их идей и средством познания их идей. Высшей идеей, к которой, по Платону,
сводились все идеи, а соответственно и всякое познание, является идея
«блага».
«Познаваемые вещи, - пишет философ, - могут познаваться лишь благодаря
благу; оно же дает им бытие и сущность, хотя само благо не есть сущность,
оно за пределами сущности, превышая ее по достоинству и силе». В реальной
действительности эта идея является «причиной всего правого и прекрасного»,
а в области познания – причиной «истины и ума».
Глава 3. Аристотель
Выдающийся мыслитель древности Аристотель общепризнанно считается
«отцом логики». Обобщив методы познания науки и философии 6-4 в.в. до н.э.,
классифицировав и описав их, Аристотель создал учение о формах постигающего
истину мышления, то есть логику. В дальнейшем в историческом развитии
логическое учение Аристотеля стало источником многочисленных школ и
направлений; философы и ученые различных эпох стремились приспособить его к
своим интересам и задачам, использовать его в тех или иных
исследовательских целях. Слово «логика», а тем более выражение «формальная
логика» у Аристотеля не встречается. У него мы находим такие
словоупотребления, как «логический силлогизм», «логическое рассуждение»,
«логические проблемы», но не слово «логика». Аристотель впервые вычленил и
исследовал формы логического мышления, передав их изучения специальной
науке, которую мы теперь называем логикой. Первыми, кто занялся изучением
методов исследования и сделали их предметом философской рефлексии, были
Сократ и Платон. Логика и диалектика Аристотеля являются продуктом
критической их переработки и развития.
Аристотель неоднократно подчеркивает, что для применения и развития
науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. Лишь тогда
возможно применение законов логики.
«...не имеет смысла судить об истине на том основании, что окружающие
нас вещи явно изменяются и никогда не остаются в одном и том же состоянии.
Ибо в поисках истины необходимо отправится от того, что всегда находится в
одном и том же состоянии и не подвергаются никакому изменению» (см. [1],
т.1, стр. 251)
«...если существует движение и нечто движущееся, а движется от чего-
то и к чему-то, то движущееся должно быть в том, от чего оно движется и
[затем] не быть в нем, двигаться к другому и оказываться в нем, а
противоречащее этому не может быть (в то же время) истинным вопреки их
мнению» (см. [1],т.1, стр. 281-284)
По Аристотелю, для нашего познания единичное бытие есть сочетание
«формы» и «материи». В плане бытия «форма» сущность предмета или те
определения самого по себе существующего предмета ,которые могут быть
сформулированы в понятии о предмете. То, с чем может иметь дело знание,
есть только понятие, заключающее в себе существенные определения предмета.
Напротив, если мы отвлечемся от понятия, то из всего содержания самого
предмета останется то, что уже ни в каком смысле не может стать предметом
знания.
Чтобы знание было истинным, оно, по Аристотелю, не только должно быть
понятием о предмете. Кроме того, самим предметом познания может быть не
преходящее, не изменчивое, не текущее бытие, но только бытие непреходящее,
пребывающее. Такое познание возможно, хотя отдельные предметы, в которых
только и существует непреходящая сущность, всегда только предметы
преходящие, текучие. И такое познание может быть только познанием «формы».
Эта форма каждого предмета вечна: она не возникает и не погибает. У
Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая
истину, приближается к совершенному бытию. Но на этом пути много
трудностей. "Исследовать истину в одном отношении трудно, в другом легко.
Это видно из того, что никто не в состоянии достичь ее надлежащим образом,
но не каждый терпит полную неудачу, а каждый говорит что-то поодиночке,
правда, ничего или мало добавляет к истине, но, когда все это складывается,
получается заметная величина.
«...Верно также и то, что философия называется знанием об истине. В
самом деле, цель умозрительного знания - истина, а цель знания, касающегося
деятельности - дело: ведь люди деятельные даже тогда, когда они
рассматривают вещи, каковы они, исследуют не вещи, а вещь в ее отношении к
чему-то и в настоящее время. Но мы не знаем истины, не зная причины. А из
всех вещей тем или иным свойством обладает та, благодаря которой такое же
свойство присуще и другим; наиболее истинно то, что для последующего есть
причина его истинности. Поэтому и начала всего существующего должны быть
наиболее истинными: они ведь истинны не временами, и причина их бытия не в
чем-то другом, а наоборот, они причина бытия всего остального; так что в
какой мере каждая вещь причастная бытию, в такой истине».(см.[1],т.1,стр.
94)
Аристотель также выделяет проблему, впоследствии ставшую камнем
преткновения в философии: на основе чего строится познание человека о мире
–на основе эмпирического опыта или в результате мыслительной деятельности?
