Рефераты. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ






СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

на тему

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Минск, 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

{ГЛАВА 1.} ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

1.1. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ

1.2. СВОБОДА ВОЛИ

{ГЛАВА 2.} ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

2.1. ФИЛОСОФИЯ --- РЕАЛИИ ЖИЗНИ

2.2. СВОБОДЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВЕ

{ГЛАВА 3.} СВОБОДА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

3.1. КОЛЛЕКТИВНЫЕ СВОБОДЫ

3.2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СВОБОДА

{ГЛАВА 4.} ФЕНОМЕН ОТВЕТСТВЕННОСТИ

4.1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

4.2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем на рубеже эпох: ХХ век уходит с исторической арены, демонстрируя

возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными

переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество

потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего

устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в

общечеловеческий

дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого

станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и

фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития

человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься

над тем, что происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание

им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной

активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений

своей деятельности становятся главным.

В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия

всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-

рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными

ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию

прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том,

что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести

себя в периоды кризисов культуры.

Политическая философия имеет дело с проблемами правления, гражданина и

государства. Но гайки и болты - детали, скажем, конкретные формы или

способы правления остаются за пределами ее рассмотрения. Она пытается

ответить на более общие вопросы, например: «почему человек должен

подчиняться правительству государства, в котором он живет, и есть ли другие

основания для повиновения, кроме страха? Нужны ли нам государства или лучше

было бы обойтись без них? Что такое свобода? Сколько свободы могут иметь

граждане и сколько свободы им следовало бы иметь? Что такое

ответственность? Ответственность - категория правовая или моральная?»

В первой половине нашего столетия профессиональные философы, казалось,

утратили интерес к проблемам государства и гражданина. Поэтому стоит

отметить, пожалуй, что прежде эти проблемы неизменно составляли важную

часть философии. Уже со времен Платона почти все, кого запомнили как

серьезных мыслителей, писали о политических проблемах. Платон написал два

пространных политических сочинения --- «Государство» и «Законы», Аристотель

создал «Политику», Августин – «О Граде Божием», Фома Аквинский обсуждал

права и обязанности правителей и их подданных, важнейшая работа Томаса

Гоббса «Левиафан» посвящена государству, солидное наследие Джона Лoкка

включает чрезвычайно влиятельные «Два трактата о правлении», Дэвид Юм писал

об истории и политике, а из более поздних мыслителей можно упомянуть

Гегеля, Бентама, Джона Стюарта Милля.

Спустя три-четыре десятилетия политические темы вновь появились в

философской повестке дня - благодаря публикации двух больших работ

американских философов Джона Ролза «Теория справедливости» и Роберта Нозика

«Анархия, государство и утопия».

свобода и ответственность

Если говорить о специфике понимания свободы и ответственности человека на

рубеже 20-21 вв., то следует подчеркнуть, что мир вступает в полосу

цивилизационного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека

будут нуждаться в значительной коррекции. Футурологи прогнозируют усиление

явлений нестабильности многих физических и биологических процессов, рост

феномена непредсказуемости социальных и психологических явлений. В этих

условиях, которые во многом складываются на объективной основе, быть

личностью - не благое пожелание, а императив развития человека и

человечества. Брать на себя груз личных и общечеловеческих проблем -

единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он

предполагает развитие высочайшей степени ответственности, которая

простирается от узкого круга ближайшего окружения личности до планетарно-

космических задач и проблем.

ГЛАВА 1 ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Понятие свободы

Свобода - в истории это понятие претерпело длительную эволюцию - от

отрицательной (свобода «от») до "положительной" (свобода «для») трактовки.

Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля,

Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода

рассматривалась в соотношении с необходимостью («познанная необходимость»),

с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Диапазон понимания

этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности

свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от

свободы» (Э. Фромм), в условиях современного цивилизованного общества.

Философы давно поняли, что в природе личности заключена некая тайна -

тайна, связанная с сознанием, памятью и жизнью психики.

Утверждение Локка, что личности не просто человеческие животные, в ХХ веке

в той или иной форме признавали едва ли не все философы, даже не

разделяющие других его взглядов.

Проблема свободы воли связана с проблемой причины и действия, а также с

проблемами философии религии и моральной философии.

Свобода действительно «сладкое» слово, не зря филологи полагают, что этот

термин восходит к санскритскому корню, означающему «любимый». «Живи

свободно или умри» - в этом девизе американского штата Нью-Хемпшир

заключено достаточно глубокое содержание.

Позитивная и негативная свобода

Некоторые философы пытались провести различение между позитивной свободой,

или свободой делать (поступать), и негативной свободой, свободой «от». В

послании Рузвельта упоминаются две позитивных свободы (свобода говорить и

поклоняться) и две негативных свободы (свобода от страха и нужды). Однако

различие между свободой делать и свободой «от» не имеет большого

философского значения. Ведь

свобода делать и свобода «от» зачастую лишь две стороны одной медали. Так,

в социальном или политическом контексте свобода от цензуры означает то же,

что свобода говорить и писать то, что считаешь нужным, свобода от

преследования за вероисповедание означает то же, что свобода поклоняться,

кому считаешь нужным, или не поклоняться вовсе. Короче говоря, основное

различие между свободой делать и свободой «от» имеет обычно чисто словесный

характер. Поэтому мы не будем учитывать предполагаемое различие между

позитивной и негативной свободой.

1.2. Свобода воли

самоценность человека

Говоря о становлении представлений о ценности человека, нужно подчеркнуть,

что это понятие универсальное н несводимо к "полезности" человека для

общества. Попытки делить людей на "нужных" и "ненужных" порочны по самой

сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации

и человека и общества. Ценность человеческой личности в определенном смысле

выше всего того, что делает или говорит данный человек. Ее нельзя свести к

труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей. Как

объективные критерии (плоды труда, акты творчества), так и их субъективная

оценка со стороны современников грешат односторонностью. История

многократно доказывала, что истинный масштаб и направленность деяний и

помыслов многих личностей становится очевиден спустя много лет, а то и

столетий. Ценность многих исторических деятелей и их трудов как бы

непрерывно возрастает и, в то же время, немало примеров, когда время

развенчивает дутые авторитеты. Поэтому ценность человека в принципе

несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи,

детей и идеи (заветы), человек не может быть сведен к сумме этого

наследства.

Однако в жизни возникают непростые вопросы - чем в принципе отличается

продажа своих рук или мозга от продажи своих органов и вправе ли человек

распоряжаться в этом отношении сам собой? Очевидно, ответы типа "или да или

нет" не могут удовлетворить и приходится анализировать эту сложнейшую

проблему. Решать ее нужно с учетом того, что человек является не только

материальным, но и духовным существом, а последний род ценностей не имеет

стоимостных характеристик. Образно говоря, человека можно купить и продать

целиком или частично, он сам вправе это сделать, но необходимо помнить, что

самое страшное, говоря словами Гёте – «продать душу дьяволу, отказавшись от

самого себя».

Важным феноменом меры культуры являются вещи, производимые человеком на

протяжении всего исторического пути. Мир вещей обнимает собой все - от

древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей,

космических аппаратов и полимеров. Этот мир материальной культуры,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.