прослеживается “миф о пещере”21, который раскрывает, как воспитанные стражи
должны участвовать в общественной жизни. Во втором проекте, в «Законах»,
Платон нацеливает воспитание на подготовку человека к активной общественной
жизни, которая заключается в участии божественных празднеств
(жертвоприношения, хороводы, молитвы) и общественной трудовой деятельности.
У Платона этот принцип требует подчинения всей деятельности воспитателей
задачам воспитания, которые определяются в соответствии с политикой
государства и тот же принцип направляет деятельность воспитателей на
формирование социально необходимого типа личности. Таким образом,
воспитатель, как лицо, состоящее на службе у государства, осуществляет
государственный заказ.
Конечно же, Платон скорее мечтал о том, чтобы государственные и
общественные интересы совпадали и согласовывались с личными интересами
граждан. Но в его проектах, к сожалению, не просматривается, в чем
заключается интересы отдельных граждан и интересы общества в целом. Можно
отметить, что Платон лишь предполагал о возможной согласованности у этих
всех отмеченных сторон.
Можно согласиться с мнением П.И. Новгородцева о том, что “эти проекты
требуют от человеческой природы более, чем она может дать: они требуют
такой стройности, такой согласованности общественной жизни, при которой
живая человеческая личность приносится в жертву абстрактному плану”22
Остановимся на роли, отведенной Платоном государству в системе
воспитания. Роль государства сводится, в целом, к разработке основ единой
идеологии. В «Государстве» это положение звучит следующим образом — “...
только у граждан этого государства мощно мощно звучало бы в один голос:
“Мои дела хороши!” или “Мои дела плохи!” (V, 463e). В «Законах» Платон
обращается к законодателю и направляет его к тому, чтобы заставить “всех
живущих совместно людей постоянно, всю свою жизнь выражать как можно более
одинаковые взгляды ... как в песнях, так и в сказаниях и рассуждениях» (II,
664a). Естественно, становится понятна довлеющая роль государства в системе
воспитания, поскольку через воспитание можно добиться осуществления данного
желания Платона. И поэтому-то мыслитель требует, чтобы воспитание не
занимало место чего-то второстепенного (VII, 766a). Соответственно ––
“никто по мере сил не должен никогда оставаться без надзора” (VI, 760a),
ибо нельзя допустить, чтобы у гражданина появилось что-то обособленное от
общих интересов.
В «Государстве» Платон вообще ставит в зависимость целостность
государства от воспитания граждан(VIII, 536b), поэтому не может идти и речи
о каких-нибудь выражениях индивидуализма в воспитании со стороны
воспитателей, все определяется государством.
Поскольку означилась яркая заинтересованность государства в воспитании
граждан, то вполне объяснимы будут факты проявления государством своей
власти в тех или иных вопросах. Прежде всего, Платон не может допустить,
чтобы средства воспитания оказывали бы на граждан какое-нибудь
отрицательное воздействие. Поэтому он пытается поставить их под жесткий
контроль со стороны государства23, так как главными средствами воспитания в
совершенных полисах являются мифы, песни и пляски, то большое внимание
мыслитель уделяет их сочинителям, поэтам.
«Разве можем мы так легко допустить — спрашивает Платон в «Государстве» —
чтобы дети слушали и воспринимали душой какие попало и кем попало
выдуманные мифы, большей частью противоречащие тем мнениям, которые, как мы
считаем, должны быть у них, когда они повзрослеют?” (II, 377b) Из этого,
заключает мыслитель, необходимость надзора за поэтами и творцами и за всей
информацией, которую они несут в своих сочинениях, ибо нельзя допустить,
чтобы они воплощали “что-то безнравственное — пишет Платон — низкое и
безобразное” (401b-c).
О том же самом мыслитель говорит и по отношению к творцам песен и плясок
в «Законах». Поэт, сочиняющий песни, должен прежде всего изображать такой
идеал — “хороший человек, будучи рассудительным и справедливым” — “счастлив
и блажен”. Платон считает, что поэтов для этого необходимо принудить “к
тому, чтобы они в своих песнях показывали людей рассудительных,
мужественных и во всех отношениях хороших” (II, 660a). Таким образом, песни
должны воспитывать нравственные качества в гражданине, необходимые ему для
жизни в обществе и для выполнения своих функций.
Причем Платон определяет возраст поэтов “не ниже пятидесяти лет отроду” и
дает им характеристику, в которой основным является не талант, не
одаренность, а то, чтобы поэты “сами по себе” были хорошими людьми и
пользовались “почетом в государстве за мастерство в прекрасных делах” (VII,
829c, d). Нравственные качества, таким образом, вновь играют не последнюю
роль.
