Рефераты. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ






созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, представляет как бы

"неорганическое тело" человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая

его способности и таланты. Вещный мир стал "второй природой" человека и не

случайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием

личности самого человека. Вопрос о соотношении ценности человека, его жизни

и здоровья и его имущества всегда был центральным для любой

мировоззренческой системы. Все религии сурово осуждают стремление к

накоплению материальных ценностей, жадность, алчность. Христианство считает

людей, погрязших в вещах и чувственных удовольствиях, "плотскими", не

способными на душевность и духовность. Делиться своим имуществом с бедным -

один из "столпов" ислама, обязательное правило поведения мусульманина.

Буддисты считают, что отказ от накопления вещей - один из первых шагов на

пути к просветлению.

Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в том, чтобы

уяснить пределы этого мира и их влияние на развитие личности человека.

Очевидно, что люди не могут обходиться каким-то минимумом вещей, а идеалы

аскетизма никогда не имели широкого распространения. Столь же очевидно, что

нет и верхнего предела насыщения этого мира, а количество вещей в мире

умножается. Более того, одной из причин острого экологического кризиса

является накопление в природе отбросов человеческой цивилизации, которые на

могут быть ею утилизированы (пластмассы, полимерные материалы и т.д.).

Переработка ресурсов планеты в вещи идет ускоренными темпами, что

порождает, с одной стороны, серьезную озабоченность ученых и политиков, а с

другой, массовые движения за отказ от беспредельного потребления и

добровольное самоограничение (гандизм). Л.П.Чехов вложил в уста одному

своему герою такие слова: «Человеку нужны не три аршина земли, не усадьба,

а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все

свойства и особенности своего свободного духа». Если учесть, что рост

населения Земли идет достаточно быстрыми темпами, а ресурсы ее ограничены,

то ясно, что без самоограничения не обойтись, но это требует выработки

соответствующей системы ценностей у каждой личности.

Распространенное мнение, что богатство развращает человека, губит его, а

бедность способствует моральному поведению, рождалось и поддерживалось в

моменты острых социальных катаклизмов, при резкой поляризации общества. Не

зря все мировые религии, особенно в начале своего возникновения, были

религиями бедных, обездоленных, угнетенных. Они обращали взоры своих

приверженцев от тленных земных богатств к вечным небесным ценностям. Позже,

когда церкви сами становились собственннками и владели значительными

богатствами, отношение к миру вещей несколько изменялось.

Атеисты, не уповая на жизнь вечную, призывали всячески пользоваться

благами земными. С.М.Достоевский видел в этом основной порок идей

социализма, ибо человек, непрерывно потребляющий материальные блага и

удовлетворяющийся, физически обращается либо в животное, либо в машину.

Л.Н.Толстой предсказывал, что люди в будущем обществе будут

"наслаждающимися комками нервов". С проблемой удовлетворения "непрерывно

растущих потребностей" населения столкнулись так или иначе все общества,

пытавшиеся провести в жизнь социалистические идеалы. Не случайно в этих

странах везде осуждалось «потребительство», насаждалась идеология

уравнительности, близкая к аскетическим стандартам жизни. При этом

происходило подпольно значительное расслоение общества, образовывалась

потребительская элита при обеднении значительной массы населения. Понятно,

что в таких условиях призывы к служению высоким идеалам и личной скромности

выглядели как насмешка.

Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны, как и сам феномен

свободы, хотя человечество в течение тысячелетий мечтало переплавить «мечи

на орало». Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном

контексте. С одной стороны, как говорят в отношении ученых и науки: "Что бы

они не сделали, у них все равно получается оружие». С другой стороны,

представление о том, что есть "мирный" атом в корне отличающийся от

«военного», рухнуло после чернобыльской катастрофы. Следовательно,

человечеству приходится все время сталкиваться с этим противоречием,

непрерывно давая оценку новым явлениям в жизни человека и общества и

вписывая их в традиционные системы ценностей. В полной мере это относится и

к системе духовных ценностей и их роли в становлении личности.

