Рефераты. Проблема человека в истории философии






Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но

распространял его путем устной беседы в форме своеобразного,

методологически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясь

руководящей ролью в пределах своего философско-политеческого кружка, Сократ

бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественных

собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел "беседы"

с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские,

религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался

показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная

жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную

пропаганду своего этического идеализма.

Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских

интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ придавал познанию

сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое

добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того,

чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как

"всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей. Задаче

нахождения "всеобщего" должен был, по мысли Сократа, способствовать его

особый философский метод. "Сократовский" метод, имевший своей задачей

обнаружение "истины" путем беседы, спора, полемики, явился источником

идеалистической "диалектики". "Под диалектикой понимали в древности

искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении

противника и преодоления этих противоречий. В древности некоторые

философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение

противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины".

Между тем как Гераклит учил о борьбе противоположностей, как о движущей

силе развития природы, сосредоточив свое внимание, главным образом, на

объективной диалектике, Сократ, опираясь на элейскую школу ( Зенон ) и

софистов ( Протагор ), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной

диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части

"сократического" метода: "ирония" и "майевтика" - по форме, "индукция" и

"определение" - по содержанию. "Сократический" метод - это прежде всего

метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей

целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию

собственного невежества. В этом и состоит сократовская "ирония".

Однако Сократ ставил своей задачей не только "ироническое" раскрытие

противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий

с целью добиться "истины". Поэтому продолжением и дополнением "иронии"

служила "майевтика" - "повивальное искусство" Сократа ( намек на профессию

его матери ). Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям

родиться к новой жизни, к познанию "всеобщего" как основы истинной морали.

Основная задача "сократического" метода - найти "всеобщее" в

нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных

добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной

"индукции" и "определения".

Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он

сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы,

анализирует их, чтобы обнаружить препятствующие их объединению

противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству

на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает

общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений

справедливости или несправедливости открывало возможность определения

понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.

"Индукция" и "определение" в диалектике Сократа взаимно дополняют друг

друга. Если "индукция" - это отыскание общего в частных добродетелях

путем их анализа и сравнения, то "определение" - это установление родов и

видов, их соотношения, "соподчинения". Вот как, например, в разговоре

с Евтидемом, готовившимся к государственной деятельности и желавшим

знать, что такое справедливость и несправедливость, Сократ применил свой

"диалектический" метод мышления. Сначала Сократ предложил дела

справедливости заносить в графу "дельта", а дела несправедливости - в

графу "альфа", затем он спросил Евтидема, куда занести ложь. Евтидем

предложил занести ложь в графу "альфа" (несправедливости). То же

предложил он и в отношении обмана, воровства и похищения людей для

продажи в рабство. Равным образом на вопрос Сократа можно ли что-либо из

перечисленного занести в графу "дельта" (справедливости), Евтидем отвечал

решительным отрицанием. Тогда Сократ задал Евтидему вопрос такого рода:

справедливо ли обращение в рабство жителей несправедливого

неприятельского города. Евтидем признал подобный поступок справедливым.

Тогда Сократ задал подобный же вопрос относительно обмана неприятеля и

относительно кражи и грабежа добра у жителей неприятельского города. Все

эти поступки Евтидем признал справедливыми, указав, что он первоначально

думал, будто бы вопросы Сократа касаются только друзей. Тогда Сократ

указал, что все поступки, первоначально отнесенные к графе

несправедливости, следует поместить в графу справедливости. Евтидем

согласился с этим. Тогда Сократ заявил, что, следовательно, прежнее

"определение" неправильно и что следует выдвинуть новое "определение":

"По отношению к врагам такие поступки справедливы, а по отношению к

друзьям несправедливы, и по отношению к ним, напротив, следует быть как

можно справедливее". Однако и на этом Сократ не остановился и, снова

прибегая к "индукции", показал, что и это "определение" неправильно и

требует замены его другим. Для достижения этого результата Сократ снова

обнаруживает противоречия в положении, признанном собеседником за

истинное,а именно в тезисе о том, что в отношении друзей следует говорить

только правду. Правильно ли поступит военачальник, спрашивает Сократ,

если он, для того чтобы поднять дух войска, солжет своим войнам, будто бы

приближаются союзники. Евтидем соглашается, что подобного рода обман

друзей следует занести в графу "дельта", а не "альфа", как это

предполагается предыдущим "определением". Равным образом, продолжает

"индукцию" Сократ, не справедливо ли будет, если отец обманет своего

заболевшего сына, не желающего принимать лекарство, и под видом пищи

заставит его это лекарство принять, и тем самым своей ложью вернет сыну

здоровье. Евтидем соглашается, что и такого рода обман следует признать

делом справедливым. Тогда Сократ спрашивает его, как назвать поступок того

человека, который, видя своего друга в состоянии отчаяния и боясь, как бы

он не кончил жизнь самоубийством, украдет или просто отнимет у него

оружие. Эту кражу, или этот грабеж, Евтидем также вынужден занести в

графу справедливости, нарушая снова предыдущее "определения" и приходя к

выводу, подсказанному Сократом, что и с друзьями не во всех случаях надо

быть правдивыми. После этого Сократ переходит к вопросу о различии

добровольного и недобровольного поступка, продолжая свою "индукцию" и

добиваясь нового, еще более точного "определения" справедливости и

несправедливости. В конечном итоге получается определение несправедливых

поступков как тех, которые совершаются в отношении друзей с намерением им

навредить. Истина и нравственность для Сократа - понятия совпадающие. "

Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал

человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем

состоит прекрасное и хорошее, руководствуется этим в своих поступках и,

наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его...

Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на

добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят

такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо него,

а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если попытаются

совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все

прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого

следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость".

Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и

прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству,

жизненному счастью.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)

2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)

3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и

человеческие). Только "благородные люди" могут претендовать на знание. А

"земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих

себя... ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служит

ему... А потому, если познание самого себя есть признак разумности, никто

из этих людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла".

Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о

рабах), недоступно знание.

Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был

идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и

неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.