Поскольку пляски, как и песнопения, воспитывают необходимые качества в
гражданине, то Платон дает рекомендацию такого рода — “... прежде всего
следует отделить сомнительный вид пляски от пляски, не вызывающей никаких
сомнений” (VII, 815b). Но, с одной стороны, Платон давал подробные
рекомендации поэтам о том, как и что необходимо сочинять, с другой стороны,
отсылает граждан к древним сочинениям старых поэтов и отмечает: “ничто не
мешает выбрать из них то, что подобает и соответствует устроенному
государству” (VII, 802a). Можно сделать предположение о том, что в
последнем положении сказывается пожилой возраст Платона, обусловивший его
идеализацию старины.
Следующий момент, на котором необходимо остановиться — это роль, которую
отводит Платон государству в формировании семьи и ее функционировании.
Мыслитель объясняет, “что тщетно было бы надеяться на прочность
законодательства в вопросах общественных, если не предусмотрен надлежащий
распорядок в частной жизни” («Законы», VII, 790b).
Во-первых, автор говорит об обязательности вступления в брак (надо
отметить, что в первом проекте семья не предусматривалось Платоном в виду
сохранения единства в совершенном государстве), в силу того, чтобы
государство могло получить потомство от родителей. Поскольку была
необходимость пополнения гражданской общины — полиса, новыми членами. А
также была необходимость в выполнении кому-то культовых обязанностей, ибо
одно из ценностей полиса было почитание богов, как родоначальников. Поэтому
Платон вводит суровое наказание по отношению к не пожелавшим вступить в
брак24, подобно тем, которые существовали в Спарте и Афинах (ежегодная
выплата штрафа, лишение гражданских прав («Законы», VI, 721а, b) и
осуждения через общественное мнения («Законы», VI, 774b)).
Во–вторых, автор указывает на возраст брачующихся. Для женщин он
определяется с 18 до 20 лет («Государство», V, 460е) (что существенно
расходилось с существующей практикой, поскольку в реальности, например, в
Афинах, девушек выдавали в 12–15 лет). Для мужчин — с 25 лет до 30-35 лет
(«Законы», VI, 772d, e).
В–третьих — регламентирует до мелочей брачно-свадебный обряд («Законы»,
VI, 775).
В–четвертых — следит за тем, как родители воспитывают своих детей.
Правда, в «Государстве» родители не знают их в лицо (V, 457d-460d). В
«Законах» он говорит так: “Дети больше принадлежат государству, чем своим
родителям” («Законы», VI, 804d).
Таким образом, роль государства в формировании семьи является
определяющей во всех отношениях, что, впрочем, не удивительно, поскольку в
современной Платону действительности, государство также вмешивалось в дела
семьи и в вопросы воспитания детей. Особенно сильно это заметно на примере
Спарты.
Роль государства в деле воспитания определялась также институтом
должностных лиц. Обратимся к рассмотрению их функций.
По сравнению с «Государством», в «Законах» Платон представляет
разветвленный аппарат, занимающийся вопросами воспитания25. Если в первом
проекте мыслитель лишь говорит о необходимости попечителя из стражей по
вопросам воспитания, “для сохранения его устройства” (III, 412a). Во втором
проекте такая должность уже определена и занимает определенное место в
делах воспитания — это самая значительная государственная должность,
которая заключается во всевозможном попечении о воспитании (VI, 765a). На
эту должность избирают на срок 5 лет из 37 стражей законов. Критерием
избрания должны послужить нравственные качества — “человек наилучший во
всех отношениях” (VI, 776a, b), и наличие законнорожденных детей. Его
обязанности распространяются на основные части воспитания — мусическое,
гимнастическое и религиозное.
Вторыми по значимости в делах воспитания, идут жрецы и жрицы. Их
обязанности заключаются в надзоре за тем, чтобы никто не “пытался выводить
другие гимны или хороводные пляски в честь кого-либо из богов” (VII, 799b).
Соответственно, они имеют право наказывать тех граждан, которые будут что-
нибудь петь или плясать не соответствующее установленным стандартам(VII,
800a,b).
Третье место в структуре можно отдать должностным лицам, ведающим
мусическим и гимнастическим искусствами в деле воспитания. Платон на каждое
искусство “отводит по два человека” (VI, 764c-e) — одного для обучения,
другого для состязаний. По обучению должностные лица делится на три
категории. Первая –– общественные учителя23, избранные из чужеземцев,
состоящие на жаловании у государства, раздельно для мальчиков и для девочек
(VII, 813b, e). Вторая –– попечители над училищами и над гимнасиями, чьи
обязанности заключаются в том, чтобы следить за порядком, воспитанием и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12