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества,

накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как

правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в аксиологии,

т.е. в теории ценностей, которая устанавливает соотношение ценностей с

миром реальностей человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и

эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом

определяют поведение человека в других системах ценностей.

Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и

зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысла жизни. В

истории человечества можно отметить несколько сменяющих друг друга

установок, отражающих разные системы ценностей, формирующих соответствующий

тип личности. Одна из наиболее древних - это гедонизм, т.е. установка,

утверждающая наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения

человека. Об этом говорил еще автор Экклезиаста: «...нет лучшего для

человека под солнцем, как есть, и пить, и веселиться...» Эти взгляды

разделял ученик Сократа Аристип, который учил, что «лучшая доля не в том,

чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними,

не подчиняясь им». Позже к этой позиции склонялись Эпикур, Гоббс, Локк,

Гассенди, Гельвеций, Гольбах и др.

В этике аскетизма идеалом жизни провозглашалось добровольное отречение от

наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и

привилегий. Наибольшее развитие эта концепция получила в христианстве,

особенно в монашестве, в философских школах киников (Диоген с его девизом

"быть нагим и одиноким»), а также в грубо-уравнительных тенденциях так

называемого "казарменного коммунизма». В концепции утилитаразма величайшей

ценностью и основой нравственности считается польза. По словам И.Бентама,

смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать

наибольшему счастью для наибольшего числа людей. С точки зрения сторонника

утилитаризма Дж. Милля "удовольствие является единственным добром». В

"категорическом императиве" И.Кант обосновал как высшую ценность

необходимость для всех людей относиться друг к другу только как к цели, но

не как к средству.

В ХХ в. учение о ценностях связано с именамн таких выдающихся мыслителей и

гуманистов, как А.Швейцер, М.Ганди, Б.Рассел, А.Эйнштейн, Дж.Сантаяна.

Х.Ортегаи-Гассет, а также с плеядой русских религнозных философов -

П.Флоренским, С.Булгаковым, Н.О. Лосским, В.Соловьевым, Н.А.Бердяевым,

Л.П.Карсавиным, Н.Ф.Федоровым и др.

Свобода воли - свобода выбора

Свобода воли - понятие, означающее возможность беспрепятственного

внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и

задач личности. В истории философской и богословской мысли понятие свободы

воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои

деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения.

Утвердительный, отрицательный или ограничительный ответы на вопрос о

возможности свободы воли предопределен выбором той или иной

мировоззренческой системы. Сама же воля - это сознательное и

свободное устремление человека к осуществлению своей цели, которая для него

представляет определенную ценность. Волевой акт имеет характер духовного

явления, коренящегося в структуре личности человека и выражающий

долженствование. Воля противоположна импульсивным стремлениям и влечениям,

а также в ряде ситуаций и

витальным потребностям человека (в случаях самоубийства). Как правило,

понятие воли относят к зрелой личности, полностью отдающей себе отчет в

своих действиях и поступках. В истории философской мысли воля трактовалась

двояко: во-первых, как следствие природной или сверхприродной детерминации

(Бог, Абсолют), во-вторых, - как самополагающая сила, определяющая весь

жизненный процесс человека (Шопенгауэр, Ницше). Волевые качества человека

определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой,

входя в структуру характера личности.

Некоторые ученые связывают основные тенденции поведения человека с

генетическими задатками характера, темперамента, пропагандируя идею, что

постепенно само по себе исчезнет то, что уходит своими корнями в пережитки

прошлого в сознании и поведении людей, уменьшится число «эксцессов

темперамента», а также случаев неосторожного причинения вреда. Однако

антиобщественные проявления такого рода, которые не являются преступлениями

в собственном смысле слова, окажутся менее податливыми к социальным

воздействиям и сохранятся в течение длительного времени {См.: Б.С.Никифоров

«Некоторые вопросы уголовного права в условиях общенародного государства» -

«Советское государство и право» - 1963 - №4 с.61-62}.

Выходит, что антиобщественные поступки (хотя бы немногие) имеют не

социальные, а биологические корни - из этой посылки вытекает, что об

окончательной ликвидации антиобщественных поступков не может быть и речи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.