Пейн, Мэри Уоллстоункрафт, Томас Джефферсон, - Дж.С.Милль, Ф.Д.Рузвельт.
Защищая индивидуальную свободу, Мильтон исходил из идеи верховной ценности
истины и знания. По его мнению, религиозная свобода является необходимым
условием религиозного знания, да и вообще знание едва ли возможно, если нет
свободы выражения: "Там, где много желающих знать, всегда бывает много
спорящих, много пишущих, много мнений; ведь мнение у достойных людей есть
не что иное, как знание в действии". Он также говорил, что в честной борьбе
истина всегда побеждает ложь: "Хотя всем мнениям - и Истине в том числе -
есть место под солнцем, мы напрасно разрешаем или запрещаем сомневаться в
ее силе. Дайте ей схватиться с Ложью; вестимо ли, чтобы Истина не победила
в свободном и открытом поединке?"
С точки зрения Мильтона, для индивида свобода мысли дороже любой другой
свободы: Дайте мне прежде всех свобод свободу познавать, высказывать и
спорить - свободно, в согласии с совестью.
Два столетия спустя, в 1859 г., Дж.С.Милль во многом повторил эти мысли в
широко известном эссе "О свободе". Так, он утверждает, что истина не будет
открыта, если люди, которые подвержены ошибкам, ограничивают область
подлежащего обсуждению. Ведь только открытое обсуждение идей может
увенчаться истиной и новым знанием.
Милль защищает также свободу мысли и выражения, поскольку она представляет
большую ценность для индивида; он доказывает, что ограничить свободу мысли
- значит ограничить природу человека, лучшее в нем. Лишенные свободы мысли,
люди становятся ограниченными, деградируют. Цивилизация не может
развиваться без свободы, и в обществах, где индивид не свободен, берет верх
посредственность и наступает общее угасание человеческих способностей.
Иерархия свобод ВЫВОД
Можно ли сказать, какая свобода в целом наиболее важна? Вероятно, нет.
Характер общества определяется существующими в нем свободами, а также
множеством других факторов, поэтому где-то эмпирическое наблюдение и
изучение истории подведут к одному ответу, где-то - к другому. Все же
следует отметить, что если свобода мысли и выражения отсутствует, то мы не
можем даже задать этот вопрос, а тем более ответить на него.
ГЛАВА 4 ФЕНОМЕН ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В философской и юридической литературе категория ответственности
рассматривается в двух аспектах - активном (позитивном) и ретроспективном
(негативном).
Ответственность в ретроспективном смысле есть ответственность за прошлое
поведение, но не за всякое, а лишь за поступки, противоречащие определенным
социальным нормам.
Как писал в одной из своих работ Фефелов П.А., специфика негативной
ответственности в том, что «она предусматривается социальными нормами».
Если нарушаются нормы морали, нормы общественных организаций, то указанная
реакция выражается в общественном осуждении. Если нарушаются правовые
нормы, то наряду с таким осуждением органы государства применяют
принудительные меры (взыскание, наказание).
Активная (позитивная) ответственность есть осознание личностью своего долга
и обязанностей перед обществом, понимание в этом смысле значения своих
поступков.
Например, по мнению Строговича М.С., ответственность - это «осознание лицом
необходимости неуклонно и добросовестно исполнять свои обязанности».
П.П.Осипов в своей работе «Теоретические основы построения и применения
уголовно-правовых санкций» говорит о позитивной ответственности как «о
соблюдении социальных требований и следовании общественным ожиданиям». Как
видно из приведенных выше определений, они вполне могут быть отнесены к
сфере правосознания, так как в их основе лежат такие социально-правовые
установки, регулирующие поведение людей, как чувство долга, сознательность.
Однако, данная конструкция также не содержит каких-либо особых признаков,
отличающих эту категорию от общей обязанности соблюдать законы в обществе.
Оба вида ответственности тесно связаны между собой. Чем выше уровень
ответственности в активном смысле, тем лучше соблюдаются нормы
общественного поведения, тем реже имеет место ответственность в
ретроспективном смысле.
В.А.Тархов исходит из буквального словесного смысла термина
«ответственность», а именно из того, что «в русском языке ответственность
определяется как обязанность, необходимость дать отчет в своих действиях,
поступках и т.п.» Он полагает, что, «когда общественные отношения
осуществляются нормально, ответственность существует, но не применяется.
Если же нарушаются правила поведения, не исполняются обязанности, то
является необходимость в авторитарном призвании к ответственности.»
