созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, представляет как бы
"неорганическое тело" человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая
его способности и таланты. Вещный мир стал "второй природой" человека и не
случайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием
личности самого человека. Вопрос о соотношении ценности человека, его жизни
и здоровья и его имущества всегда был центральным для любой
мировоззренческой системы. Все религии сурово осуждают стремление к
накоплению материальных ценностей, жадность, алчность. Христианство считает
людей, погрязших в вещах и чувственных удовольствиях, "плотскими", не
способными на душевность и духовность. Делиться своим имуществом с бедным -
один из "столпов" ислама, обязательное правило поведения мусульманина.
Буддисты считают, что отказ от накопления вещей - один из первых шагов на
пути к просветлению.
Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в том, чтобы
уяснить пределы этого мира и их влияние на развитие личности человека.
Очевидно, что люди не могут обходиться каким-то минимумом вещей, а идеалы
аскетизма никогда не имели широкого распространения. Столь же очевидно, что
нет и верхнего предела насыщения этого мира, а количество вещей в мире
умножается. Более того, одной из причин острого экологического кризиса
является накопление в природе отбросов человеческой цивилизации, которые на
могут быть ею утилизированы (пластмассы, полимерные материалы и т.д.).
Переработка ресурсов планеты в вещи идет ускоренными темпами, что
порождает, с одной стороны, серьезную озабоченность ученых и политиков, а с
другой, массовые движения за отказ от беспредельного потребления и
добровольное самоограничение (гандизм). Л.П.Чехов вложил в уста одному
своему герою такие слова: «Человеку нужны не три аршина земли, не усадьба,
а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все
свойства и особенности своего свободного духа». Если учесть, что рост
населения Земли идет достаточно быстрыми темпами, а ресурсы ее ограничены,
то ясно, что без самоограничения не обойтись, но это требует выработки
соответствующей системы ценностей у каждой личности.
Распространенное мнение, что богатство развращает человека, губит его, а
бедность способствует моральному поведению, рождалось и поддерживалось в
моменты острых социальных катаклизмов, при резкой поляризации общества. Не
зря все мировые религии, особенно в начале своего возникновения, были
религиями бедных, обездоленных, угнетенных. Они обращали взоры своих
приверженцев от тленных земных богатств к вечным небесным ценностям. Позже,
когда церкви сами становились собственннками и владели значительными
богатствами, отношение к миру вещей несколько изменялось.
Атеисты, не уповая на жизнь вечную, призывали всячески пользоваться
благами земными. С.М.Достоевский видел в этом основной порок идей
социализма, ибо человек, непрерывно потребляющий материальные блага и
удовлетворяющийся, физически обращается либо в животное, либо в машину.
Л.Н.Толстой предсказывал, что люди в будущем обществе будут
"наслаждающимися комками нервов". С проблемой удовлетворения "непрерывно
растущих потребностей" населения столкнулись так или иначе все общества,
пытавшиеся провести в жизнь социалистические идеалы. Не случайно в этих
странах везде осуждалось «потребительство», насаждалась идеология
уравнительности, близкая к аскетическим стандартам жизни. При этом
происходило подпольно значительное расслоение общества, образовывалась
потребительская элита при обеднении значительной массы населения. Понятно,
что в таких условиях призывы к служению высоким идеалам и личной скромности
выглядели как насмешка.
Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны, как и сам феномен
свободы, хотя человечество в течение тысячелетий мечтало переплавить «мечи
на орало». Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном
контексте. С одной стороны, как говорят в отношении ученых и науки: "Что бы
они не сделали, у них все равно получается оружие». С другой стороны,
представление о том, что есть "мирный" атом в корне отличающийся от
«военного», рухнуло после чернобыльской катастрофы. Следовательно,
человечеству приходится все время сталкиваться с этим противоречием,
непрерывно давая оценку новым явлениям в жизни человека и общества и
вписывая их в традиционные системы ценностей. В полной мере это относится и
к системе духовных ценностей и их роли в становлении личности.
Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества,
накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как
правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в аксиологии,
т.е. в теории ценностей, которая устанавливает соотношение ценностей с
миром реальностей человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и
эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом
определяют поведение человека в других системах ценностей.
Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и
зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысла жизни. В
истории человечества можно отметить несколько сменяющих друг друга
установок, отражающих разные системы ценностей, формирующих соответствующий
тип личности. Одна из наиболее древних - это гедонизм, т.е. установка,
утверждающая наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения
человека. Об этом говорил еще автор Экклезиаста: «...нет лучшего для
человека под солнцем, как есть, и пить, и веселиться...» Эти взгляды
разделял ученик Сократа Аристип, который учил, что «лучшая доля не в том,
чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними,
не подчиняясь им». Позже к этой позиции склонялись Эпикур, Гоббс, Локк,
Гассенди, Гельвеций, Гольбах и др.
В этике аскетизма идеалом жизни провозглашалось добровольное отречение от
наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и
привилегий. Наибольшее развитие эта концепция получила в христианстве,
особенно в монашестве, в философских школах киников (Диоген с его девизом
"быть нагим и одиноким»), а также в грубо-уравнительных тенденциях так
называемого "казарменного коммунизма». В концепции утилитаразма величайшей
ценностью и основой нравственности считается польза. По словам И.Бентама,
смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать
наибольшему счастью для наибольшего числа людей. С точки зрения сторонника
утилитаризма Дж. Милля "удовольствие является единственным добром». В
"категорическом императиве" И.Кант обосновал как высшую ценность
необходимость для всех людей относиться друг к другу только как к цели, но
не как к средству.
В ХХ в. учение о ценностях связано с именамн таких выдающихся мыслителей и
гуманистов, как А.Швейцер, М.Ганди, Б.Рассел, А.Эйнштейн, Дж.Сантаяна.
Х.Ортегаи-Гассет, а также с плеядой русских религнозных философов -
П.Флоренским, С.Булгаковым, Н.О. Лосским, В.Соловьевым, Н.А.Бердяевым,
Л.П.Карсавиным, Н.Ф.Федоровым и др.
Свобода воли - свобода выбора
Свобода воли - понятие, означающее возможность беспрепятственного
внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и
задач личности. В истории философской и богословской мысли понятие свободы
воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои
деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения.
Утвердительный, отрицательный или ограничительный ответы на вопрос о
возможности свободы воли предопределен выбором той или иной
мировоззренческой системы. Сама же воля - это сознательное и
свободное устремление человека к осуществлению своей цели, которая для него
представляет определенную ценность. Волевой акт имеет характер духовного
явления, коренящегося в структуре личности человека и выражающий
долженствование. Воля противоположна импульсивным стремлениям и влечениям,
а также в ряде ситуаций и
витальным потребностям человека (в случаях самоубийства). Как правило,
понятие воли относят к зрелой личности, полностью отдающей себе отчет в
своих действиях и поступках. В истории философской мысли воля трактовалась
двояко: во-первых, как следствие природной или сверхприродной детерминации
(Бог, Абсолют), во-вторых, - как самополагающая сила, определяющая весь
жизненный процесс человека (Шопенгауэр, Ницше). Волевые качества человека
определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой,
входя в структуру характера личности.
Некоторые ученые связывают основные тенденции поведения человека с
генетическими задатками характера, темперамента, пропагандируя идею, что
постепенно само по себе исчезнет то, что уходит своими корнями в пережитки
прошлого в сознании и поведении людей, уменьшится число «эксцессов
темперамента», а также случаев неосторожного причинения вреда. Однако
антиобщественные проявления такого рода, которые не являются преступлениями
в собственном смысле слова, окажутся менее податливыми к социальным
воздействиям и сохранятся в течение длительного времени {См.: Б.С.Никифоров
«Некоторые вопросы уголовного права в условиях общенародного государства» -
«Советское государство и право» - 1963 - №4 с.61-62}.
Выходит, что антиобщественные поступки (хотя бы немногие) имеют не
социальные, а биологические корни - из этой посылки вытекает, что об
окончательной ликвидации антиобщественных поступков не может быть и речи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10