Рефераты. Проблема истины в философии Древней Греции






их идей и средством познания их идей. Высшей идеей, к которой, по Платону,

сводились все идеи, а соответственно и всякое познание, является идея

«блага».

«Познаваемые вещи, - пишет философ, - могут познаваться лишь благодаря

благу; оно же дает им бытие и сущность, хотя само благо не есть сущность,

оно за пределами сущности, превышая ее по достоинству и силе». В реальной

действительности эта идея является «причиной всего правого и прекрасного»,

а в области познания – причиной «истины и ума».

Глава 3. Аристотель

Выдающийся мыслитель древности Аристотель общепризнанно считается

«отцом логики». Обобщив методы познания науки и философии 6-4 в.в. до н.э.,

классифицировав и описав их, Аристотель создал учение о формах постигающего

истину мышления, то есть логику. В дальнейшем в историческом развитии

логическое учение Аристотеля стало источником многочисленных школ и

направлений; философы и ученые различных эпох стремились приспособить его к

своим интересам и задачам, использовать его в тех или иных

исследовательских целях. Слово «логика», а тем более выражение «формальная

логика» у Аристотеля не встречается. У него мы находим такие

словоупотребления, как «логический силлогизм», «логическое рассуждение»,

«логические проблемы», но не слово «логика». Аристотель впервые вычленил и

исследовал формы логического мышления, передав их изучения специальной

науке, которую мы теперь называем логикой. Первыми, кто занялся изучением

методов исследования и сделали их предметом философской рефлексии, были

Сократ и Платон. Логика и диалектика Аристотеля являются продуктом

критической их переработки и развития.

Аристотель неоднократно подчеркивает, что для применения и развития

науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. Лишь тогда

возможно применение законов логики.

«...не имеет смысла судить об истине на том основании, что окружающие

нас вещи явно изменяются и никогда не остаются в одном и том же состоянии.

Ибо в поисках истины необходимо отправится от того, что всегда находится в

одном и том же состоянии и не подвергаются никакому изменению» (см. [1],

т.1, стр. 251)

«...если существует движение и нечто движущееся, а движется от чего-

то и к чему-то, то движущееся должно быть в том, от чего оно движется и

[затем] не быть в нем, двигаться к другому и оказываться в нем, а

противоречащее этому не может быть (в то же время) истинным вопреки их

мнению» (см. [1],т.1, стр. 281-284)

По Аристотелю, для нашего познания единичное бытие есть сочетание

«формы» и «материи». В плане бытия «форма» сущность предмета или те

определения самого по себе существующего предмета ,которые могут быть

сформулированы в понятии о предмете. То, с чем может иметь дело знание,

есть только понятие, заключающее в себе существенные определения предмета.

Напротив, если мы отвлечемся от понятия, то из всего содержания самого

предмета останется то, что уже ни в каком смысле не может стать предметом

знания.

Чтобы знание было истинным, оно, по Аристотелю, не только должно быть

понятием о предмете. Кроме того, самим предметом познания может быть не

преходящее, не изменчивое, не текущее бытие, но только бытие непреходящее,

пребывающее. Такое познание возможно, хотя отдельные предметы, в которых

только и существует непреходящая сущность, всегда только предметы

преходящие, текучие. И такое познание может быть только познанием «формы».

Эта форма каждого предмета вечна: она не возникает и не погибает. У

Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая

истину, приближается к совершенному бытию. Но на этом пути много

трудностей. "Исследовать истину в одном отношении трудно, в другом легко.

Это видно из того, что никто не в состоянии достичь ее надлежащим образом,

но не каждый терпит полную неудачу, а каждый говорит что-то поодиночке,

правда, ничего или мало добавляет к истине, но, когда все это складывается,

получается заметная величина.

«...Верно также и то, что философия называется знанием об истине. В

самом деле, цель умозрительного знания - истина, а цель знания, касающегося

деятельности - дело: ведь люди деятельные даже тогда, когда они

рассматривают вещи, каковы они, исследуют не вещи, а вещь в ее отношении к

чему-то и в настоящее время. Но мы не знаем истины, не зная причины. А из

всех вещей тем или иным свойством обладает та, благодаря которой такое же

свойство присуще и другим; наиболее истинно то, что для последующего есть

причина его истинности. Поэтому и начала всего существующего должны быть

наиболее истинными: они ведь истинны не временами, и причина их бытия не в

чем-то другом, а наоборот, они причина бытия всего остального; так что в

какой мере каждая вещь причастная бытию, в такой истине».(см.[1],т.1,стр.

94)

Аристотель также выделяет проблему, впоследствии ставшую камнем

преткновения в философии: на основе чего строится познание человека о мире

–на основе эмпирического опыта или в результате мыслительной деятельности?

