ставит и решает задачу развития определенных нравственных качеств в
человеке. В первом проекте, ориентированном на воспитание стражей основные
качества будут следующие — рассудительность и мужество (бесстрашие)8. Во
втором проекте — рассудительность, мужество и “божественный страх”
(стыдливость)9.
Какие же средства и методы предлагаются Платоном для развития этих
качеств как у стражей, так и у граждан вообще? В первом проекте, в силу
сложности выделения возрастных групп, (возрастные группы выделяемые в
основном на материале диалога «Законы») ограничимся общими возрастными
характеристиками.
Мыслитель не обозначает конкретный возраст, с которого должно начинаться
воспитание. Он называет их просто — “детьми”. Платон говорит: “… во всяком
самое главное — это начало, в особенности, если это касается чего–то юного
и нежного. Тогда всего вернее образуются и укореняются те черты, которые
кто-либо желает там запечатлеть” («Государство», III, 377a, b). Поэтому,
мыслитель предлагает рассказывать детям такие сказки или “мифы”, которые бы
“самым заботливым образом могли направить их к добродетели” (II, 378d,e).
Ввиду этого, философ крайне озабочен качеством содержания информации,
преподносимой детям, и подвергает ее самому тщательному разбору. Он хочет,
чтобы информация “работала” на достижение поставленной цели — воспитание
стража и развития в нем необходимых нравственных качеств.
За основу Платон берет поэтов, которые изучались в обычных школах, таких
как Гомер и Гесиод и предлагает что в них следует оставить, а что следует
убрать10.
Например, чтобы сделать будущих стражей “бесстрашными”, необходимо, по
мнению мыслителя, изъять из поэм (III, 386c–387a, c, 388, a–d) “сетования и
жалобные вопли прославленных героев” (III, 387d). А также, в целом,
словесность должна стремиться воспитать будущих стражей — “рассудительными”
(III, 389c–390a), “воздержанными” (III, 390b–d), “не слишком возбудимыми”
(III, 389a) и ни в коем случае не “взяточниками” и “не корыстолюбцами”
(III, 390е–391d). Вместе с тем Платон настаивает на необходимости запрета
тех мифов, которые могли бы породить “в наших юношах склонность к пороку”
(III, 392a).
В данном случае, Платон пытается формировать нравственные качества с
помощью методов убеждения, таких как рассказ и внушение.
Следующим средством воспитания, по мнению мыслителя, должны стать
песнопения и музыка в целом11. Платон, как и все греки, считал, что музыка
оказывает сильное влияние на душу человека12. Поэтому, он не мог обойти
стороной этот вопрос, столь важный в воспитании. Философ предлагает
избегать мелодий, имеющих печальный характер (“смешанный лидийский, строгий
лидийский”) (III, 398е), а также мелодий “расслабляющих”, “изнеживающих” и
“свойственных застольным песням” (III, 389е) (таких как ионийские и
лидийские). Поскольку они не допустимы для человека воинственного, которому
должны быть близки дорейская и фригийская мелодии. По мнению Платона, эти
мелодии, как нельзя лучше воспитывают в будущем страже необходимые
нравственные качества, такие как “мужество” и “рассудительность” (III,
399а–c). Это означает пользоваться действием музыки правильно13.
“В связи с этими простыми мелодиями Платон советует избегать употребления
многострунных и многогармоничных инструментов”14. Он оставляет в своем
совершенном государстве лиру, кифару и пастушеские свирели, а флейту
принимать изгоняет. Возможно, этот факт является отзвуком событий,
происходящих на рубеже V–VI вв. до н.э., когда флейта была запрещена, так
как пришли к мнению, что она возбуждает учеников.
В данном случае Платон стремится формировать нравственные качества с
помощью методов упражнения в музыке (в песнопениях и игре на музыкальных
инструментах).
Поскольку обучение грамоте начинается с десятилетнего возраста, а
обучение с тринадцатилетнего возраста, то вполне утвердительно можно
сказать, что эти методы и средства воспитания, нацеленные на формирование
нравственных качеств у стражей, относятся к четвертой возрастной группе (с
10 до 18 лет).
Во втором проекте, в «Законах», аспектам мусического воспитания уделяется
гораздо больше внимания. Платон описывает необходимые практические
мероприятия, которые призваны воплотить его концепцию воспитания в жизнь.
Первым средством воспитания, формирующего нравственные качества можно
выделить хороводы. “Искусство хоровода в целом состоит из песен и плясок”
(II, 654b) — говорит Платон. Остановимся первоначально на пляске. Одна из
частей пляски относится к мусическому искусству, та что состоит из звука —
гармонии и ритма — и воспитывая, ведет душу к добродетели (II, 672e-673а).