Если имеет место и то и другое, то каково их соотношение?
«Истинное и ложное означают следующее: истина есть удостоверение (как
бы) на ощупь и высказывание (ведь не одно и то же утвердительная речь и
высказывание), а когда нельзя таким образом удостовериться, имеется
незнание - в самом деле, относительно сути вещи ошибаться невозможно, разве
что привходящим образом, и одинаково обстоит дело и с сущностями
несоставными, ибо и относительно них ошибиться нельзя; и все они существуют
в действительности, не в возможности, ибо иначе они возникали бы и
уничтожались; а сущее само по себе не возникает и не уничтожается, ибо оно
должно было бы возникать из чего-то; поэтому относительно того, что есть
бытие само по себе и в действительности, нельзя ошибаться, а можно либо
мыслить его, либо нет. Относительно его ставится вопрос только о сути, а не
о том, такого ли свойства оно или нет. Что же касается бытия как истины и
небытия как ложного, то в одних случаях, если связывают (связанное на
деле), имеется истинное, если же такого связывания нет, то - ложное, а в
других случаях, когда имеется одно, если оно действительно сущее, оно есть
только таким-то образом; если же оно таким-то образом не существует, и
истина здесь в том, чтобы мыслить это сущее, а ложного здесь нет, как нет
здесь и заблуждения, а есть лишь незнание» (см. [1],т.1, стр. 249-250).
Таким образом, мы видим, какое звучание проблема истины приобрела у
Аристотеля. Необходимо отметить, что отправной точкой для исследования
истины, у него служит положение о необходимости опираться на непреходящее
бытие. Разум человека рассматривается как инструмент постижения истины, в
поисках которой необходимо лишь опираться на формальные законы логики.
Используя эти законы для анализа исследуемых понятий и категорий, с помощью
индукционного и дедуктивного метода человек устанавливает истину.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данного реферата, можно сказать, что проблемы, касающиеся
определения критериев истины, законов и формы мышления интересовали людей с
глубокой древности. И первыми из известных нам философов, у которых эта
проблематика приобретает особое философское звучание, являются Сократ,
Платон и Аристотель.
Сократ стремится установить истину в исключительно в этических
вопросах. Такой подход он мотивирует тем, что познавать природу и космос
бессмысленно, потому что они бесконечны. С другой стороны, человек и его
духовный мир конечен, поэтому изучение человека должно стать главной
задачей философии. Философ пытается установить истинную сущность этических
категорий, таких как мужество, красота, справедливость. Для этого он в
качестве необходимого условия выдвигает, явно его не формулируя, закон
непротиворечия. Используя этот закон, Сократ исследует понятие, отбрасывая
противоречивые предположения как заведомо ложные и оставляя
непротиворечивые как истинные. Истину философ считает панацеей против зла –
человек, вооруженный истинным знанием не станет совершать неправильных
поступков и будет жить благодетельной жизнью.
У Платона особое понимание истины. Понятие истины он рассматривает
через понятие о «благе». По отношению к знанию и к бытию «благо» мыслится
как совмещающее в себе противоположные определения. Оно имманентно по
отношению к бытию и знанию, так как оно — их источник и основная их сила. В
то же время оно запредельно по отношению к бытию и знанию. Благо существует
в мире идей – мире «эйдосов». Истина же заключена в душе каждого человека,
которая побывала в этом мире. Поэтому человеку нет необходимости в
нахождении истины – она уже есть у него, нужно только ее вспомнить.
Классифицировав и обобщив методы познания в науке, Аристотель создает
учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику. Разум
человека рассматривается как особый механизм. Лишь применение законов
логики позволяет ему приблизиться к истине. По Аристотелю, для применения
науки логики необходимо опираться на непреходящее бытие. Философ
рассматривает истину как высшую форму бытия. Человек, постигая истину,
приближается к совершенному бытию.
Таким образом, мы видим, что древнегреческие философы по-разному
трактуют как понятие истины, так и пути ее установления. Однако они
сходятся в одном – истина является необходимым условием достижения счастья
на Земле.
ЛИТЕРАТУРА.
[1]. Аристотель. Сочинения. М., «Мысль», 1975 г.
[2]. З. Г. Антипенко. «Диалектика истины и красоты в философском
наследии Платона и Аристотеля». М., АН СССР, 1983 г.
[3]. Р. А. Луканин. «Органон Аристотеля». М., «Наука», 1984 г.
[4]. В.Ф. Асмус «Античная философия» Москва, «Высшая школа», 1976 г.
[5].А. Ф. Лосев «История античной философии», Москва, «Мысль», 1989 г.
[6].«Введение в философию», в 2 ч., под общей редакцией Фролова.
Москва, 1989г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7