Рефераты. Проблема человека в истории философии






Сократовская проповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам

говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц,

способных приняться за политическую деятельность. При этом политическое

воспитание афинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы

подготовить восстановление политического господства аристократии, вернуться

к "заветам отцов".

По Ксенофонту, Сократ восторгается "самыми древними и самыми

образованными государствами и народами", потому что они "самые набожные".

Больше того: " ...он думает, что ему не стыдно будет взять за образец

персидского царя", потому что персидский царь считает земледелие и

военное искусство благороднейшими занятиями. Земля и военное искусство -

исконная принадлежность "благородных господ", родовой землевладельческой

аристократии. Сократ, по Ксенофонту, воспевает земледелие. Он дает

возможность сулить "хорошие обещания рабам" и "приохочивать рабочих и

склонять их к послушанию". Сельское хозяйство - мать и кормилица всех

искусств, источник жизненных потребностей для "для благородного господина",

лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу,

побуждает к храбрости, дает отличных и наиболее преданных общему благу

граждан. При этом сельское хозяйство противополагается городским

занятиям, ремеслам как вредящим делу и разрушающим душу. Сократ на

стороне отсталой деревни — против города с его ремеслами,

промышленностью и торговлей. Таков идеал Сократа. Надо было воспитать

адептов этого идеала. Отсюда неустанная, непрерывная, изо дня в день

ведущаяся пропагандическая деятельность Сократа. Сократ беседует о

храбрости, благоразумии, справедливости, скромности. Он хотел бы видеть в

афинских гражданах людей храбрых, но скромных, не требовательных,

благоразумных, справедливых в отношениях ко своим друзьям, но отнюдь не к

врагам. Гражданин должен верить в богов, приносить им жертвы и вообще

исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не

позволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты. Словом, гражданин

должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках

"благородных господ". Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил

так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений

своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые

Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и

демократия.

Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что

опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а

поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании.

Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и

моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам,

в особенности направляя острие своей критики против античной демократии

как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной

власти.

Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение.

Конфуцианство – одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В

ряде публикаций дается «компромиссное» определение конфуцианства

одновременно как религии и как этико-политического учения. Конфуций -

создатель нравственно- религиозного учения – оставил глубочайший след в

развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его общественной жизни –

политической, экономической, социальной, моральной, в искусстве и религии.

По определению Л.С.Васильева: «Не будучи религией в полном смысле этого

слова, конфуцианство стало большим нежели, чем просто религия.

Конфуцианство – это также и политика, и административная система, и

верховный регулятор экономических и социальных процессов, - словом, основа

всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества,

квинтэссенция китайской цивилизации». По своему миропониманию, способу

объяснения мира и места человека («цивилизованного», а не «варвара») в этом

мире конфуцианство выступает скорее в этико-политическом, чем в религиозном

плане.

Конфуций основал свою школу в 50 лет. У него было много учеников. Они

записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное

конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы и высказывания») – произведение

совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник в основном

нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно

увидеть философское сочинение. Эту книгу всякий образованный китаец учил

наизусть еще в детстве, ею он руководствовался всю жизнь. Основная задача

Конфуция – гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В

центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы

воспитания. Конфуций не доволен существующим, однако его идеалы не в

будущем, а в прошлом. Человек обращен лицом к прошлому, к будущему же

повернут спиною. Древность постоянно присутствует в настоящем. Будущее не

привлекает слишком большого внимания – ведь время движется по кругу; и все

возвращается к своему истоку. Кульминация конфуцианского культа прошлого –

«исправление имен» («чжэн мин»). Конфуций признавал, что «все течет» и что

«время бежит, не останавливаясь». Поэтому конфуцианское «исправление имен»

означало не приведение общественного сознания в соответствие с изменяющимся

общественным бытием, а попытку привести вещи в соответствие с их былым

значением. Поэтому Конфуций учил. Что государь должен быть государем,

сановник – сановником, отец – отцом и сын – сыном не по имени, а реально,

на самом деле. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о

нравственности – конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как

«взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом

«правильный путь» - дао.

В своем учении Конфуций основывался на традиционных китайских взглядах

на устройство мира. По представлениям древних китайцев, человек возникает

после того, как изначальный эфир (или пневма, «ци») делится на 2 начала:

Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту

расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и

женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение,

Место человека в конфуцианстве

Глава 1. Конфуций о человеке

§1. Человек

Древнекитайский мыслитель Кун-цзы (Конфуций – 551 – 479 до н.э.) жил в

эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как

правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём неизменный порядок

- вот что волнует Конфуция в первую очередь. Человек интересует его не сам

по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место. Поэтому

учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель

конфуцианского учения о человеке – показать, как должен вести себя человек

в различных ситуациях, т.е. учение имеет ярко выраженную практическую

направленность, а теоретический аспект является подчиненным: обосновать

вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения и отношений между

людьми. Достаточно познакомиться с произведением «Лунь-юй» (Беседы и

высказывания), которое все исследователи считают наиболее достоверным

выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для него нет проблемы

человека, а есть набор практических советов, которые подает учитель (цзы)

Кун.

Мировоззренческую основу учения о человеке Конфуций не обсуждает. Кун-

цзы предлагает свои рекомендации, исходя из традиционных китайских взглядов

на устройство мира. Из контекста его высказываний становится понятно, что

человека он рассматривает как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но

и умеющий ей противостоять. Это объясняется срединным положением человека

относительно Неба и Земли: с одной стороны, человек вписывается в

мироздание, составляя с ним единое целое и, выступая связующим звеном между

Небом и Землей, а с другой – человек занимает в мироздании уникальное

место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей.

Традиционные для китайских мировоззренческих систем категории – дао

(истинный путь) и дэ (одаренность) – также используются в «Лунь-юй» без

обсуждения и дополнительных комментариев. Вообще Конфуций предпочитал не

занимался вопросами мироздания и мировоззрения, в частности, отказывался

высказываться о духах, сосредоточившись на учении о правильном поведении.

Обсуждать вопрос о природе человека, как свидетельствует «Лунь-юй»,

Конфуций избегал, ограничившись расплывчатым высказыванием: «По своей

природе (люди) близки друг другу; по своим привычкам (люди) далеки друг от

друга».

§2.Конфуцианские начала, знание

Конфуций четко разграничивает людей, обладающих различным социальным

статусом в зависимости от моральных качеств, которым он приписывает

надчеловеческое, вселенское значение и тем самым утверждает неизбежность и

незыблемость социального расслоения. По его мнению, небо следит за

справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств:

«жэнь» – гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие;

«и» – долг, справедливость; «ли» – ритуал, этикет; «чжи» – ум, знание.

Основа человеколюбия – «жень» – «почтительность к родителям и

уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.