Рефераты. Проблема человека в истории философии






Проблема человека в истории философии

Пятигорский Государственный

Лингвистический Университет

Кафедра Философии

Курсовая работа

«Проблема человека в истории философии»

Руководитель: Волов А.Г.

Выполнил: студент группы 401

факультета испанского языка

Арутчев Ян

Пятигорск, 2000

Содержание

Содержание

Введение

«Сократический поворот» в философии: идеи и метод философии Сократа.

Проблема человека.

Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение.

Место человека в конфуцианстве

Глава 1. Конфуций о человеке

§1 Человек

§2 Конфуцианские начала, знание

§3 Ритуал и воспитание

§4 Низкий человек и благородный муж

§5 Достойный правитель

§6 Гуманность Конфуция

Глава 2. Позднее конфуцианство о человеке

§1 Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы

§2 Позднее конфуцианство

1. Хань Юй

2. Чжу Си

3. Ван Янмин

§3 Современное конфуцианство Чэнь Юланя

Чань-буддизм

Учение о человеке в Чань-буддизме

§1 Человек Хуэйнена

1. Учение о Едином

2. Истина

3. Просветление

§2 Учение Чань в искусстве

Человек и природа

Заключение

Список литературы

Введение

Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих

отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл и ценность

человеческой жизни? Подобного рода вопросы ставятся в философских текстах

разных эпох. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука,

ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека.

Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных

качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но

одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность

человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть ли

вообще в человеке какое-то внутреннее устойчивое ядро? Философы отвечают на

эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой

установки, то есть от того, что данное философское направление выдвигает в

качестве высшей ценности. Конкретные позиции обуславливаются, в частности,

и тем, как рассматривается человек – «извне» или «изнутри». Изучение

человека «извне» предполагает осмысление его отношений с природой

(космосом), обществом, богом и самим собой. Приобщение к тайне человека

«изнутри» сопряжено с постижением его телесного, эмоционального,

нравственного и духовного бытия.

Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о

космосе, вопроса о человеке со всеми его связями он ставит антропозитизм.

Сократ претендовал на роль просветителя. Он же враг изучения природы

(вмешательства в дело богов). Задача его философии - обоснование

религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы - безбожное

дело. По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию

справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание

человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу

(человек), а затем ведет к объективному духу (бог). Опять же по Сократу,

особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о

диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это

нравственность. А истинная нравственность – это знание того, что хорошо. И

элитарность знания ведет к добродетели.

Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь

была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о

смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от

всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни

было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же

цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением

духовной жизни и античного мира.

Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она

хорошо потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания

как этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические,

другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие —

как еритические. Его признавали "своим" самые разные идеологические

течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в

которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически

расчленяем философию нового времени на различные школы и направления,

Сократу, а тем более к его предшественникам, неприменимы.

История хорошо поработала также над тем, чтобы все мертворожденное в

наследии Сократа довести до своих крайних пределов окаменелости, до

канонизированных идолов массового сознания, оттенив тем самым живые и

животворные родники сократовской мысли - его иронию и диалектику.

Но правомерно ли искать проблему человеческого бытия в художественных

и философских памятниках Востока. Так, создание «Книги Песен» («Ши цзин»)

относится к временам, когда в Китае философские школы еще не сложились, и

впоследствии ее использовали в своих учениях не только конфуцианская, но и

другие школы, которые часто искажали первоначальный смысл. Оригинальный

текст «Книги истории», или «Книги документов» («Шу цзин») вообще не

сохранился до наших времен. Он был изменен в значительной степени как

Конфуцием, так и его последователями. Китайское произведение «Лунь юй»

(«Беседы и высказывания») является единственным произведением китайской

классической литературы, которая более или менее непосредственно передает

взгляды Конфуция. Но это лишь одна сторона проблемы. Западному читателю, не

знакомому с языком Китая, сложно понять не только иносказательный смысл

написанного, но, иногда, и прямой и, казалось бы, очевидный. Для этого

нужно также знать культуру древнего Китая, его обычаи и предфилософию. И,

наконец, трудность представляет то, что в сохранившихся до наших дней

произведениях человек Китая «растворен» в космосе, един с ним и неотделим

от него. Все это делает затруднительным постижение природы и смысла

человека в понимании древнекитайских философов.

Целью данной работы является изучение проблемы человека в истории

философии, в частности у Сократа, в Конфуцианстве, в чань-буддизме, по

работам различных современных авторов (историков, философов), обобщение

разрозненного и, порой, противоречивого материала и создание стройной

системы знаний и положений, определяющих место человека во Вселенной.

«Сократический поворот» в философии: идеи и метод философии Сократа.

Проблема человека

Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного

человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал

задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно

хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный

человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой

элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос

(но только на первый взгляд). Собеседник дерзко и нехотя отвечал на него,

Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же

вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал и это доходило до того,

что собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил

своему первому ответу. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а

сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно

отвечал, что не знает и спокойно удалялся. И этой своей

исключительностью, гениальностью, избранностью Сократ и прославился.

Сократ при этом пользуется грозным и непобедимым оружием-иронией.

Cократовская ирония выступает в качестве диалектической ловушки, при

посредстве которой обыденный здоровый смысл оказывается вынужденным выйти

из всяческого своего окостенения и дойти - не до самодовольного

всезнайства, а до имманентной ему самому истины, -эта ирония есть не что

иное, как форма, свойственная философии в ее субъективном отношении к

обыденному сознанию.

Эта ирония казалась идущей от какой-то загадочной, демонической силы

Сократа, ставящей его над людьми, как бы талантливы и умны они ни были.

Разгадка этого внутреннего превосходства, этой силы, скрытой за добродушной

ухмылкой, в том, что сам Сократ неуязвим. В его сбивающих с толку речах

все время чувствуется некая уверенность и основательность человека,

который хотя и не имеет готового ответа на свои вопросы, но знает нечто

большее, а именно: во имя чего идет поиск и как именно его надо вести, что

придает его иронии необоримую силу Антея. Эта внутренняя основательность

Сократа исходит также из его убеждения о возможности рационального

осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во всех, даже

темных и мистических, сторонах и тончайших движениях человеческой души и

интеллекта. Сократ убежден, что во всей пестроте жизненных переживаний

есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть выражен

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.