Рефераты. Тезисы к кандидатскому экзамену по философии






Объяснение - это мыслит операция, ориентированная на выявление

причинной зависимости объекта исследов, постижеие закономерностей его

функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности.

Объяснить - значит осмыслить объект в свете уже существующих,

исторически накопленных знаний, опред принципов, законов, категорий.

Гипотеза. Ни одна н теория не родилась в готовом виде. Сначала

она сущ как гипотеза. При этом сама гип возникает не сразу, она

проходит опред стадии формирования. Сначала это предположеие,

догадка, вытекающая из наблюд новых фактов. Она может подвергаться

изменениям, модификациям... В р-те формир сама гипотеза как наиболе

вероятное предположение. Гипотеза есть предположеие, исходящее из

фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще

недостаточно изученной области мира.

Обоснование и доказ гипотезы проводится на основании анализа

накопленного знания, сопоставления его с уже известными фактами, с

установлеными новыми фактами и теми фактами, кот могут быть

установлены в будущем. Иначе говоря, обоснов гипотезы предполагает ее

оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и

предвидеии новых.

Гип выступает как опред обобщение имеющегося знания. Но она

принципиально носит вероятностный характе. Степень цености гипотезы

определяется уровнем ее вероятности. (Фрейд. Ядро Земли из

мармелада).

Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически

непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на

существенные свойства, закономерности, пичинно-следственные связи,

определяющие характер функционирования и развития опред области

реальности.

Теория может меняться путем включения в нее новых идей и

фактов. Когда в рамках данной теории выявл противоречие, неразрешимое

в ее рамках, то его разрешение ведет к построению новой теории.

Сердцевину н теории составляют входящие в нее законы. В теории

выделяют такие сущ моменты: исходную эмпирич основу (факты, данные

эксперим,); различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логику

теории, допустимые в рамках теор правила лог выводов и док-в;

совокупность выведенных утверждеий с их доказательствами; законы

наук, а также предвидение.

Различают описательные терии, математизированные,

интерпретационные и дедуктивные теории.

Поворотными пунктами в истории науки становятся н революци. Рев

в науке выражаются в качеств изменении ее исходных принципов,

понятий, категорий, законов, теорий., т.е. в смене научной парадигмы.

Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в данном научном

сообществе нормы, образцы эмпир и теорет мышления, приобретшие

характер убеждеий; способ выбора объекта исследования и объяснения

опред системы фактов в форме достаточно обоснованных принципов и

законов, образ логически непротиворечивую теорию.

43. ОБЩЕСТВО. ОСНОВНЫЕ ФИЛ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

Общество можно анализировать по-разному. Рус мыслитель

А.А.Богданов(1873-1928), например, рассматривал общество со стороны

организации и управления. “Всякая чел деятельность явл организацией

или дезорганизацией. Это значит: всякую чел деятельность - тех,

обществ, художеств - можно рассматривать как некий материал

организационноо опыта и исследовать с организ точки зрения” В основе

соц фил могут лежать различные подходы, тогода соотв получаются и

различные модели. Рассмотрим некоторые из них.

В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая

концепция толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц

явлений исключительно действием прир закономерности: физич, географ,

биологич...

Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц

науки из закона всемирного тяготения Ньютона. Соц теория - есь часть

теории всемирного единства, основанной а принципе притяж по страсти,

всеобщей закономерности, обуславл прир склонность чел к какому-либо

виду коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится

до уровня исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко

включается в цепь прир причин и следствий, свободе не остается маста

и концепция соц событий принимает фаталистическую окраску. В системе

Гоббса Свобода всего-лишь модификация необходимой причины. “Каждое

добровольное действие явл вынужденным”, “все действия необходимы”.

Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм чел-ка

как некий социальный атом, а общество как механич агрегат таких

атомов, замкнутых исключ на своих интересах.

