Рефераты. Социальное реферирование как стратегия власти






оправданности и привлекательности — рождает то, что Фуко назвал знанием о

предмете. Знание, оказывается, напрямую зависит от степени «развитости»

порока — будь он сексуальным (а оно для властности патологично) или же

просто преступным. Не является то, что попадает под внимание власти,

априорно развитым и представленным в дискурсе о нём, а, наоборот, чем

больше власть увлечена предметом, чем больше предполагаемых и явных

беспокойств он ей доставляет, тем совершеннее представление власти о

предмете, тем больше путей пролагает она к нему.

Знать нечто значит знать определённо или не знать ничего другого, в

конце концов, ничего другого, кроме самого знания. Так определённое Когито

может работать и в качестве дискретной структуры множественных очагов

власти, связность в отправлениях которых теоретически регулируется самой

формой знания, т. е. Когито, а на практике общей формой их

функционирования — политическим консенсусом лишь по видимости

противоборствующих властных структур (политико-экономических, социальных

институций).

Когито в такой распылённой по множеству инстанций власти форме неявно

прописано уже в экзистенциалистском варианте феноменологии. «Научное

исследование является ничем иным, как усилием и стремлением к присвоению.

Открытая истина, как и произведение искусства, есть моё знание; оно

является ноэмой мысли, которая раскрывается, только когда я формулирую

мысль, и которая поэтому появляется определённым способом, и я

поддерживаю её существование. Именно мной раскрывается лицо мира. В этом

смысле — я его творец и владелец. Не потому, что я считаю открытый мной

аспект бытия чистым представлением, а потому, напротив, что этот

открываемый мной аспект существует реально и глубоко… но я снова нахожу

независимость, аналогичную независимости произведения искусства, в

свойстве истины моей мысли, то есть в её объективности. Эта мысль, которую

я образую и которая получает от меня своё существование, продолжает в то

же время своё существование посредством одной себя в той мере, в какой она

является мыслью всех»[8] (Сартр). Власть произведения искусства сродни

всякой другой и имеет в виду один и тот же механизм функционирования:

власть настаивает на своей истине в той же мере, в какой настоятельна сама

истина (для всех) для неё, поскольку это истина власти творить мир. Так же

в любом порядке властных отношений. Даже если претензия на творчество

только претензия, сама форма когитальной её развёртки задаёт презумпцию

собственной невиновности в аффективных порядках её явления.

Бессознательное власти — знание. Бессознательное знания — власть.

Именно поэтому, всё власти — маскарад потерявшего лицо творца, хочет

он этого или не хочет. Вообще знания Фуко видит в действиях власти. Ей

необходимо опередить, усмирить, для этого определить место предмету не в

поле его функционирования, а в ряду явлений, о которых властью уже создано

представление. Создается некий обоюдоприятный комплекс существования. Ведь

и власти тоже нет без того, чтобы она не сопровождалась порожденными ею же

проблемами знания. И не то, чтобы сопровождалась, сама власть существует

только в знании, которое само же и было ею продуцировано. Без знания как

опоры своему существованию власть не смогла бы реализоваться. Пересмотр и

отказ её от основополагающих принципов, соответствующих основам знания,

грозит не шатанием и неопределённостью её в самоидентификации, а её полным

уничтожением. Можно ли говорить в этой связи о слиянии власти и знания в

одной точке — точке предмета? Или скорее о выразимости власти только в

одной форме — в форме знания и представимости в одном виде — предмета?

Формы власти получают цель и содержание лишь благодаря власти, которая их

использует.

§2. Взгляд как антропологическая составляющая властных

отношений. Захват объекта.

Именно об отношениях влияющего и влияния и ведет речь Лакан, когда

говорит о рождении субъекта в разрыве взгляда и глаза. Вооруженный желанием

субъект встречается с объектом, в этот момент и фиксируется вывод из поля

реального символического регистра. Разрыв происходит не только между

взглядом и глазом, пониманием и чистым видением, но и между тем, что

указывает на субъекта и самим субъектом. Властное влияние здесь в

овладевании, захвате деформированным реальным пространством субъекта,

обладающего желанием.

