«Менона» ступенью в развитии вопроса о знании, как это прекрасно показал
профессор А. Ф. Лосев, в том, что единство знания и чувственности дано в
«Пире» не как «застывшее» и «фиксированное», а как единство в становлении:
бессмертное и смертное, вечное и временное, идеальное богатство и реальная
скудость, знание и чувственность, красота и 6езобразие - соединились здесь
в одну цельную жизнь, в одно совокупное порождение, в один самостоятельный
результат, одно становящееся тождество [см. 28]. Эрос «Пира» — «Эрос»
познавательного и созерцательного восхождения; поучение Диотимы - поучение
о том, какой путь познания необходим для того, чтобы достичь интуиции
прекрасного, а сама интуиция в значительной мере характеризуется как
интуиция ума, интеллектуальная. Воспитание чувств, которым сопровождается
познавательное восхождение, образует, если так можно выразиться, лишь
сопутствующий «обертон». Становление, изображенное в «Пире», — становление
знания.
Сказанным анализ знания у Платона не ограничивается. Связь и единство
знания и чувственности, данные в «Меноне» и в «Пире», Платон представляет с
еще более высокой точки зрения – с точки зрения диалектики. Диалектические
исследования Платона отнюдь не совпадают с тем, что он сам назвал
«диалектикой»,- с уже рассмотренным сведением видов к родам и делением
родов на виды. Это лишь формально-логический аспект диалектики Платона. Но
у Платона имеется гораздо более широкое и существенное понятие о
диалектике, связанное с его учением о знании, о бытии и об отношении между
бытием и знанием.
Понятие это раскрывается в ряде диалогов; введением в это понимание
может служить конец в шестой книги Платонова «Государства». Здесь
излагается учение Платона об идее «блага», но речь идет не только о
«благе». Мы уже коснулись выше этого учения, когда характеризовали
объективный идеализм Платона как телеологический. Пришло время
охарактеризовать его и как учение об отношении бытия к знанию. А именно: по
Платону, идея «блага» не есть ни бытие, ни знание, а начало, которым
порождалось бы и бытие, и знание. Платон поясняет свою мысль аналогией со
зрением. Создатель чувств породил и силу видеть (чувство зрения), и
силу 6ыть видимым. Но чтобы увидеть, например, цвета, необходимо, чтобы к
этим двум силам, или «родам», присоединился третий род — свет, Но свет
исходит от Солнца. Хотя Солнце - не само зрение, оно есть его причина.
Теперь применим сказанное о зрении к познанию. То самое значение, которое
принадлежит благу «в мыслимом месте» по отношению к уму и по отношению к
созерцаемому умом, принадлежит и Солнцу «в видимом месте» - по отношению к
зрению и зримому. Душа познает, когда она направляется к тому, что
озаряется истиной и сущим. Но если она находится в том, что покрыто мраком,
она рождается и, погибает, руководится мнением и тупеет. Именно это,
доставляющее истинность познаваемому и сообщающее силу познающему, следует,
по Платону, называть идеей блага и причиной знания и истины, поскольку она
постигается умом. Считать свет и зрение солнцеподобным справедливо, но
считать их самим Солнцем несправедливо. И точно так же признавать
знание и истину благовидными справедливо, но считать какое-либо из них
благом несправедливо. Ибо природу блага надлежит ставить и выше знания
и выше истины. Рассматривая «идеи», философ может или рассматривать их
реализацию в мире вещей, или, напротив, подниматься в мысли до их начала,
пребывающего выше всякого знания. В первом случае душа использует
«идеи» в качестве «гипотез», или «предположений»: разделяя род на виды,
душа «принуждена искать... на основании предположений, пользуясь
разделенными частями как образцами и идя не к началу, а к концу» [там же,
510 В]. Это как бы путь вниз – от «идей» к «вещам». Так поступают, когда
ваяют или рисуют: все это — тени и образы в воде. Пользуясь ими как
образами, люди стараются усмотреть те, которые можно видеть не иначе, как
мыслью [там же, 511 А]. Род познаваемого, постигаемый только мыслью,
Платон называет «мыслимым». В «мыслимом» имеются две «части». Для отыскания
первой из них душа вынуждена основываться на предположениях и не доходит до
начала, так как не может подняться выше предположений, но пользуется самими
образами или подобиями, запечатлевающимися на земных предметах. И есть
вторая часть мыслимого, второй случай рассмотрения «идей». В этом случае
душа идет не к «концу», а, напротив, к «началу»: она сводит все «гипотезы»
(«предположения») к идее «блага», как к тому, что пребывает выше всякого
знания и выше всех предположений. «Узнай же теперь,—говорит Платон,— и
другую часть мыслимого... ее касается ум силою диалектики, делая
предположения, — не начала, а в существенном смысле предположения, как бы
ступени и усилия, пока не дойдет до непредположительного, до начала всего.