Иными словами натурализм замечает в чел только природную

субстанцию. В р-те и чел связи обретают прир характер. Общество

призается, но в кач цементирующего начала берется или польза

(просветители 17-18вв), или половая любовь (Феербах). Общество в

натурал фил характеризуется как всеобщность, связующая множество

индивидов лишь прир узами. Но в этом случае каждый волен защищать

свою природу вопреки сущ моральным принципам, ибо последние не

вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит

эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге

“Единственный и его собственность”.

Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая

дух сферу общ жизни в самост субстанцию. На практике это означает

следовать принципу “мнения правят миром”. Идеал в принципе не отриц

объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью

определяется действием мирового разума или волевая активность

человека. В первом случае в соц фил вносится фатализм, а во втором -

обосновывается чисто субъективистское понимание истор хода.

В неокот фил системах содержалось полож начало в подходе к чел

и истории. Оно закл в обосновании своб субъекта, его творческой

активности.Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без

нравственности, последняя предполагает наличие свободы. Духовно

нравственным может быть тоько своб человек.

В свете данной концепции Человек как моральное существо не

нуждается ни в каких приманках или принуждении, ибо подлинно

нравтенный мотив порождается своб волеизъявлением личности. Этот

мотив заключ в том, чтобы челов выполнил свой мор долг, не ожидая

компенсации ни в этом , ни в ином мире.

Главным недостатком идеал концепций явл отрыв слова от дела,

теории от практики, идеала от интереса... А когда символ господствует

над бытием (будь это образ светлогшо будущего или всемогущей

техники), цель непременно подменяется средством, а мудрость -

рассудком.

Диал материализм. Общ жизнь - высшая форма движ материи. Хоть

общество и явл живой сист оно качественно отлич от др живых систем,

выступает и как объект и как субъект мат действительности.

Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения

основного вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей

зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, что

“люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться,

прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством,

религией...” А для этого нужно трудиться, производить мат блага.

Итак сущность мат понимания истории остоит в том, что: 1.

производство и вслед за ним обмен его продуктов составл основу

всякого общ строя. 2. истор процесс, общ бытие носят объект характер

3. главной движ силой, преобраз жизнь общества, являются народные

массы. 4. средства для измен сущ положения вещей нужно открывать в

наличных матер факторах производства.

Соц законы и категории. Объективная основа и границы чел

свободы.

В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд

специф черт: 1.Общ отношения приним форму общ интересов,

потребностей, целей. А это значит что соц законы - зак не только мат,

он и духовной деятельноси. 2.Поскольку общество одновр является и

объектом и субъектом, соц зак - это зак челов деятельности. Без чел

деят, которая генетически превична, нет и не м.б. соц закономерноси.

История - это деятельность преследующего свои цели человека. 3.Соц

законы по хар своей деят - статистические. 4. Спецификой соц законов

явл их историчность. Вследствии того, что соц эволюция протекает боле

быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и формы культуры

более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень диамичен, и его

зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это создает

малую вероятность установлеия строгих сроков наступления событий.

Соц законы:

1. закон определяющей роли способа роизводства по отнош к др сферам

деятельности.

2. закон опред роли эконом базиса по отнош к надстройке

3.законсоотв производственных отношений уровню и характеру произв

сил.

4. закон прогрессивной смены общ-эконом формаций

5. закон социальной революции

6.закон возрастающей роли нар масс в истории

7. закон относительной самостоятельности общ сознания.

8. закон возвышения потребностей.

Сущ большое кол-во соц законов частного порядка, кот действуют

в опред сферах общества. Но в люб случае независмо от масштаба

действия соц законы отражают наличие соц необходимости и объект хода

общ жизни.

Действия соц законов конкретизируются фил категориями: соц

материя, соц время, соц пространство, соц противоречие, соц

отрицание, соц революция, общ бытие и общ сознание. Свобода и

необходимость, базис и надстройка, общ формация, способ

производства...

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.