Рефераты. Взгляды Платона на воспитание






прослеживается “миф о пещере”21, который раскрывает, как воспитанные стражи

должны участвовать в общественной жизни. Во втором проекте, в «Законах»,

Платон нацеливает воспитание на подготовку человека к активной общественной

жизни, которая заключается в участии божественных празднеств

(жертвоприношения, хороводы, молитвы) и общественной трудовой деятельности.

У Платона этот принцип требует подчинения всей деятельности воспитателей

задачам воспитания, которые определяются в соответствии с политикой

государства и тот же принцип направляет деятельность воспитателей на

формирование социально необходимого типа личности. Таким образом,

воспитатель, как лицо, состоящее на службе у государства, осуществляет

государственный заказ.

Конечно же, Платон скорее мечтал о том, чтобы государственные и

общественные интересы совпадали и согласовывались с личными интересами

граждан. Но в его проектах, к сожалению, не просматривается, в чем

заключается интересы отдельных граждан и интересы общества в целом. Можно

отметить, что Платон лишь предполагал о возможной согласованности у этих

всех отмеченных сторон.

Можно согласиться с мнением П.И. Новгородцева о том, что “эти проекты

требуют от человеческой природы более, чем она может дать: они требуют

такой стройности, такой согласованности общественной жизни, при которой

живая человеческая личность приносится в жертву абстрактному плану”22

Остановимся на роли, отведенной Платоном государству в системе

воспитания. Роль государства сводится, в целом, к разработке основ единой

идеологии. В «Государстве» это положение звучит следующим образом — “...

только у граждан этого государства мощно мощно звучало бы в один голос:

“Мои дела хороши!” или “Мои дела плохи!” (V, 463e). В «Законах» Платон

обращается к законодателю и направляет его к тому, чтобы заставить “всех

живущих совместно людей постоянно, всю свою жизнь выражать как можно более

одинаковые взгляды ... как в песнях, так и в сказаниях и рассуждениях» (II,

664a). Естественно, становится понятна довлеющая роль государства в системе

воспитания, поскольку через воспитание можно добиться осуществления данного

желания Платона. И поэтому-то мыслитель требует, чтобы воспитание не

занимало место чего-то второстепенного (VII, 766a). Соответственно ––

“никто по мере сил не должен никогда оставаться без надзора” (VI, 760a),

ибо нельзя допустить, чтобы у гражданина появилось что-то обособленное от

общих интересов.

В «Государстве» Платон вообще ставит в зависимость целостность

государства от воспитания граждан(VIII, 536b), поэтому не может идти и речи

о каких-нибудь выражениях индивидуализма в воспитании со стороны

воспитателей, все определяется государством.

Поскольку означилась яркая заинтересованность государства в воспитании

граждан, то вполне объяснимы будут факты проявления государством своей

власти в тех или иных вопросах. Прежде всего, Платон не может допустить,

чтобы средства воспитания оказывали бы на граждан какое-нибудь

отрицательное воздействие. Поэтому он пытается поставить их под жесткий

контроль со стороны государства23, так как главными средствами воспитания в

совершенных полисах являются мифы, песни и пляски, то большое внимание

мыслитель уделяет их сочинителям, поэтам.

«Разве можем мы так легко допустить — спрашивает Платон в «Государстве» —

чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало и кем попало

выдуманные мифы, большей частью противоречащие тем мнениям, которые, как мы

считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют?” (II, 377b) Из этого,

заключает мыслитель, необходимость надзора за поэтами и творцами и за всей

информацией, которую они несут в своих сочинениях, ибо нельзя допустить,

чтобы они воплощали “что-то безнравственное — пишет Платон — низкое и

безобразное” (401b-c).

О том же самом мыслитель говорит и по отношению к творцам песен и плясок

в «Законах». Поэт, сочиняющий песни, должен прежде всего изображать такой

идеал — “хороший человек, будучи рассудительным и справедливым” — “счастлив

и блажен”. Платон считает, что поэтов для этого необходимо принудить “к

тому, чтобы они в своих песнях показывали людей рассудительных,

мужественных и во всех отношениях хороших” (II, 660a). Таким образом, песни

должны воспитывать нравственные качества в гражданине, необходимые ему для

жизни в обществе и для выполнения своих функций.

Причем Платон определяет возраст поэтов “не ниже пятидесяти лет отроду” и

дает им характеристику, в которой основным является не талант, не

одаренность, а то, чтобы поэты “сами по себе” были хорошими людьми и

пользовались “почетом в государстве за мастерство в прекрасных делах” (VII,

829c, d). Нравственные качества, таким образом, вновь играют не последнюю

роль.