Коснувшись же его и держась того, что с им соприкасается, он, таким
образом, опять нисходит к концу и уже не трогает ничего чувственного, но
имеет дело с идеями через идеи, для идей и оканчивает на идеях» [Госуд.,
VI, 511]. Это понимание «блага» выводит мысль за пределы одного лишь
познания в область диалектики. Платоновское «благо» — и знание, и бытие. По
отношению к знанию и к бытию «благо» мыслится как совмещающее в себе
противоположные определения. Оно имманентно по отношению к бытию и знанию,
так как оно — их источник и основная их сила. В то же время оно запредельно
по отношению к бытию и знанию.
Так решается вопрос об отношении знания и бытия к «благу». Но в
«Государстве» Платон развивает и детальную классификацию видов знания.
Основное деление этой классификации— разделение на знание интеллектуальное
и на чувственное. Каждая из этих сфер знания в свою очередь делится на два
вида. Интеллектуальное знание делится, на «мышление» и на «рассудок».
Под «мышлением» Платон понимает деятельность одного лишь ума,
свободную от примеси чувственности, непосредственно созерцающую
интеллектуальные предметы. Это та деятельность, которую Аристотель назовет
впоследствии «мышлением о мышлении». Находясь в этой сфере, познающий
пользуется умом ради него же.
Под «рассудком» Платон понимает вид интеллектуального знания, при
котором познающий также пользуется умом, но уже не ради самого ума и не
ради его созерцаний, а для того чтобы с помощью ума понимать или
чувственные вещи, или образы. Этот «рассудок» Платона не интуитивный, а
дискурсивный вид знания. В сфере «рассудка» познающий применяет
интеллектуальные эйдосы только в качестве «гипотез», или «предположений».
Рассудок, по Платону, действует между сферами мнения и. ума и есть,
собственно, не ум, а способность, отличающаяся от ума и от ощущений — ниже
ума и выше ощущений. Это познавательная деятельность людей, которые
созерцают мыслимое и сущее, но созерцают его рассудком, а не ощущениями; в
исследовании они не восходят к началу, остаются в пре– делах предположений
и не постигают их умом, хотя их по началу бывают «умными»,
интеллектуальными.
Чувственное знание Платон также делит на две области: на «веру» и
подобие». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих и
утверждаем их в этом качестве. «Подобие - вид уж не восприятия, а
представления вещей, или, иначе, интеллектуальное действование с
чувственными образами вещей. От «мышления» оно отличается тем, что в
«подобии» нет действия с чистыми эйдосами. Но «подобие» отличается и от
«веры», удостоверяющей существование. Подобие — некое мыслительное
построение, основывающееся на «вере». С этими различиями у Платона тесно
связывается различие знания и мнения. Знает тот, кто любит созерцать
истину. Так, знает прекрасное тот, кто мыслит о самых прекрасных вещах, кто
может созерцать как само прекрасное, так и причастное ему, кто не принимает
причастное за самое прекрасное, а само прекрасное принимает за всего лишь
причастное к нему. Мысль такого человека надо назвать «знанием». В отличие
от знающего, имеющий мнение любит прекрасные звуки, образы, но его ум
бессилен любить и видеть природу самого прекрасного. Мнение не есть ни
незнание, ни знание, оно темнее знания и яснее незнания, находясь между
ними обоими. Так, о тех, которые усматривают многое справедливое, но самого
справедливого не видят, правильно будет сказать, что они обо всем лишь
мнят, но не знают того, о чем имеют мнение. И, напротив: о тех, которые
созерцают само неделимое, всегда тождественное и всегда себе равное,
справедливо сказать, что они всегда знают все это, но не мнят. В отличие от
мнения, знание есть потенция, особый род существующего, характеризующий на
направленность; знание направляется к своему предмету, и всякая потенция,
направляющаяся к одному к тому же и делающая одно и то же, называется той
же самой в отличие от всякой, направленной на иное и делающие иное.
В особый вид бытия и соответственно в особый предмет знания. Платон
выделяет математические предметы и математические отношения. В системе
предметов и видов знания математическим предметам принадлежит место между
областью «идей» и областью чувственно воспринимающих вещей, а также
областью их отображений или изображений.
«Идеи» постигаются посредством знания, и знание можно только
относительно «идей». Это развитие учения элейцев, которые утверждали, что
истинно сущее бытие, и только оно одно постигается разумом.
Диалектика, как ее понимал Платон, является познанием вещей на основе
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7