в них следует оставить, а что следует

убрать10.

Например, чтобы сделать будущих стражей “бесстрашными”, необходимо, по

мнению мыслителя, изъять из поэм (III, 386c–387a, c, 388, a–d) “сетования и

жалобные вопли прославленных героев” (III, 387d). А также, в целом,

словесность должна стремиться воспитать будущих стражей — “рассудительными”

(III, 389c–390a), “воздержанными” (III, 390b–d), “не слишком возбудимыми”

(III, 389a) и ни в коем случае не “взяточниками” и “не корыстолюбцами”

(III, 390е–391d). Вместе с тем Платон настаивает на необходимости запрета

тех мифов, которые могли бы породить “в наших юношах склонность к пороку”

(III, 392a).

В данном случае, Платон пытается формировать нравственные качества с

помощью методов убеждения, таких как рассказ и внушение.

Следующим средством воспитания, по мнению мыслителя, должны стать

песнопения и музыка в целом11. Платон, как и все греки, считал, что музыка

оказывает сильное влияние на душу человека12. Поэтому, он не мог обойти

стороной этот вопрос, столь важный в воспитании. Философ предлагает

избегать мелодий, имеющих печальный характер (“смешанный лидийский, строгий

лидийский”) (III, 398е), а также мелодий “расслабляющих”, “изнеживающих” и

“свойственных застольным песням” (III, 389е) (таких как ионийские и

лидийские). Поскольку они не допустимы для человека воинственного, которому

должны быть близки дорейская и фригийская мелодии. По мнению Платона, эти

мелодии, как нельзя лучше воспитывают в будущем страже необходимые

нравственные качества, такие как “мужество” и “рассудительность” (III,

399а–c). Это означает пользоваться действием музыки правильно13.

“В связи с этими простыми мелодиями Платон советует избегать употребления

многострунных и многогармоничных инструментов”14. Он оставляет в своем

совершенном государстве лиру, кифару и пастушеские свирели, а флейту

принимать изгоняет. Возможно, этот факт является отзвуком событий,

происходящих на рубеже V–VI вв. до н.э., когда флейта была запрещена, так

как пришли к мнению, что она возбуждает учеников.

В данном случае Платон стремится формировать нравственные качества с

помощью методов упражнения в музыке (в песнопениях и игре на музыкальных

инструментах).

Поскольку обучение грамоте начинается с десятилетнего возраста, а

обучение с тринадцатилетнего возраста, то вполне утвердительно можно

сказать, что эти методы и средства воспитания, нацеленные на формирование

нравственных качеств у стражей, относятся к четвертой возрастной группе (с

10 до 18 лет).

Во втором проекте, в «Законах», аспектам мусического воспитания уделяется

гораздо больше внимания. Платон описывает необходимые практические

мероприятия, которые призваны воплотить его концепцию воспитания в жизнь.

Первым средством воспитания, формирующего нравственные качества можно

выделить хороводы. “Искусство хоровода в целом состоит из песен и плясок”

(II, 654b) — говорит Платон. Остановимся первоначально на пляске. Одна из

частей пляски относится к мусическому искусству, та что состоит из звука —

гармонии и ритма — и воспитывая, ведет душу к добродетели (II, 672e-673а).

Мыслитель выделяет множество различных видов пляски, в которых стоит

упражняться для развития нравственных качеств. Например, одни из них

“воспроизводят язык музы, сохраняя величественность и вместе с тем

благородство” (III, 795d, e), другие — “воспроизводят движения красивых

тел”, “мужественной и рассудительной души” (III, 814e). Также Платон

выделяет отдельно такой вид пляски, как “мирный”—“эммелия”, это “когда люди

плясками почитают богов и детей богов” (VII, 815d, e). Следовательно,

мыслитель усматривает в пляске возможность религиозного воспитания человека

(но об этом будет сказано более подробно в разделе о религиозном

воспитании).