Поскольку пляски, как и песнопения, воспитывают необходимые качества в

гражданине, то Платон дает рекомендацию такого рода — “... прежде всего

следует отделить сомнительный вид пляски от пляски, не вызывающей никаких

сомнений” (VII, 815b). Но, с одной стороны, Платон давал подробные

рекомендации поэтам о том, как и что необходимо сочинять, с другой стороны,

отсылает граждан к древним сочинениям старых поэтов и отмечает: “ничто не

мешает выбрать из них то, что подобает и соответствует устроенному

государству” (VII, 802a). Можно сделать предположение о том, что в

последнем положении сказывается пожилой возраст Платона, обусловивший его

идеализацию старины.

Следующий момент, на котором необходимо остановиться — это роль, которую

отводит Платон государству в формировании семьи и ее функционировании.

Мыслитель объясняет, “что тщетно было бы надеяться на прочность

законодательства в вопросах общественных, если не предусмотрен надлежащий

распорядок в частной жизни” («Законы», VII, 790b).

Во-первых, автор говорит об обязательности вступления в брак (надо

отметить, что в первом проекте семья не предусматривалось Платоном в виду

сохранения единства в совершенном государстве), в силу того, чтобы

государство могло получить потомство от родителей. Поскольку была

необходимость пополнения гражданской общины — полиса, новыми членами. А

также была необходимость в выполнении кому-то культовых обязанностей, ибо

одно из ценностей полиса было почитание богов, как родоначальников. Поэтому

Платон вводит суровое наказание по отношению к не пожелавшим вступить в

брак24, подобно тем, которые существовали в Спарте и Афинах (ежегодная

выплата штрафа, лишение гражданских прав («Законы», VI, 721а, b) и

осуждения через общественное мнения («Законы», VI, 774b)).

Во–вторых, автор указывает на возраст брачующихся. Для женщин он

определяется с 18 до 20 лет («Государство», V, 460е) (что существенно

расходилось с существующей практикой, поскольку в реальности, например, в

Афинах, девушек выдавали в 12–15 лет). Для мужчин — с 25 лет до 30-35 лет

(«Законы», VI, 772d, e).

В–третьих — регламентирует до мелочей брачно-свадебный обряд («Законы»,

VI, 775).

В–четвертых — следит за тем, как родители воспитывают своих детей.

Правда, в «Государстве» родители не знают их в лицо (V, 457d-460d). В

«Законах» он говорит так: “Дети больше принадлежат государству, чем своим

родителям” («Законы», VI, 804d).

Таким образом, роль государства в формировании семьи является

определяющей во всех отношениях, что, впрочем, не удивительно, поскольку в

современной Платону действительности, государство также вмешивалось в дела

семьи и в вопросы воспитания детей. Особенно сильно это заметно на примере

Спарты.

Роль государства в деле воспитания определялась также институтом

должностных лиц. Обратимся к рассмотрению их функций.

По сравнению с «Государством», в «Законах» Платон представляет

разветвленный аппарат, занимающийся вопросами воспитания25. Если в первом

проекте мыслитель лишь говорит о необходимости попечителя из стражей по

вопросам воспитания, “для сохранения его устройства” (III, 412a). Во втором

проекте такая должность уже определена и занимает определенное место в

делах воспитания — это самая значительная государственная должность,

которая заключается во всевозможном попечении о воспитании (VI, 765a). На

эту должность избирают на срок 5 лет из 37 стражей законов. Критерием

избрания должны послужить нравственные качества — “человек наилучший во

всех отношениях” (VI, 776a, b), и наличие законнорожденных детей. Его

обязанности распространяются на основные части воспитания — мусическое,

гимнастическое и религиозное.

Вторыми по значимости в делах воспитания, идут жрецы и жрицы. Их

обязанности заключаются в надзоре за тем, чтобы никто не “пытался выводить

другие гимны или хороводные пляски в честь кого-либо из богов” (VII, 799b).

Соответственно, они имеют право наказывать тех граждан, которые будут что-

нибудь петь или плясать не соответствующее установленным стандартам(VII,

800a,b).

Третье место в структуре можно отдать должностным лицам, ведающим

мусическим и гимнастическим искусствами в деле воспитания. Платон на каждое

искусство “отводит по два человека” (VI, 764c-e) — одного для обучения,

другого для состязаний. По обучению должностные лица делится на три

категории. Первая –– общественные учителя23, избранные из чужеземцев,

состоящие на жаловании у государства, раздельно для мальчиков и для девочек

(VII, 813b, e). Вторая –– попечители над училищами и над гимнасиями, чьи

обязанности заключаются в том, чтобы следить за порядком, воспитанием и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.