математическому мышлению.
Декарт был уверен, что ист-м истины м.б. только разум, а не обычаи,
традиции, авторитет. Критериями истины явл. ясность и отчетливость, кот. ум
ищет в самом себе, опираясь на интуицию. Действие, след-е за интуицией, -
дедукция, в кот. в отл. от интуиции есть движение. Интуиция и дедукция – 2
наиболее верных пути, ведущ. к знанию, сверх кот. ум не должен допускать
ничего. Декарт яркий представитель дуализма.
Англ. матер-м имел в значительной мере аристократический характер, его
учение предполагалось для избранных, а фр-е материлисты несут свои идеи в
широкие круги городского общества. Они излагают свои философские взгляды
преимущественно в форме широкодоступных изданий. Они опирались на широкое
развитие свободомыслие в Англии. Другим важным источником были для них
физический мате-м Декарта, а также мат-е учение Спинозы о природе,
субстанциях и ее атрибутах, о человеке, о душе и ее отношению к телу.
--------------------------------------------------------------------------
11. Философия франц. Посвещения.
Дидро и Гельвеций
Фил-я Посвещ. высоко оценив. приоритеты разума. Именно распр-е передовых
идей, прогрессив. знаний, критич-й разум мыслились как осн-я для прогресса
всего общ-ва. Разум и рациональность становятся определяющими идеями фил-и
Просвещ. Одной из осн. целей фил-и данной эпохи была критика религиозной
ортодоксии, принятых на веру и не имеющ. рацион-го обоснов-я религ-х
догматов. Разум и мыслящий рассудок стали единств. мерилом всего сущего.
Важным было отстаивание идеи материалистич. понимания психики, просветит-х
представ-й о природе чел-ка, основ. на разумных началах.
Гл.представителем второго направ-я франц. матер-ма был Клод Анри Гельвеций
(1715 – 1771), кот. считал, что чувств. познание – это только первый шаг
познающего мышления. Наблюдать, обобщать и делать закл-я из чувств. впечат-
й предстоит уму. Гл. его произведение «Об уме» направлено против
религиозной идеологии. Ощущение- фундамент познания, но ум основ-ся на
удачном подборе новых идей. Поэтому основопол. способностью ума следует
считать сравнение. Идеи он разд. на полезные, вредные и безразличные.
Дени Дидро (1713 - 1784) осознал недостатки механицизма. Материя – это
непрерывное движение, всеобщее «брожение» во Вселенной. Поскольку он гл.
движ. силой считает внутр. активность, его матер-зм характеризуют как
энергетич-й. По мнению Дидро, вся природа находится в вечном движении и
развитии; сущее погибает в одной форме самодвижения. Послед. обусловлена
внутр. разнород-тью материи, кот. сост. из бесчисл. кол-ва разнокач-х
элементов; их столкновение и взаимодействие объясняет вечное движение,
изменение и развитие.
12. Философия Канта и Фихте
Творч-во Иммануила Канта (1724 - 1804) – родонач-ка немец. класс. фил-и,
делится на 2 периода. Докритический период его деят-ти представлен
естественно-науч. воззрениями. Критич-й период характеризуется разделением
им мира на мир явлений (феноменов) и мир непознаваемых «вещей в себе»
(ноуменов).
Этическое учение Канта предст. в книге «Критика прктич. разума». Осн.
проблема – связь свободы и нравственности. В этике Канта важное место
занимает «добрая воля» - она мыслится им как необходимое условие достижения
счастья, где важно делать все по доброй воле.
Этика Канта непосредственно примыкает к его философии религии, т.к. мораль
неизбежно ведет к религии. Чел-к по Канту никогда не свободен от вины.
Боязнь нарушить установленные богами запреты стала основой потребности в
искупительной жертве. Когда жертвоприн-е превращ-ся в самопож-е, происходит
«нравственно-религиозная революция».
Кант различает 3 вида веры: прагматическая – вера чел-ка в свою правоту в
каждом конкр. случае; доктринальная – вера в общие положения; моральная
вера, кот. ничто не может поколебать. Моральная вера выше знания, она
реализ-ся в этичном поведении. Звездное небо над головой и нравств-й закон
– вот значимые для Канта ценности.
Фил-я Фихте – это деятельная фил-я, фил-я свободы, желание освободить чел-
ка от внешних оков. Фил-я Фихте интересна прежде всего тем, что она
показывает возможности фил-и, принципом кот. явл. философски понятый
субъект. В противоположность созерцат-му матер-зму субъектив-й идеализм
Фихте развивает деятельную сторону, мир берется как деят-ть чел-ка. И хотя
эта деят-ть осмыслив-ся в весьма абстрактном виде, тем не менее налицо
значит-й шаг вперед в понимании природы чел-ка и общ-ва, их отличия от
прир. явлений.