Все выше перечисленные виды плясок относятся Платоном в разряд серьезных

плясок, упражнения в которых позволяют внести гармонию и ритм в душу

взрослого человека и ребенка, в особенности, в последнем случае это просто

необходимо, поскольку “любое юное существо” “не может … сохранять

спокойствия ни в теле, ни в голосе” (II, 653d, e).

Вторая составляющая хоровода — это песни. Если в первом проекте Платон в

основном останавливается на анализе необходимых мелодий, то здесь, во

втором проекте, речь идет об информации, которая должна быть заложена в

песне, а именно, песня должно воспитывать законопослушность в гражданах, то

есть, учить тому, что нельзя “радоваться и скорбеть вопреки закону и людям

его послушным”. Причем, Платон учитывает в песнопениях половые особенности,

то есть предусматривает разные песни для женщин и мужчин (VII, 802d, e) и

возрастные особенности, поскольку “души молодых не могут выносить

серьезного, то их надо было назвать забавой” (II, 659e).

Таким образом, упражнение в хороводах (песнях и плясках) воспитывают в

человеке необходимые нравственные качества, и вообще дает возможность

называть человека воспитанным, а также хоровод сам по себе, как детство,

несет большую эмоциональную нагрузку, представляя собой своеобразное

кольцо, является символом единства и единения всех граждан. Платон

предусматривает, поэтому, три возрастных хоровода. В первый входят дети и

молодые люди с 6 до 18 лет, то есть третья и четвертая возрастная группа.

Во второй хоровод входят молодые люди и люди зрелого возраста от 18 до 30

лет — пятая возрастная группа. И в третий хоровод входят в основном пожилые

граждане от 30 до 60 лет — шестая возрастная группа. Возможно, это стало

заимствованием из Спарты, в которой существовало три различных возрастных

хора.

Можно сделать вывод, что Платон пытается, с помощью искусства хороводов,

воспитать всех граждан совершенного полиса. Хотя философ вносит небольшую

поправку — “кто уже не в силах петь” (имеются в виду граждане преклонного

возраста) “пусть будут сказителями мифов” о нравственных правилах (II,

664d). Естественно, что эти сказители предусматриваются Платоном для детей.

Таким образом, можно выделить еще один метод, наряду с упражнениями,

формирующими необходимые нравственные качества, как убеждение. Платон

подробно на нем не останавливается, вероятно, в силу того, что он был

разобран в первом проекте.

И еще на одном методе воспитания нравственных качеств необходимо

остановиться — это на методе примера. Платон считает, что помимо различных

упражнений в плясках и песнопениях, для ребенка важен пример старших,

которые своими поступками и образом жизни должны быть самой лучшей школой

нравственности для них. Вот что сам автор говорит по такому вопросу: “Не

золото надо завещать детям, а высокую совестливость”, которая будет

получена ими лишь в том случае, если “старшие станут стыдиться перед

младшими в своих поступках”, “как бы кто из молодых людей не увидел и не

услышал с их стороны какого-либо скверного поступка или слова” (V, 729b,

c).

Картина по мусическому воспитанию будет полной, если обратиться еще к

одному, выделяемому Платоном, средству воспитания — это игровой

деятельности детей, которой мыслитель придавал большое значение. Положения

автора перекликаются практически, дословно в том и в другом диалоге. “Я

утверждаю, — говорит Платон, — ни в одном государстве никто не знает, что

характер игр сильно влияет на установление законов и определяет, будут ли

они прочными или нет. Если дело поставлено так, что одни и те же лица

принимают участие в одних и тех же играх, соблюдая при этом одни и те же

правила и радуясь одним и тем же забавам, то все это служит незыблемости

так же серьезных узаконений” («Законы», VII, 797a). Мыслитель хочет

сказать, что ребенок, научившийся еще с детства подчиняться правилам игр,

обязательно вырастет законопослушным гражданином — “если же дети с самого

начала будут играть как следует, то благодаря мусическому искусству они

привыкнут к законности” («Государство», IV, 425a).

К методам стимулирования можно отнести мусические состязания,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.