Рефераты. Логика динамических систем






абсолютизации данной антитезы. Речь скорее должна идти о двух идеальных

полюсах, находящихся в сложных отношениях взаимодействия. В структурном

напряжении между этими полюсами развивается единое и сложное семиотическое

целое — культура.

Глава 2. Общество как система социокультурных знаков

Культура выступает планом выражения того плана содержания, которым

является общество. В этом смысле социокультурная система является

инстанцией организации жизни общества.

Определения культуры многочисленны. Разница в семантическом

наполнении понятия «культура» в разные исторические эпохи и у различных

ученых нашего времени не будет нас обескураживать, если мы вспомним, что

значение этого термина производно от типа культуры: каждая исторически

данная культура порождает определенную, ей присущую модель культуры.

Поэтому сравнительное изучение семантики термина «культура» на протяжении

веков — благодарный материал для типологических построений.

Одновременно во всем многообразии определений можно выделить и нечто

общее, видимо отвечающее некоторым интуитивно приписываемым культуре, при

любом истолковании термина, чертам. Лотман указывает лишь на две из них.

«Во-первых, в основу всех определений положено убеждение, что культура

имеет признаки. При кажущейся тривиальности этого утверждения оно наделено

не лишенным значения содержанием: из него вытекает утверждение, что

культура никогда не представляет собой универсального множества, а лишь

некоторое определенным образом организованное подмножество. Она никогда не

включает в себя всё, образуя некоторую особым образом отгороженную

сферу»[16].

Культура мыслится лишь как участок, замкнутая область на фоне не-

культуры. Характер противопоставления будет меняться: не-культура может

представать как непричастность к определенной религии, некоторому знанию,

некоторому типу жизни и поведения. Но всегда культура будет нуждаться в

таком противопоставлении. При этом именно культура будет выступать как

маркированный член оппозиции. Во-вторых, все многообразие отграничений

культуры от не-культуры, по сути дела, сводится к одному: на фоне не-

культуры культура выступает как знаковая системы. В частности, будем ли мы

говорить о таких признаках культуры, как «сделанность» (в антитезе

«природности»), «условность» (в антитезе «естественности» и

«безусловности»), способность конденсировать человеческий опыт (в отличие

от природной первозданности), — во всех случаях мы имеем дело с разными

аспектами знаковой сущности культуры.

Показательно, что смена культур (в частности, в эпохи социальных

катаклизмов) сопровождается обычно резким повышением семиотичности

поведения (что может выражаться даже в изменении имен и названий), причем и

борьба со старыми ритуалами может принимать сугубо ритуализованный

характер. В то же время не только введение новых форм поведения, но и

усиление знаковости (символичности) старых форм может свидетельствовать об

определенном изменении типа культуры.

«Так, если деятельность Петра в России в большей степени свелась к

той борьбе со старыми ритуалами и символами, которая на деле выразилась в

создании новых знаков (например, отсутствие бороды стало столь же

обязательным, как ранее ее наличие, ношение платья иностранного покроя

стало столь же непременным, как ранее — ношение русской одежды', и т. д. и

т. п.), то деятельность Павла выразилась в резком усилении знаковости уже

имеющихся форм, в частности, в повышении их символического характера (ср.

увлечение в это время генеалогической символикой, символикой парадов,

языком церемониала и т. п., а с другой стороны — борьбу со словами,

звучавшими как символы иной идеологии; ср. еще такие подчеркнуто

символические акты, как выговор умершему, вызов государей на дуэль и т.

п.)»[17]. (Можно также вспомнить, что Ср. специальные петровские указы о

форме платья, которое делалось обязательным для ношения. Так, в 1700 г.

предписывалось носить платье венгерского образца, в 1701 г. — немецкого, в

1702 г. — в праздничные дни назначалось носить французские кафтаны;.

Соответственно в 1714 г. петербургских торговцев, продававших русское

платье неуказанного образца, велено было бить кнутом и ссылать на каторгу,

а в 1715 г. было велено ссылать на каторгу тех, кто будет торговать

гвоздями для подковки сапогов и башмаков. С другой стороны, протесты против

иностранного платья как в допетровское время, так и у старообрядцев,

которые выступают как носители допетровской культуры (заметим, что

старообрядцы и до наших дней могут сохранять одежду допетровского покроя,

употребляя ее при богослужении; еще более архаичной может являться у них

похоронная одежда — Нетрудно видеть, что сам характер отношения к знаку и

общий уровень семиотичности культуры до Петра и при нем в данном случае

остается одним и тем же).

