Рефераты. Тезисы к кандидатскому экзамену по философии






или опровергнуть какое бы то ни было предсавление, знание. “ Атом

неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это.

Практика хранит молчание относительно того, что находится за

пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она

постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного

знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в

нераздельном единстве.

40. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО ФОРМЫ. СЕНСУАЛИЗМ.

Как осущ процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова

их структура?

Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных

этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в поц познания

определялисьразными фил по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза,

Лейбниц, кант, гегель) приписывали решающее значение рац познанию, не

отрицая и знач чувств познания в кач механизма связи разума с вн

миром. Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже

единственым источником знаний(Гоббс, Локк).

Ч познание явл начальным этапом познания. Во-первых в истор

плане: разделение физ и умственного труда и выдел последнего в

отдельный вид деятельности - сравн поздний этап истории. Во-вторых,

такая деят. является начальной в том смысле, что на ее основе осущ

контакт чел с миром мат объектов. Она предпосылка без кот др формы

познав деятельности не могут сущ.

Для познания объектов данного типа необход функционирование

органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает

ощущ, восприятие мат объектов. такая форма деятельности назыв чувств

деятельностью или чувств познанием. Необходимо подчеркнуть

зависимость чувств познания от непосредственной чувстыв- практ

деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения мат

объекта. Однако можно выделить и отдельые, функционир в рамках этой

целостности элементы ч позн.

Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств

познания. Установлено , что с точки зрения “информ способности” на

первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета, так как

отражает, преломляет воздействие предм через призму чел сознания.

Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущ не просто фиксирует

воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел организм.

В ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж

миром с кот практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у

истоков отражения и фиксирования объективной сист отношений, в кот

реально вступает и реально включен чел. Ощущ зависят и от состояния

органов чувств и всего организма. Но, несмотря на эту двойную

зависимомть ощущ и от объекта и от субъекта, в процессе практич

функционирования сознания у чел выработалась способность оценивать и

повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ.

Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект

идеализму.

Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму,

цвет, вкус, запах, в то же время действует чувств способность

синтезирования ощущений, превращения их в восприятие, обладающее

особым свойством: благодаря восприятию предмет дается сознанию именно

в своей целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной,

независимой от сознания целостности. Именно благодаря включению в

восприятие отдельное ощущ приобретает качество субъективного образа

объект мира.

Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством

наблюдения. Воспр не есть механ сумма ощущений. Восприятие сущ как

форма такого активного синтеза разнообр проявлений предмета, кот

неразрывно связана с другими актами познав и практической

деятельности (опытом), предшеств данному конкр наблюдению. Например,

хоть мы можем непосредственно ощущ только часть дома, но наше

восприятие синтезирует в целостный образ дома и те части, кот в

данный момент мы не ощущаем. Благодаря многокр работе механизмов

восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать

целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не

дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувств

познания - представление.

Эмоции - комплексная форма челов чувственности. Эмоции, подобно

всем др формам чуственности, с одной стор заключают в себе аспекты

объект отражения реальных связей, в кот включен человек, с др

стороны, они фиксируют объект отношение чел к миру. Эмоции всегда вкл

в себя момент оценки явления.

Чувтсв познание с самого начала имеет специфически

человеческий, т.е. соц-истор характер. Конечно , в чувств познании

чел имеет место непосредств взаимодействие вн предмета и органов

чувств. Однако мы не можем обнаружить в реальной познав деятельности

субъекта чувств познания в совершенно обособл, так сказать чистом

виде. - вне общения с др людьми, вне влияния того мира культуры, в

кот включен человек. Проц чувств восприятия очень сложны. Мы смотрим

на предмет и наше видение связано с нашим отношением к этому

предмету, мы восприн его как красивый или безобразный, полезный или

вредный... Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и

поступки или наблюдаем общ события, механизм восприятия еще больше

усложняется “Красота”. “справедлдивость”, Прогрессивность” и многие

др понятия, связанные с ними отношения и установки включаются в

процесс наблюдения, восприятия таких объектов.

Функционирование органов чувств - необходимая предпосылка

познания, без нее невозможно. Пока все функционирует нормально, мы

можем не замечать их роли. Но их роль стан очевидной при их

повреждении. Примеры, когда люди от прир лишенные возможности слышать

или видеть, способны быть вполне полноценными людьми, развив в себе

способности познания и рац мышления говорят о внутренней мощи чел

разума. А вот индивиды, выросшие со зверями - практически теряют

способность к познанию. Это означает, что челов чувственно -практ

деятельность и неразрывно соединенное с нею чувственок познание по

самой сущности являются социально-историческими явлениями.

В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ

только человеку. Чел способен нашлядно представить не только то, что

видел собств глазами, едва ли не большая часть его опыта включает

образы, кот почерпнуты из описаний. Т.е. индив опыт чел м.б. до

определенной степени заменен результатами опыта ряда его

предшественников. В наш век в связи с развитием средств м информ.

эта способность чел, пользоваться чувств опытом др людей стала почти

неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное

значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при

помощи слов.

Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой

результат аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. “ Всякое

слово - уже обобщает”. Данный факт сущ образом влияет на специфически-

челов функционирование органов чувств. В то же время он днмонстрирует

несостоятельность представл метафизического мат-ма о чувств опыте как

совершенно самостоятельном и обособленном этапе, урове познав

деятельности человека.

Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др -

человека, совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его

органы чувств и вызыв в организме ответную реакцию - сначала в виде

самостоятельно сущ ощущений. Последующее комбинирование разнообр ощущ

дает чел восприятие предмета в целом. (комбинация белого цвета,

сладкости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного

восприятия сахара) Многократно воспринимая предм, челов закрепляет

восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в

отсутствии предмета - так возникает представление. Т.е ощущ,

восприятия, представления предстают в виде совершенно независимых,

последовательно примыкабщих друг к другу реальных этапов познав

деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами чувств

познания.

41. РАЦИОНАЛЬНАЯ (ЛОГИЧЕСКАЯ) СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ. РАЦИОНАЛИЗМ И

ИРРАЦИОНАЛИЗМ.

Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит

от содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий

освоено данным чел. Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и

восприятия от языка, от понятийного аппар, используемого чел в его

практ деятеьности. Однако эта зав не явл односторонней.

Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр

людьми уже сущ понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности -

все это зав. от непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе

таких конт понятия многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов

смыслом.

Т.о. чувств и рац мышление нахлдятся в неразрывном единстве и

взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа

деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят ,

специально направл на создание знаний, на продуцирование понятий,

т.е. теоретическая деят как особый вид умственного труда.

В хлде физ воздействия на конкретные предметы и явл. чел-во

приобретает многочисленные знания об отношениях. (между разл типами

мат объектов и процессов, между разл свойствами объектов). Поскольку

знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов,

между самими предм и процессами, данные отношения становятся

объектами познания. Процессы в ходе кот постепенно и последовательно

образуются понятия, отраж общие свойства предметов и явл окр мира,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.