Рефераты. Шпаргалка по курсу философии 3 курс юрфака






причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей. Элеаты в

первую очередь обеспокоены тем, как понять, как интерпретировать то, что

все считают изменением и движением. Согласно размышлениям элеатов,

отсутствие непротиворечивого объяснения природы движения ставят под

сомнение его реальность. Разумеется, элеаты не доказали, что нет движения,

они показали современникам, что те едва ли понимают содержание движения.

Сами элеаты в понимании движения были на подлинной вершине существовавших в

их эпоху воззрений.

--------------------------------------------------------------------------

7. Философия Средневековья

Религиозный характер философской мысли средневековья.

Эта Ф. получила название схоластика. Испытывала влияние священного писания

библии. Наиболее влиятельный из отцов церкви – Августин Блаженный. Впервые

сформулировал осн. принципы христ. философии. Доказывал, что бог явл.

высшим бытием, бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по

необходимости. Считалось, что истина еже дана в библейских текстах и

необходимо правильно истолковать их. Так как библ. тексты отличались

иносказательным хар-м, то для их толкования требовалась изощренная логика.

Бог един, но троичен в трех лицах: отец, сын и святой дух. Фома Аквинский

- второй святой катол. церкви (томизм, католич. филос. – филос.

крестьянства Запад. Европы): осн. цель отработка основных догматов христ.

вероучения в формах здравого смысла.

--------------------------------------------------------------------------

8. Основные направления философии эпохи Возрождения и их характеристика

Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение

культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания

привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и

перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность.

Главной идеей средневековья был теоцентризм. Прежде всего, возрождение

проявилось в этике. Возобновление этических учений стоицизма и эпикуризма,

направленных против христианской морали. Стремление всего живого к

избежанию страданий. Душа есть единое и неделимое, способности есть

ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение – высшее благо.

Дж. Бруно провозглашал существование бесчисленных миров. Небесные тела

составляют бесчисленные миры и образуют бесконечную вселенную в бесконечном

пространстве, был противником схоластических методов осмысления природы.

Идея пантеизма (отождествление Бога и природы) лежит в основе всей

философии эпохи Возрождения. Гуманизм – учение о ценности чел-ка (он высш.

цен-ть).

|

6. Школа Сократа. Платон и Аристотель

Сократ хочет понять мир, двигаясь от общего к событиям. В этом отношении

типичным для него явл-ся рассуждение о прекрасном. «Каждая вещь прекрасна

по-своему, но все прекрасные вещи имеют нечто общее – прекрасное как

таковое, это их общая идея, эйдос, или смысл». Раз общее м.б. обнаружено не

чувствами, а умом, то Сократ отнес общее к миру ума и тем самым заложил

основы идеализма.

Сократ приходит к убеждению, что самая главная идея – это идея блага, ею

обусловлены пригодность и полезность всего остального, в т.ч. и

справедливости.

Он разработал опред. метод – диалектику, состоящую из иронии и майевтики

(рождения мысли, понятия). Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала

дает негативный рез-т, но перебор мнений, их обсуждение позволяют достичь

новых мыслей. И в наше время обмен мнениями, диалог, дискуссия явл-ся

важнейшим средством получения инф-и.

«Познай самого себя, и ты познаешь мир» - Сократ.

Олицетворением объективного идеализма античности был Платон (428 – 348 гг.

до н.э.). Он сформировал структуру мира, связан. с текучим многообр-м

чувственных вещей и одновременно противостоящую этому многообр-ю в мире

идей. Именно в идее, олицетворяющей сущность одноименных ей вещей,

«снимаются» противоречия чувственного мира.

Платон пропагандирует широко распр. на Востоке идею освобождения души от

кругооборота земных рождений в результате благой жизни.

Теория идей Платона: подлинными предметами разумного знания являются не

вещи, а идеи как «подлинно сущее» бытие.

Платон разделяет подлинное знание и мнение, подчеркивая, что без учения об

идеях невозможно никакое достоверное знание.

Идеи обладают абсолютным совершенством – это первопричины. Чтобы открыть

истину человек должен приблизиться к идее.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) был учеником, а затем решительным

противником Платона. Святой № 1 катол. церкви.

Аристотель создал «учение о материи и форме». Самобытное единичное бытие

он называет субстанцией – это такое бытие, кот. не способно пребывать в

другом бытии, оно сущ-ет в самом себе. Мир есть совок-ть субстанций, каждая

из них – некоторое единичное бытие.

По Аристотелю, единич. бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы).

Материя – это возможность бытия и вместе с тем некот. субстрат. Эйдос –

форма – это и сущность отдельного, единич. предмета, и то, что охватывается

этим понятием.

