Рефераты. Тезисы к кандидатскому экзамену по философии






физике должно предшествоваь разраб. теори познания.

Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно.

Ошибки возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ.

возможны заклюения о предметах и их причинах. Восприятие - единств.

критерий истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах,

кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти

не были в лог. противоричии с данными восприятиями.

Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, чо учение

о причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам

о невозможности для чел. свободы. Врамках необход. должен быть указан

путь к свободе.

У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает,

что дв. обусловлено внутр. св-вом атомов - их тяжестью, кот. наряду с

их формой, положением и порядком становится важным объект.

определением атома. Кол. форм атомов ограничено, т.к атом не мож.

обладать б. тяжесью. При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на

небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ. на

криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека.

Критерий счастья - удовольствие. Благо -то, что порождает

удовольствие. Зло - то, что порожд. страдание. Разработке учения о

пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на

этом пути: страха перед богами, смертью и загр. миром. Боги не

способны вмешив. в наш мир, а душа смертна.

Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия:

1. природные и необходимые для жизни; 2. прир., нодля жизни не

необходимые; 3. не необх для жизни и не природные. Он стремится

только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания

- полная невозмутимость, или безмятежность, кот. и есть счастье фил.

6. СОФИСТЫ. СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.

Философское двтжение эпохи зрелых рабов. демократий.(5 - 6

вднэ)

В 5 вднэ на смену полит власти аристократии и тирании во мн.

городах Г. пришла власть демокр. Развитие созданых ею новых выборных

учреждений - нар.собрания и суда, игравшего б. роль в борьбе партий и

классов своб. населения, породило потребность в подготовке людей,

влад. искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать.

Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились

учителями риторики, полит знаний... Однако нерасчлененность

тогдашнего знания и б. роль, кот. приобрела в то время фил., привели

к тому, что эти новые мыслителиобычно учили не только полит. и юр.

мудрости, но связывали еее с общими вопр. фил. и мировоззрения. Их

стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями мудрости.

Позднее софистами стали называться те,кто в своих речах стремился к

доказ. предвзятойц, иной раз заведомо ложной, точки зрения.

Такая хар. опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить

до крайности мысль об относительности всякого знания.

Ф. течение соф. неоднородно. Наиболее характерно ля всех

представителей С. явл. тезис о относительности всех чел. понятий,

эттических норм и оценок. Протагор: “Человек есть мера всех вещей,

существующих чо они сущ., и не сущ., что они не сущ.”

Старшая группа: Протагор (481 - 411днэ), Горгий, Гиппий и

Продик. Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об

отностительности всех восприятий, Он доказывал, будто каждому

утверждению может быть с равным основанием противопоставлено

противоречащее ему утверждение.

Горгий. Ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то

оно непознываемо. Если оно познваемо, то оно невыразимо и

неизъяснимо.

Старш. соф. были крупными спецами в вопр. права и общ-полит

вопросах.

Младшие софисты.(6 вднэ) В их учениях особенно выделяются

этические и соц идеи. Ликофрон и Алкидам отрицали необходимость

классов (знатность это вымысел. Природа никого не создала рабами и

люди рождаются свободными.)

Фразимах расространил учение об относительн. всякого знания на

соц. этические отношения и утверждал, что справедливость это то, что

полезно сильному.

СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл

учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а

также выступл самого С. против дем. строя восстановили против него

народ. Он был привлечен к суду и отравился.

Сам С. ничего не писал. О его учении известноолоко по

сообщениям учеников:Ксилофонт, Платон, Аристофана а так же

Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение

сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение

вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов.

Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает проти

внатурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав

знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя.

(самопознание)

Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о.

знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения

понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все

частные цели и кот. есть безусловное высшее благо.

В этике С. отждествляе добродетель со знанием. Нет человека,

кот. зная , что он может сделать что-то лучшеее, стал бы напротив

делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость -

совершенное знание.

Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая,

киренская.

КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслождение. В этом и смысл и

цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты

получаешь в наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип -

облагораживал эти принципы, считая , что чел. должен властвовать над

наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали. Федор

атеист:” ради наслаждения все средства хороши”. Гигезий: “наслаждение

мимолетно, его трудно получить, оно прехлдяще, но если смысл жизни в

насл. которое так трудно получить, то стоит ли жить?”

КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от

зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Единственно

реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общтх норм и законов

природы. Каждый сам по себе.

МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием.

Всеобщее и еделимое бытие носит хар.всеобщего блага. Все единичное _

лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только

общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.

7. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА. (Федон, Софист, Пир, Федр - по выбору)

До конца 5 в днэ основным типом древнегр фил был материализм.

Платон (427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии.

Фил развитие началось в школе Сократа. В городах ю. Италии и Сицилии

он продолжил ознакомление с фил элейцев и пифагорейцев. В 387г он

вернулся в Афины и основал школу (академия).

По-видимому свою лит деят начал с небольших диалогов по вопр

этики. В зрелый период им был написан трактат Гос-во, затем диалоги

Пир, Теэтет, Федон. Кпоздним работам относитсядиалог “Законы”. Ф.

учение П охватывает шир круг вопросов - о бытии, мире и его

происхождении, душе и познании, обществе, раздел труда, воспитанииЮ

искусстве.

Мир чевств вещей не есть мир подлинно сущего: чувств вещи

возник и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного.

Подлиной сущностью вещей их причинами явл бестелесные нечувств формы

(идеи или виды), постигаемые умом. По отнош к чувст вещам идеи и

причины и образцы и цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей

основе вещей каждого класса.

Т.к. чувст вещи преходящи то они должны быть обусловлеы не

олько бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. (обл нерекращ

движения, возникновения и изменения) Матер принимает на себя идеи и

превращ их во множество ч. вещей, разделенных пространством.

Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага.

Она обуславливает познаваемость, сущ предметов, от нее они получ свою

сущность. Идея блага явл не только верховной причиной бытия, но и его

целью (телеология - учение о целесообразности)

Идеи вечны, ниезменны, тождественны, не зав от условий

пространства и времени.Мир ч вещей - мир вечного возникнов и гибели,

движ и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены усл

пространства и времени.

Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа

пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом

душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются.

Влсприятия мат предметов напоминают душе позабытые ей знания.

Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувст восприятия,

чувств вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного

знания. Середину между мн и подлинным знанием занимают математ

знания.Они имеют нечто родственное чувст вещам и идеям.

Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и

Парменид П. прих к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движ.,

покой, тождество и изменение - могут мыслится только таким способом,

что каждый из них и есть и не есть, и раве самому себе и не равен.,

и тождественен себе и преходит в иное. Так бытие поскольку оно

рассматр само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно,

неподвижно, но оно же поскольку оно рассм по отнош к иному, содержит

в себе различие, изменчиво , подвижно. Поэтому бытие содержт в себе

противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно

и изменчиво.

Противоречия есь необхо условие для побуждению души к мышлению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.