Одним из наиболее существенных вопросов является отношение культуры к

естественному языку.

При всей целесообразности противопоставления первичной и вторичной

моделирующих систем (без такого противопоставления невозможно выделить

специфику каждой из них), уместно было бы подчеркнуть, что в реально-

историческом функционировании языки и культура неотделимы: невозможно

существование языка (в полнозначном понимании этого слова), который не был

бы погружен в контекст культуры, и культуры, которая не имела бы в центре

себя структуры типа естественного языка.

В порядке научной абстракции можно представить себе язык как

изолированное явление. Однако в реальном функционировании он влит в более

общую систему культуры, составляет с ней сложное целое. Поэтому «основная

«работа» культуры, как мы постараемся показать, — в структурной организации

окружающего человека мира. Культура — генератор структурности, и этим она

создает вокруг человека социальную сферу, которая, подобно биосфере, делает

возможной жизнь, правда не органическую, а общественную»[18].

Но для того чтобы выполнить эту роль, культура должна иметь внутри

себя структурное «штампующее устройство». Его-то функцию и выполняет

естественный язык. Именно он снабжает членов коллектива интуитивным

чувством структурности, именно он своей очевидной системностью (по крайней

мере, на низших уровнях), своим преображением «открытого» мира реалий в

«закрытый» мир имен заставляет людей трактовать как структуры явления

такого порядка, структурность которых, в лучшем случае, не является

очевидной[19]. При этом оказывается, что в целом ряде случаев

несущественно, является ли то или иное смыслообразующее начало структурой в

собственном значении. Достаточно, чтобы участники коммуникации считали его

структурой и пользовались им как структурой, для того чтобы оно начало

обнаруживать структуроподобные свойства. Понятно, как важно наличие в

центре системы культуры такого мощного источника структурности, как язык.

Презумпция структурности, вырабатываемая в результате навыка

языкового общения, оказывает мощное организующее воздействие на весь

комплекс коммуникативных средств. Таким образом, вся система сохранения и

передачи человеческого опыта строится как некоторая концентрическая

система, в центре которой расположены наиболее очевидные и последовательные

(так сказать, наиболее структурные) структуры. «Ближе к периферии

располагаются образования, структурность которых не очевидна или не

доказана, но которые, будучи включены в общие знаково-коммуникативные

ситуации, функционируют как структуры. Подобные квазиструктуры занимают в

человеческой культуре, видимо, очень большое место. Более того, именно

определенная внутренняя неупорядоченность, не до конца организованность

обеспечивает человеческой культуре и большую внутреннюю емкость, и

динамизм, неизвестные более стройным системам»[20].

Мы понимаем культуру как ненаследственную намять коллектива,

выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний. Эта

формулировка, если с ней согласиться, предполагает некоторые следствия.

Прежде всего, из сказанного следует, что культура по определению есть

социальное явление. Это положение не исключает возможности индивиду..

альной культуры, в случае, когда единица осмысляет себя в качестве

представителя коллектива, или же во всех случаях автокоммуникации, при

которых одно лицо выполняет — во времени или в пространстве — функции

разных членов коллектива и фактически образует группу. Однако случаи

индивидуальной культуры неизбежно исторически вторичны.

С другой стороны, в зависимости от ограничений, налагаемых

исследователем на рассматриваемый материал, можно говорить об

общечеловеческой культуре вообще, о культуре того или иного ареала или того

или иного времени, наконец, того или иного социума, который может меняться

в своих размерах, и т. д.

В дальнейшем, поскольку культура есть память, или, иначе говоря,

запись в памяти уже пережитого социальным коллективом, она неизбежно

связана с прошлым историческим опытом. Следовательно, в момент

возникновения культура не может быть констатирована как таковая, она

осознается лишь post factum. Когда говорят о создании новой культуры, то

имеет место неизбежное забегание вперед, то есть подразумевается то, что

(как предполагается) станет памятью с точки зрения реконструируемого

будущего (естественно, что правомерность такого предположения способно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.