Рефераты. Тезисы к кандидатскому экзамену по философии






целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием

освоение и преобразов прир и социальных объектов и составляющая

всеобщую основу, движ силу развития челов общества и познания. Под пр

прежде всего разумеют не только и не столько деят отдельного чел,

сколько совокупную деят, опыт всего человечества в его

исторразвитии.. Какпо содерж так и по форме практика носит общ

характер. Совр практика есть р-т всемирной истории. Практика включает

в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные

действия, движения, акты, предмет, на кот направлена деятельность,

средства достиж цели и р-т деятельности.

Общ практика находится в диалект единстве с познавательной

деятельностью, с теорией. По отнош к познанию она выполн. троякую

роль. Во-первых, явл источником, основой познанияч, его движ силой,

дает ему необход фактический материал. Во-вторых, практ явл способом

приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. Конечной целью

познан являются незнания сами по себе, а практ преобразование

действит для удовлетворения матер и духовных потребностей общества. В-

третьих, практ служит критерием истинности рез познания.

Основными видами практ явл материально-произв деят людей и

социально-преобразующая деятельность масс. (социальная, духовная,

политическая сферы). Естественнонаучный эксперимент - это особый вид

практики. Н. теория и практ составл такое единство противопол, в кот

практике изначально принадлежит реш. роль. Но теория не

ограничивается простым обобщением практики, а перераб эмпирический

материал и тем самым открывает новые перспективы для развив практики.

По отнош к ней теория играет програмирующую роль. Если практ

предшествует теор в плане происхождения познания, то на уровне уже

развитого н. мышления в знач степени возрастает возможность и необход

внутритеоретического, содержательного оперирования идеальными

моделями вещей, их свойств и отношеий, не обращаясь непосредственно к

практике., что открывает путь выходу теорет мышления из под власти

непосредств опыта.

История познания свидетельствует о том, что вслед за

применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соотв

области теории. Естеств и обществ науки, выходя на арену практ

применения, создают механизм обратной связи между теорией и

практикой. Этот мех позволяет осущ взаимокорректировку теорет и практ

деятельноси, кот и обеспечивает практике ее функцию быть критерием

истины. Тесное взаимоувязывание теор и практ, четкость действия мех

обратной связи особенно ощутимы на соврем этапе развития общества.

Пон практики в истории фил трактовалось по разному. Идеализм

трактовал ее как деятельность духа. Гегель - практ есть волевая

деятельность идеи”. Субъект идеалисты поним под пр. деятельность

обусловленную волей, интуицией или подсозн началом., например

“религиозный опыт”.

Поскольку практ деятельность носит осознанный хар-р, постольку

дух начало, безусловно, составл ее необходимый момент. И нельзя

разрывать единую целостную деятельность на 2 ипостаси и тем более

противопоставлять их.

39. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ.

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это

адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго чувственного

или интелектуального постижения либо сообщения о нем и

характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как

субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность

знания определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не

объекта познания.

Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного

образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и

прошлого. А будущее - может ли оно быть предм отражеия? Можно ли

оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет.

Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он

опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах

целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.

Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта

познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть

сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное

отражение реальности в динамике ее резвия. Это придает ей особ

ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные знания дают

людям возможность разумно организовывать свои практ действия в

настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через

крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е

соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения

тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность,

имеют реальный источик. В любом вымысле содержатся нити реальности.

Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей

познания, сложностью решаемых пробле, стремлением к реализ замыслов в

ситуации неполной информации.

Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц

основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-

психологического феномена. Ложь - это искажение действительного

состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как

измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что

было. Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов

различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок.

Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов,

суждений, оценок. До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает,”

- говорил Гете.

Гораздо сложнее все в обществ нуках в частности в истории. Тут

и доступность источников и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины -

всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется,

облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром.

Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества,

науки... Научные знания поэтому нсят относительный характер. Относит

знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому

относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим

образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-

либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты,

даты событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое

содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки,

а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку

она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом

смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть

наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и

глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под

откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в

себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и

Ньютоновская механика).

Конкретность - это свойство истины, основаное на знании

реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ

свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или

иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия места,

времеи..., в кот они сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в

даных условиях, становится ложным по отнош к тому же объекту в иных

обстоятельствах.(кипение воды при100 град).

Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивид

особенностями. В силу этого наряду с обобщеным необходим и

конкретный подход к объекту: нет абстр истины, она всегда конкретна.

Истинны ли к примеру принципы клас механики? Да, но в опред пределах.

И так для люб истины.

Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза,

Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример:

квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект

состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то,

что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был

прав, а остальные - нет.

Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те

кот хорошо работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас,

что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей

совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять

этим критериям - то они истинные.

Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел

доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из

принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно

доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот

принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в

практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом,

выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего

содежания.

В кач критерия истины практика раб не только как предметная

деятельность. Она выступает и в опосредованой форме - как логика,

закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это

опосредованая пактиак. Наш разум дисциплинируется логикой вещей,

воспроизведенной в логике практ действий и всей системе дух культуры.

Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.