Всякая вещь имеет 4 причины: сущность (форму), материю (субстрат),

действие (начало движения) и цель. Но и действ. причину, и целевую причину

определяет эйдос, форма. Эйдос определяет переход от материи – вещности к

действительности, это осн. динамич. и смысл. содержание вещи.

Материя инертна, чтобы она пришла в движение нужна форма.

--------------------------------------------------------------------------

9. Англ. философы XVII – XVIII. Бэкон, Гоббс, Локк.

Френсис Бэкон (1561 - 1626), пытаясь показать практ. пользу и значим-ть

опытной науки, стал родоначальником англ. эмпиризма (с лат. - опыт).

Основной тезис Бэкона «Знание - сила» подчеркивал сущ-ть и цель новоевроп-й

науки. Материализм Бэкона закл. в убеждении, что основа человеч. знания –

изучение природы. Власть над природой строится на ее познании. Природа

материальна, обладает движением, кот. не исчерп. Только перемещением в

простр-ве, а вкл. в себя внутр. активность. В своем произв-и «О дост-ве и

преумнож-и наук» он предлагает классиф-ю наук, основу кот. сост. глав.

способ-ти человеч. души – память, воображение, разум.

Учение об идолах – образно называя искаженные представления людей о

действит-ти идолами познания, Бэкон предлагает их классиф-ю: идолы рода

(человеч. роду присущи многочисл. заблужд., огранич. и ложные представ-я),

идолы пещеры (свидет-ют о сложности и потаенности субъектив. внутр. мира

чел-ка), идолы рынка (их порождает неправильное употреб. слов, пустые

споры), идолы театра (это все некритич. заимствованные положения из различ.

философ. систем и доктрин, индивиды на сцене вымышленного мира).

Учение о методах – необход-ть разделения природы средствами разума; далее

необходимо выделить самое простое и легкое; затем следует открытие закона,

кот. послужит основ. знания и деят-ти; и лишь в итоге нужно суммировать все

представления, выводы и примеры и получить истин. толкование природы.

В философ. системе Т. Гоббса (1588 – 1679) на перед. план выдвинулись

вопросы соц. философии. Его отношение к теологии хорошо понятно из

изречения: «Пилюли религ. веры следует проглатывать, не разжевывая».

Центром филос. интересов Гоббса явл. чел-к. Объясняя человеч. жизнед-ть и

человеч. душу, Гоббс отдает предпочтение механистическому подходу: жизнь

есть движение членов, сердце – пружина, нервы – нити, а суставы – колеса,

сообщ-е движение всей машине человеч. тела. Любой народ по его мнению

проходит 2 стадии развития: догосударст-ю (естеств-ю) и госуд-ю. Люди в

противоположность естеств., сугубо эстетич. природе чел-ка должны стать на

путь обществ-го договора, ибо даже плохой мир лучше войны.

Воззрения Гоббса были развиты его соотеч-м Джоном Локком (1632 - 1704),

кот. работал над своим основным сочинением «Опыты о человеч. разуме» на

протяж. 19 лет. Осн. содерж. его сочин. была критика врожденных идей. Локк

отрицает даже врожденность идеи Бога, указывая на существ-е атеистов и сам

феномен атеизма.

Локк выд. 2 разновид-ти опыта, объясняющие происх-е всех наших идей: идеи

внеш. опыта мы получ. посредством зрения, слуха, осязания и др. органов

чувств, однако люди могут иметь еще и идеи о своей собств. деят-ти, психич.

состояниях, чувстве радости, печали, гордости – эта деят-ть названа Локком

рефлексией. В деят-ти внутр. опыта познават-е проц. неотделимы от волевых и

эмоцион-х. Вслед за важн. проблемой 2-х родов опыта возникла проблема

первич-х (неотъемл. св-ва всех тел – протяж-ть, форма, движ-е, число и

т.д.) и вторич-х (цвет, звук, запах, вкус – всегда изменчивы) качеств.

Знание Локк делит на интуитивное и демонстративное, кот. в совокуп-ти

образ. умозрительное знание; 3-ю разновид-ть Локк наз. сенсетивным знанием,

т.е. знанием относ. внеш. предметов, получ. нашими ощущ-ми.

Учение о естеств. правах чел-ка (природное равенство, свобода, собств-ть и

присвоение, власть). |

10. Философия Декарта и Спинозы

Главным своим заданием Ф. нового времени предусматривает в разработке и

обоснования методов научного познания. Формируются в этот период два

противоположных направления в философии: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм

предусматривает, что основное содержание научного познания получается с

чувственного опыта, а рационализм - через деятельность разума.

Представителем рационализма был франц. ф-ф Рене Декарт - своей

методологией строит на принципах рационалистической дедукции, а эксперимент

считает как предпосылку познания, которая должна подчиняться рационально-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.