14. Философия Фейербаха
Великий немец. фил-ф Людвиг Фейербах (1804 - 1872) отважился говорить о
земном происх-и религии и о «религ. происх-и» немец. матер-зма.
Главенств. и конституирующим религию признаком, по мнению Ф., явл. чувство
зависимости или от природы, или от соц. сил. Бог, есть объективированная
абстракция, существ-я в голове чел-ка.
Все религии он разделил на естественные, кот. существ-ли на заре разв.
человеч. цивилиз и предст. собой обожествл. прир. явлений, и духовные, кот.
обожествляли духов. св-ва чел-ка. Ф. обращал особое внимание на чувственно-
эмоц-ю природу религии, основой возник-я религии считал воображ-е и
фантазию. Он уверен, что религия и мораль – две потивореч. друг другу
сферы.
Ф. ратует за религию без Бога и за божеств-ть любви. Новую фил-ю религии
Ф. называет антропологией – учением о чел-ке. Антропология превращает чел-
ка и природу как его базис в единств. и универсальный предмет фил-и; она
занята раскрытием подлинно человеч. сущности.
К чел-ку следует подходить как к сущ-ву целостному, его физич., эмоц-я,
психич. жизнь важна так же, как и разумная. Истина состоит в полноте
человеч. жизни и существа. Именно человеч-е есть истинное и действительное.
| |
| | | | |
|13. Философия |18. Позитивизм и |20. Экзистенциализм|28. Качество и |
|Гегеля |неопозитивизм | |количество, мера |
|Георг Вильгельм |Позитивизм пытается|Экзистенциализм - |В кн. «Наука |
|Фридрих Гегель |пересмотреть |это |логики» Гегеля |
|(1770 - 1831), |природу философии. |иррационалистическо|рассматр-ся учение |
|предст-ль немец. |Фил-я всегда |е направление в |о бытии, о сущности|
|классич. |связана с опытом |современной |и его понятии. В |
|идеалистич. фил-и, |(научным). Эта |философии, |первом разделе кн. |
|явл. автором |фил-я имеет дело с |возникшее в начале |мыслитель выделяет |
|знаменит. афоризма:|фактами. |XX века и |3 формы бытия, |
|«Что действительно,|Основоположник |стремившееся |оговаривая при |
|то разумно, что |позитивизма Огюст |постигнуть бытие |этом, что они суть |
|разумно, то |Конт (фр. ученый) –|как |первые и вместе с |
|действительно». По |все, что не |непосредственную |тем самые бедные, |
|Гегелю, мировой |соотв-ет научным |нерасчлененную |т.е. самые |
|процесс есть |фактам не имеет |целостность |абстрактные: |
|процесс становления|права на |субъекта и объекта.|кач-во, колич-во, |
|Мирового духа, или |существование. |Известно два |мера. Кач-во – это |
|Абсолютной идеи. |Спенсер полагал, |направления |в первую очередь |
|Принцип |что все философские|экзистенциализма - |тождественная с |
|субстанциональ-ност|проблемы д.б. |религиозное, |бытием |
|и Мирового духа – |сведены к проблемам|представленное |определенность, так|
|один из осн. принц.|биологии (напр., |такими мыслителями,|что нечто перестает|
|объектив. идеализма|законы эволюции и |как К. Ясперс |быть тем, что оно |
|Гегеля. |т.д.). |(1883-1969) и Г. |есть, когда оно |
|Гегель постулирует |Мах (махизм) и |Марсель (1889-1973)|теряет свое кач-во;|
|тождество мышления |Авенариус |и атеистическое, |колич-во – |
|и бытия. Мышление |рассматривали |выразителями |напротив, внеш-я |
|представлено 3-мя |научный опыт как |которого стали М. |бытию, безразличная|
|уровнями: |некую систему. |Хайдеггер |для него |
|рассудочным, |Чел-к и мир, кот. |(1889-1976), Ж.П. |определенность |
|диалектико-разумным|он воспринимает |Сартр (1905-1980), |(напр., дом |
|и |создают опыт. |А. Камю |остается тем, что |
|спекулятивно-разумн|Позитивизм |(1913-1960). |он есть, будь он |
|ым. Рассудок ищет |претендует на |Центром новой |больше или меньше, |
|конечные опред-я, |звание положит. |онтологии |и красное остается |
|но наталкивается на|учения, т.е. науки.|становится не |красным, будь оно |
|противоречия. | |изолированное |светлее или |
|Диалектич. разум |Концепция Маха |сознание человека, |темнее); мера есть |
|начинает искать |сводит философию к |а сознание, точнее,|единство первых |
|тождество в этих |некой психологии, а|духовное, взятое в |двух – колич-ное |
|противополож-ях, |неопозитивизм |неразрывном |качество. Все вещи |
|взаимопереход |основывается на |единстве с |имеют свою меру, |
|конечных |логике. Наука – это|человеческим |т.е. колич-ую |
|противополож. |научные суждения. |бытием. В концепции|определенность, и |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12