Рефераты. Тезисы к кандидатскому экзамену по философии






пониманию, на кот. основан “Органон” Аристотеля.

Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель -

принесение непоср. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не

непоср. польза, а познание законов и свойств вещей

Предпоылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в

истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение

лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного

доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода

умозаключений и доказательства. Первым условием реф. науки явл.

усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом

должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких

забл. или идолов - рода, пещеры, рынка , театра.

Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по

анаогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое

представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел

чувств, под влиянием различных желаний, влечений.

Пещеры - ошибки, возн. вследствии субъект предпочтений,

симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между

предметами, др. - их сходства. Одни склонны верить в непогреш

авторитет древности, др, наоборот, отдают предпочтение только новому.

Рынка - преп, возник вследствии общения между людьми

посредством слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не

на основе познания сущности предмета, а на основе сов. случ

впечатления от этого предмета.

Театра - преп, порождаемые некритически усвоенными ложными

мнениями. идолы. т. не врождены нашему уму? они возникают вследствии

подчинения ума ошиб мнениям.

Знание видов препятствий позволяет избежать ошибок. Однако это

знание лишь отриц. сторона зад. создания научного метода. необх также

полож учение о методе исследов. В истории науки четко выступают 2

пути или метода иследов: догматический и эмпирический. Догм метод

начин с общих умозр положений и стрем вывести из них все частн

случаи. Догматик похож на паука, кот из самого себя ткет паутину.

Уч, следующ эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно

тащит все, что ни попадется ему на пути. Истинный метод состоит в

умственной переаботке материалов, кот доставляет опыт.( пчела)

До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если

бы исследов. были вооружены прав методом. Метод - это путь, главное

средство исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего

восприятия, и орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не

пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы.

Главное условие прогресса знания - совершенствование

способности умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная

индукция. До Б. фил, писавшие о индукции обращали внимание на те

случаи, кот подтверждают доказываемые или обощ. ими положения. Б.

подчеркнул значение тех случаев, кот. опровергают обобщение,

противоречат ему. Это так назыв. отрицательные инстанции.

11. РЕНЕ ДЕКАРТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК РАЦИОНАЛИЗМА (РАССУЖД. О МЕТОДЕ)

Родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Служил в армии.

Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался

научной деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольм, где и умер

в 1650г.

Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2

независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и

материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя

представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия

и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о

бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной

истиной истину о сущ. сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я

существую”. В уч. о бытии он не тоько признает сущ духовной

субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей

субстанции пребывает бог.

Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналит. геометри, ввел

метод координат, владел понятием о функции. От Дек. ведет начало

сист алгебраических обозначений. В мех. Д. указал на относительность

движения и покоя, сформулировал з-н действия и противодействия, а

также з-н сохранения полного кол-ва движ. при сооударении двух

неупругих тел.

Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством,

считая, что чувств. воспринимаемые качества предметов сами по себе,

т.е объективно не сущ. Выводы из этого : мировая материя

(=пространство) беспредеьна, однородна, не имеет пустот и бесконечно

делима. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к : 1.

материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в р-

те толчка. первон. толчек дал бог.

Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис

для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на

этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт

он принимает сомнение в общепринятом знании ( так как такого тезиса

он не нах в схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием.

Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае

существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь,

поскольку я мыслю. Если т.о сомнени - достов. факт, то оно сущ. лишь

поскольку сущ мышление, лишь поск я сам сущ в качестве мыслящего. (Я

мыслю следов. я сущ) Это положение и есть искомая достоверная опора

знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он есть р-т интуиции

ума.

Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет необх и

достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий

истинности знания т.о не в практике, а в челов. сознании.

Мдеализм Д. усугубился религиозными предпос. его системы. В

силу этого для док. реального сущ. мира еобходимо док. сущ. бога. В

числе прочих идей в уме сущ идея бога. Как понятие о сущ.

всесовершенном, идея бога обладает большей реальностью чем все др.

идеи. В причине должно быть по крайней мере столько же реальности

сколько ее нах. в следствии. Т.к. мы сущ и т.к. мысуть следствия

первопричины, то сущ и сама первопричина т.е. бог. Но если всесоверш.

бог сущ, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал.

Этим обусловлена сама возможность позания.

Возм истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин

(предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к кот. он

относит прежде всего мат. аксиомы.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Д.

полагал, что источником достоверности знания может быть только сам

разум.

В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные

положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое

след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления

всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные

положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд.

дедукции.

Воор. интуицией и дедукцией разум может достич достоверного

знания в случае если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4

требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот

предсавл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в

истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее

частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного

к неизв. и недок.; 4.не допускать никаких пропусков в ог. звеньях

исследования.

12. ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В УЧЕНИЯХ СПИНОЗЫ И ЛЕЙБНИЦА.

Бенедикт Спиноза.(материалист) - (1632 - 1677). Родился в

Амстердаме в еврейской семье. Знакомство С. с идеями Дек. привело к

разрыву с иудаизмом. С. был отлучен от общины и вынужден был поживать

в среде сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов.

Умер от туберкулеза.

Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой

и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников он

дополнил их учением о свободе.

С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является

причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой

творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она

есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога,

С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе

и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

Обосновывает важное различие между сущностью и существованием.

В единичных, преходящих вещах сущн. не совп. с существ., но в вечной

и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее

существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано,

т.е существование бога м.б. выведено из понятия о сущности бога

(природы). Бытие субст. одновременно и необходимо и свободно т.к. не

сущ. никакой причины, кот. побуждала бы субст к действию,кроме ее

собств. сущности. Единичная вещь не следует из субст как из своей

ближ. причины. Она может следовать только из др. конечной вещи.

Поэтому всякая ед. вещь не обладает свободой.

От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совок. модусов.

Модус это то, что сущ. не само по себе , а в другом. Субст - едина,

ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное

множество. Они относятся к субст как бесчисленные точки, лежащие на

прямой относятся к самой прямой.

Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума.

Бесконечный ум мог бы постигать беск субст. во всех ее видах и

аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ.

субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.