Производство в поле взаимоопределённости желания по обладанию друг

другом оказывается более чем закономерным. Образование ауры

взаимопритяжения движет процессом. Желание расставляет точки соответствия,

в которых соприкасаются потоки встречных обликов, предлагаемых к

объективации друг другом. В открытости обоюдных симпатий читаются пути, по

которым, возможно, будет осуществляться движение по переводу в новое

состояние. Продвижение по этим путям, скрашиваемым и даже направляемым

желанием, совершается способом, который по мере своего разворачивания

выкристаллизовывает образы модифицирующихся объектов. Желание облегчает

тяготы действования властного субъекта и при своём необходимом присутствии

не выявляет, но представляет формируемое. Причём это представление не имеет

в виду объективацию облика в какой-либо наличности, а речь может идти лишь

о призыве к воображаемому, получающему своё закрепление в символическом.

Взгляд и глаз — лишь удобное указание Лаканом на процессы,

происходящие в человеке, и затрагивающие суть его, так как они напрямую

ведут к точке, где пересекаются регистры реального, воображаемого и

символического, что фиксируют силы желания, его возникновение и проявление.

Эта точка не представляется иным, кроме как метафорическим образом, скорее

даже это не точка, а полное её отсутствие, так как на её месте

обнаруживается разрыв, раскол. Но это специфического рода все равно

маркировка, демонстрация начала работы в переплетении сознательного и

бессознательного. Вывод на речевую поверхность, к осознаваемому структур

бессознательного, о существовании которых заявляет работа желания,

осуществляется именно с того момента, когда глаз начинает работать как

взгляд, а взгляд начинает в своём всегда безмолствии «сообщать»,

«говорить».

Путь сознания оказывается таковым, что именно взгляд и переводит для

сознания поле реального в воспринимаемое, а значит взгляд, в продолжении

придания ему властных характеристик не только служит для «захватнических»

целей при начале отношений субъекта и объекта вообще, но и является

единственным проводником по пути желания. Объект желания импульсирует,

источает из себя субстанцию влечения, которая формирует образ объекта у

субъекта. До взгляда же, в иллюзии о нем лишь как о средстве, нет дела.

Взгляд же удивляет тем, как отмечает Сартр, что не только не является

средством, обслуживающим некие процессы сознания, но сам структурирует

пространство, расставляет приоритетные точки его бытийного статуса,

определяет в уровне реального то, что нанизывается на его лучи, исходящие

из тела субъекта. Взгляд — это порядок, это схема уже не реального, но

некогда бывшего им. О какого класса порядке можно здесь говорить? Есть ли

это первичная схема, лишь только начало отношений субъекта и окружающего

мира или же речь уже законченной символизации, опыте собственно мира

субъектного?

Но взгляд сам обнаруживает себя, по Сартру, в момент не восприятия им

реального, это всего лишь глаз, а тогда когда он ощущает себя под другим

взглядом, чувством, свидетельствующим об этом, является стыд. «Быть

увиденным конституирует меня как бытие без защиты перед свободой, которая

не является моей свободой»[9].

Аспекты властного существования трансформированы, властвующий,

постигающий мир взглядом, субъект перестает существовать как господин,

объективирующий действительность. Лишь благодаря взгляду, даже именно

только взгляду, субъект-взгляд сам сбегает в ту плоскость, где он

становится в момент на него взирания не господином, а рабом. Погнавшийся

вслед за желанием к структурированию объекта, в момент встречи с другим

взглядом, он обнаруживает, даже не видя другого взгляда, себя. То есть под

другим взглядом опознает не только себя как взгляд, но себя как взгляд и

как раба. Субъект, являясь объектом, на котором сходятся лучи чужого

видения, которые его просвечивают, которым субъект по аналогии присваивает

собственную, бывшую и заявленную некогда мощь господства и

всепроникновения, оказывается рабом. Сартр пишет о том положении, при

котором субъект оказывается под оценками свободы, которая не является

собственно свободой субъекта, а именно свобода, осознаваемая субъектом, как

свобода чужая, и сигнализирует субъекту об опасности его положения. Стыд —

лакмусовая бумажка осознания и себя как взгляда, и как раба, и чужой

давящей свободы, и опасности, которая есть «постоянная структура моего

бытия-для-другого»[10]. Остается несколько расплывчатым переход от

осознания, что есть свобода меня, к наделению ею другого, демонстрирующего

взгляд. И не призрачно ли здесь рабство? Ведь отчуждение моих способностей

через чужой взгляд производится только как учреждаемое самим субъектом,

даже не видимое, тем более не реальное?

Взгляд у Сартра восстанавливает всю целостность структуры

интерсубъективности, заявляя о рождении социальности как рода межличностных

отношений. Ведь именно при встрече собственного взгляда и взгляда чужого и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.