Рефераты. Тезисы к кандидатскому экзамену по философии






мышление. ( атрибуты субстанции).

Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел.

есть существо, кот. модусу протяжеия - телу, соотв модус мышления -

душа. В любом случае человек - часть природы.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Закончил Лейпцигский

университет как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом.

Старался соединить теоию с практикой. Открыл независимо от

Ньютона диффер и интегр. исчичление, изобрел счетную машину (могла

даже корни вычислять). Изобретал и строил мельницы Насосы. Вопросы

техники и технологии он ставил в связь с принцип вопросами науки.

Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт

свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут

быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение,

действие , сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст

такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.

То, что вещи обладают собств. действием приводит Л. к выводу,

что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, следов. число

субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или

монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

Число является внешним выражением духовной сущности монады, выр

ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный

момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность,

самодеятельность. Благодря мон. материя обл. способностью вечного

самодвижения.

Каждая мон одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело

обладает опед формой. Форма - нематериальна и представляет

целесообразно действующую силу, а тело - это механ. сила. Поэтому

прир. нельзя объяснять только з-нами механики, необходимо ввести

понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и

их цель.

Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ниим нет

физ взаимодействия. Однако, будучи независимы, мон. не изолированы: в

каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совок. монад.

Поэтому Л. назыв м. “живым зеркалом” вселенной.

Т.к. действия м. - это телесные акты, то они подчиняются

природе тела и требуют мех. объяснения, т.е. объясн. через

“действующие причины”. А т.к. действия эти есть действия

развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют

объясн. при помощи целесообразности, т.е “конечные”(целевые) причины.

Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в

развитии. Развитие есть лишь изменение первонач. форм путем

бесконечно малых изменений (нет ни происхождения ни уничтожения).

Отрицает возм скачков или разрывов непрерывности в развитии.

Движ сила развития. В мон. происх непрер. изменение, вытекающее

из ее внутр. принципа. Бескон разнообразие моментов, раскрывающихся в

развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е.

как представление.

Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила

представления - перцепции. Представление не отождествляется с

сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному спос.

самосознания - апперцепци - человеку.

Т.к. способность представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о

том, что прир. одушевлена. Мон.Л. не только подобие атома, но и

подобие микроорганизма - это “сжатая вселенная”.

В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в

органический. Мон представляют разл. ступени развития, определяемые

разл. в способности представления. На низшей ступени стоят мон,

обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от

себя, ни от всего остального). Затем мон с смутным представлением

(отличают от всего остального , но не от себя). Высш. ступенб -

отчетливое представление.

Центр понятие теории Л. - понятие о “малых пецепциях”, т.е о

бескон малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л.

выводит, что всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущи и

2. обременено всем ее прошлым. Буд. мон. заключено только в ней

самой, и развитие может состоять только в последов. развертывании ее

нач. состояния.

13.ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖ.БЕРКЛИ И Д.ЮМА.

Англия, конец 17 нач 18 в. Идет процесс становления бурж

общества в зап Европе. Распространяются идеи просвящения. В центре

вопр. фил. просвящения стоял вопр. об отнош. знания к вере, об отнош.

нового естественнонаучного мировоззрения к сверхестеств. событиям, о

кот говорило свящ писание. Исория английского просвящения оказалась в

знач. мере историейразвития религиозного своюодомыслия, а идейной

формой этого свободомысл. стал деизм.

Деизмом назыв взгляд на религию как на веру, кот ограничивается

лишь признанием бога в качестве первопричины, первотолчка,

отказываясь отвсех ост положеений религии, КОТ. РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК

ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ РАЗУМУ.

Вфил.отношении деисты колебались между непоследов.

материализмом и идеализмом.

Джон Толанд. Отвергает неподвижность Спинозовской субстанции.

Мир как целое вечен, но постоянно изменяется. Жизнь и движение

характеризуют не только отдельные вещи, но и субстанцию. “движение

есть существенное св-во материи.., столь же неотделимое от ее природы

, сколь неотделимы от нее непроницаемость и протяжение.” Материя

лежит в основе мышления.

Деизм и религиозное свободомыслие представляли серьезную

опастность для идеологии феод. общества. Именно в это время начинает

работать идейный борец против просвящения Дж. Беркли

Джорж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеилизм. Родился в

Ирландии, дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г

Б. был епископом.

Б. отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и

объявляет ощущения единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк

стремился выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о

материи и пространстве. Этот метод есть по Л. - абстракция. Б.

пытается всеми доступными средствами доказать , что ум чел. не

способен к образованию опис. Л абстракции. Общая абстр идея

протяжения, или пространства невозможна. Она абсурдна и внутренне

противоречива. То же самое и с абстр. материи. Док-ву этого Б

посвятил “Трактат о началах челов знания” , “Три разговора между

Гиласом и Филонусом”, где он не скрывает, что его главная цель-

борьба против материализма и всех его проявлений в науке.

По Б., в основе понятия о мат.(и о пространстве) лежит

допущение, будто мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей,

воспринимаемых посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об

общем для них вещ. субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувст.

восприятия материи как таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи и

каждое из этих восприятий есть сумма отдельных ощущений или “идей”.

“мы видим отдельные цвета, а не окрашеную материю”...

Не может быть и общей отвлеченой идеи о материи и пространстве.

Слово становится общим не потому, что оно есть знак отвл. общей идеи,

а потому, что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел.

может образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл.

идея мат не может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх

тех, кот. открываются в них в ощущении.

Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов.

сознания, в кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые

нами субъект качества. Души - воспринимающие, деятельные

нематериальные субъекты дух. деятельности.

Идеи- пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б.

пытается доказать, что вещи возникают благодаря восприятию и

исчезают, когда прекращ. восприятие.

Б. путается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ.

лишь один воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в

мире не один. Вещь , кот. перестал воспринимать один субъект может

быть воспринята другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи

не превратились бы в ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в

уме Бога. Бог не может исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь

сотвор. им мир.Бог вкладывает в сознание отдельных субъектов

содержание ощущений. - Это уже шаг по напр. к объект идеализму.

Давид Юм. (1711 - 1776) Сын небогатого Шотландского помещика.

Юм - скептик, агностик. Окончил Эдинбургский университет. После

поездки во Фр. издал “Трактат о чел. природе”, “Опыты нравственные и

политические”. В 1963 Юм снова во Фр.. Он был знаком с Фр.

просветителями (Деламбер, Гельвеций, Дидро...)

Задача знания быть руководством для практ ориентации. При этом

единств. предметом достов знания считает объекты математики. Все др.

объекты исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны

логически, а выводятся исключ. из опыта.

Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток

впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не

можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств

(ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2

видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не

может быть образована без предшеств. ей впечатления.

Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни

интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно,

что из 2 событий, след. одно за др. , предыд событие действительно

причина, а послед. - следствие. Но так это или не так - установить

невозможно. Прич. связь если и сущ - непознаваема. Однако люди

склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.