Если имеет место и то и другое, то каково их соотношение?

«Истинное и ложное означают следующее: истина есть удостоверение (как

бы) на ощупь и высказывание (ведь не одно и то же утвердительная речь и

высказывание), а когда нельзя таким образом удостовериться, имеется

незнание - в самом деле, относительно сути вещи ошибаться невозможно, разве

что привходящим образом, и одинаково обстоит дело и с сущностями

несоставными, ибо и относительно них ошибиться нельзя; и все они существуют

в действительности, не в возможности, ибо иначе они возникали бы и

уничтожались; а сущее само по себе не возникает и не уничтожается, ибо оно

должно было бы возникать из чего-то; поэтому относительно того, что есть

бытие само по себе и в действительности, нельзя ошибаться, а можно либо

мыслить его, либо нет. Относительно его ставится вопрос только о сути, а не

о том, такого ли свойства оно или нет. Что же касается бытия как истины и

небытия как ложного, то в одних случаях, если связывают (связанное на

деле), имеется истинное, если же такого связывания нет, то - ложное, а в

других случаях, когда имеется одно, если оно действительно сущее, оно есть

только таким-то образом; если же оно таким-то образом не существует, и

истина здесь в том, чтобы мыслить это сущее, а ложного здесь нет, как нет

здесь и заблуждения, а есть лишь незнание» (см. [1],т.1, стр. 249-250).

Таким образом, мы видим, какое звучание проблема истины приобрела у

Аристотеля. Необходимо отметить, что отправной точкой для исследования

истины, у него служит положение о необходимости опираться на непреходящее

бытие. Разум человека рассматривается как инструмент постижения истины, в

поисках которой необходимо лишь опираться на формальные законы логики.

Используя эти законы для анализа исследуемых понятий и категорий, с помощью

индукционного и дедуктивного метода человек устанавливает истину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог данного реферата, можно сказать, что проблемы, касающиеся

определения критериев истины, законов и формы мышления интересовали людей с

глубокой древности. И первыми из известных нам философов, у которых эта

проблематика приобретает особое философское звучание, являются Сократ,

Платон и Аристотель.

Сократ стремится установить истину в исключительно в этических

вопросах. Такой подход он мотивирует тем, что познавать природу и космос

бессмысленно, потому что они бесконечны. С другой стороны, человек и его

духовный мир конечен, поэтому изучение человека должно стать главной

задачей философии. Философ пытается установить истинную сущность этических

категорий, таких как мужество, красота, справедливость. Для этого он в

качестве необходимого условия выдвигает, явно его не формулируя, закон

непротиворечия. Используя этот закон, Сократ исследует понятие, отбрасывая

противоречивые предположения как заведомо ложные и оставляя

непротиворечивые как истинные. Истину философ считает панацеей против зла –

человек, вооруженный истинным знанием не станет совершать неправильных

поступков и будет жить благодетельной жизнью.

У Платона особое понимание истины. Понятие истины он рассматривает

через понятие о «благе». По отношению к знанию и к бытию «благо» мыслится

как совмещающее в себе противоположные определения. Оно имманентно по

отношению к бытию и знанию, так как оно — их источник и основная их сила. В

то же время оно запредельно по отношению к бытию и знанию. Благо существует

в мире идей – мире «эйдосов». Истина же заключена в душе каждого человека,

которая побывала в этом мире. Поэтому человеку нет необходимости в

нахождении истины – она уже есть у него, нужно только ее вспомнить.

Классифицировав и обобщив методы познания в науке, Аристотель создает

учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику. Разум

человека рассматривается как особый механизм. Лишь применение законов

логики позволяет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для применения

науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. Философ

рассматривает истину как высшую форму бытия. Человек, постигая истину,

приближается к совершенному бытию.

Таким образом, мы видим, что древнегреческие философы по-разному

трактуют как понятие истины, так и пути ее установления. Однако они

сходятся в одном – истина является необходимым условием достижения счастья

на Земле.

ЛИТЕРАТУРА.

[1]. Аристотель. Сочинения. М., «Мысль», 1975 г.

[2]. З. Г. Антипенко. «Диалектика истины и красоты в философском

наследии Платона и Аристотеля». М., АН СССР, 1983 г.

[3]. Р. А. Луканин. «Органон Аристотеля». М., «Наука», 1984 г.

[4]. В.Ф. Асмус «Античная философия» Москва, «Высшая школа», 1976 г.

[5].А. Ф. Лосев «История античной философии», Москва, «Мысль», 1989 г.

[6].«Введение в философию», в 2 ч., под общей редакцией Фролова.

Москва, 1989г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.