Мыслитель выделяет множество различных видов пляски, в которых стоит
упражняться для развития нравственных качеств. Например, одни из них
“воспроизводят язык музы, сохраняя величественность и вместе с тем
благородство” (III, 795d, e), другие — “воспроизводят движения красивых
тел”, “мужественной и рассудительной души” (III, 814e). Также Платон
выделяет отдельно такой вид пляски, как “мирный”—“эммелия”, это “когда люди
плясками почитают богов и детей богов” (VII, 815d, e). Следовательно,
мыслитель усматривает в пляске возможность религиозного воспитания человека
(но об этом будет сказано более подробно в разделе о религиозном
воспитании).
Все выше перечисленные виды плясок относятся Платоном в разряд серьезных
плясок, упражнения в которых позволяют внести гармонию и ритм в душу
взрослого человека и ребенка, в особенности, в последнем случае это просто
необходимо, поскольку “любое юное существо” “не может … сохранять
спокойствия ни в теле, ни в голосе” (II, 653d, e).
Вторая составляющая хоровода — это песни. Если в первом проекте Платон в
основном останавливается на анализе необходимых мелодий, то здесь, во
втором проекте, речь идет об информации, которая должна быть заложена в
песне, а именно, песня должно воспитывать законопослушность в гражданах, то
есть, учить тому, что нельзя “радоваться и скорбеть вопреки закону и людям
его послушным”. Причем, Платон учитывает в песнопениях половые особенности,
то есть предусматривает разные песни для женщин и мужчин (VII, 802d, e) и
возрастные особенности, поскольку “души молодых не могут выносить
серьезного, то их надо было назвать забавой” (II, 659e).
Таким образом, упражнение в хороводах (песнях и плясках) воспитывают в
человеке необходимые нравственные качества, и вообще дает возможность
называть человека воспитанным, а также хоровод сам по себе, как детство,
несет большую эмоциональную нагрузку, представляя собой своеобразное
кольцо, является символом единства и единения всех граждан. Платон
предусматривает, поэтому, три возрастных хоровода. В первый входят дети и
молодые люди с 6 до 18 лет, то есть третья и четвертая возрастная группа.
Во второй хоровод входят молодые люди и люди зрелого возраста от 18 до 30
лет — пятая возрастная группа. И в третий хоровод входят в основном пожилые
граждане от 30 до 60 лет — шестая возрастная группа. Возможно, это стало
заимствованием из Спарты, в которой существовало три различных возрастных
хора.
Можно сделать вывод, что Платон пытается, с помощью искусства хороводов,
воспитать всех граждан совершенного полиса. Хотя философ вносит небольшую
поправку — “кто уже не в силах петь” (имеются в виду граждане преклонного
возраста) “пусть будут сказителями мифов” о нравственных правилах (II,
664d). Естественно, что эти сказители предусматриваются Платоном для детей.
Таким образом, можно выделить еще один метод, наряду с упражнениями,
формирующими необходимые нравственные качества, как убеждение. Платон
подробно на нем не останавливается, вероятно, в силу того, что он был
разобран в первом проекте.
И еще на одном методе воспитания нравственных качеств необходимо
остановиться — это на методе примера. Платон считает, что помимо различных
упражнений в плясках и песнопениях, для ребенка важен пример старших,
которые своими поступками и образом жизни должны быть самой лучшей школой
нравственности для них. Вот что сам автор говорит по такому вопросу: “Не
золото надо завещать детям, а высокую совестливость”, которая будет
получена ими лишь в том случае, если “старшие станут стыдиться перед
младшими в своих поступках”, “как бы кто из молодых людей не увидел и не
услышал с их стороны какого-либо скверного поступка или слова” (V, 729b,
c).
Картина по мусическому воспитанию будет полной, если обратиться еще к
одному, выделяемому Платоном, средству воспитания — это игровой
деятельности детей, которой мыслитель придавал большое значение. Положения
автора перекликаются практически, дословно в том и в другом диалоге. “Я
утверждаю, — говорит Платон, — ни в одном государстве никто не знает, что
характер игр сильно влияет на установление законов и определяет, будут ли
они прочными или нет. Если дело поставлено так, что одни и те же лица
принимают участие в одних и тех же играх, соблюдая при этом одни и те же
правила и радуясь одним и тем же забавам, то все это служит незыблемости
так же серьезных узаконений” («Законы», VII, 797a). Мыслитель хочет
сказать, что ребенок, научившийся еще с детства подчиняться правилам игр,
обязательно вырастет законопослушным гражданином — “если же дети с самого
начала будут играть как следует, то благодаря мусическому искусству они
привыкнут к законности” («Государство», IV, 425a).
К методам стимулирования можно отнести мусические состязания,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12