В.А.Тархов не согласен ни с тем, что ответственность связана с осуждением
виновного поведения, ни с тем, что ответственность - мера государственного
принуждения.
В итоге Тархов В.А. считает возможным сформулировать общее понятие
юридической ответственности независимо от ее особенностей в различных
отраслях права как «регулируемой правом обязанности дать отчет в своих
действиях» По его мнению, «истребование отчета - основной признак и
сущность ответственности, а последует ли за отчетом осуждение и наказание -
это уже иной вопрос», ибо отчет в своих действиях «вовсе не обязательно
влечет за собой применение принуждения».
С концепцией ответственности как обязанности дать отчет в своих действиях
имеет точку соприкосновения концепция В.М.Горшенева. Он включает
юридическую ответственность в статус личности в качестве важного его
компонента и определяет ее (ответственность) как признаваемую государством
«способность лица (гражданина, учреждения, органа государства, должностного
лица и т.д.) отдавать отчет в своем противоправном поведении и претерпевать
на себе меры государственно-принудительного воздействия в форме
материальных благ, непосредственно ему принадлежащих». При этом необходимо,
по мнению В.М.Горшенева, иметь в виду две стороны или стадии
ответственности: первая - это ответственность как общая предпосылка, или
статутная ответственность; вторая, наступающая при наличии конкретного
правонарушения, - субъективная ответственность. Таким образом, автор
переносит статутную ответственность в сферу правоспособности (способность
отдавать отчет в противоправности деяний), связывая этот компонент
правоспособности с вменяемостью, а субъективную ответственность трактует
как обязанность претерпевания лишений. В отличие от Тархова В.А.,
считающего ответственность необходимостью (обязанностью) дать отчет в своих
действиях, имея в виду как позитивную, не связанную с правонарушением
обязанность, так и обязанность, существующую после правонарушения,
В.М.Горшенев, являясь представителем ретроспективной ответственности, эту
обязанность (вторая стадия ответственности) связывает только с
правонарушением. Иначе говоря, ретроспективная ответственность - это
ответственность за прошлое поведение, противоречащее определенным
социальным нормам, в том числе и юридическим.
Подвергая сомнению положение о двух аспектах ответственности, Г.Т.Фаин
пишет: «По нашему мнению, подобное деление несостоятельно, так как
моральная ответственность в негативном аспекте может рассматриваться только
как ее противоположность, т.е. как безответственность» {См.: «Возрастание
моральной ответственности строителей коммунизма», автореферат канд. дисс.,
Киев, 1966, стр. 6-7.}. Хотя в данном случае автор говорит только о
моральной ответственности, ясно, что вопрос о двух сторонах ответственности
имеет более широкое значение.
К сожалению, ответственность в ретроспективном смысле еще недостаточно
исследована в общефилософском плане. Объясняется это тем, что философы
рассматривают эту проблему преимущественно как юридическую. Но ведь в целом
ретроспективная ответственность гораздо шире юридической. Ответственность
политическая, моральная, внутри различных общественных организаций, если
она выступает как определенная реакция на проступок, тоже относится к
такого рода ответственности. Эти виды социальной ответственности
юридическая наука почти не изучает. Естественно, что она не может
заниматься и выработкой общей теории ретроспективной ответственности
вообще.
Ответственность в ретроспективном плане имеет большое значение для
регулирования поведения людей. Ее своеобразие состоит в том, что она
включается в механизм регулирования общественных отношений в связи с
фактами нарушения установленных правил поведения либо, если иметь в виду ее
предупредительную роль, с возможностью такого нарушения.
вывод:
Совершенно очевидно, что разработка общего учения об ответственности
значительно продвинула бы вперед исследование отдельных видов социальной
ответственности, в том числе и правовой.
4.1. Ответственность --- явление социальное
Проблема свободы воли тесно связана с вопросами о моральной
ответственности, и потому она встает перед многими людьми. Например, они
спрашивают: «Могут ли преступники не делать то, что они делают?» Ведь
кажется, что подлинная нравственность возможна только в том случае, если мы
действуем свободно. Если мы не свободны, то не можем отвечать за свои
поступки, а значит, по отношению к нам неуместны ни обвинения, ни похвала.
Что же такое ответственность и откуда такой фатализм неотвратимости
наказания?
Ответственность как социальное явление зародилась вместе с появлением
человеческого общества. Становление общества означало возникновение
взаимных прав и обязанностей его членов, прежде всего в сфере трудовой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10