Рефераты. Категория игры в немецкой классической философии






принципу рефлексии.

Художник и материал сначала выступают как «разные», как динамически

связанные, но, вступая в отношение, на границу друг с другом, и являясь

друг для друга «иным», они начинают «рефлексировать в иное»41, т.е.

возникает некое нематериальное бытие, которое идеально.

Именно такие субъект-объектные отношения по многим своим признакам

подходят под рабочее определение игры (приведем лишь несколько пунктов):

1. очевидно, что в процессе творчества возникает некая искусственная

реальность как между художником и материалом, так и в результате их

взаимодействия (произведение искусства);

2. из текста Гегеля можно вычитать, что именно деятельность, которая не

по заказу, а по свободному желанию художника будет продуктивна, т.е. налицо

обязательность «свободной деятельности»,

3. также очевидны взаимоотношения, т.е. наличие того, кто играет и того,

с кем (с чем) играют.

4. Художник стремится «проявить себя на нем», т.е. проявить себя через

иное, явить свою сущность через материал.

Бытие игры, как идеального процесса, как отношения – нематериально, т.е.

идеально.

Итак, подведем итог: игра у Гегеля с одной стороны отождествляется, как

и у Канта, с искусством, как «приятная игра», как незаинтересованное

удовольствие, нечто незначительное, недостойное научного рассмотрения.

С другой стороны, определив отношения художника и материала как игру,

как субъект-объектные отношения и рассмотреть их с помощью теории

рефлексии, то тогда раскрывается особое понимание взаимоотношений в

искусстве.

В третьих, - и это основной наш вывод,- отталкиваясь от гегелевского

принципа «все, что существует - существует в отношении», а «Отношение» по

многим признакам схоже с игрой, то всё, что «есть», т.е. все, что

наличествует, обладает «бытийностью» - существует в игре. И таким образом,

игра обладает глобальным онтологическим статусом.

§ 3. Ф. Шлегель

Шлегель (Schlegel) Фридрих (1772 - 1829) – немецкий философ, писатель,

языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Вместе с братом А.

В. Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее

известный романтический журнал «Атенеум».

Категория игры у Шлегеля имеет принципиально другой характер, т.к

романтики во многом отличались от философов–классиков и во всем

противопоставляли свои концепции.

Так, идеи о том, что наука, эксперименты мешают понимать природу, лишают

Дух «свободного парения» напрямую противоречат классическому пониманию

жизни, основанной на рассудочных утверждениях, мощи человеческого разума и

вере в прогресс.

В творчестве Ф. Шлегеля можно выделить три аспекта, связанных с

категорией игры.

Во-первых, сами тексты очень афористичны и представляют собой игру слов,

понятий, образов. Как сказал Шиллер о произведениях Ф. Шлегеля: «..это верх

бесформенности!» .

Во-вторых, необходимо погрузиться в контекст эпохи, определить специфику

романтического мироотношения, чтобы проявить игровую доминанту в этом

отношении.

Итак, романтизм отличает «принципиально новое мироощущение человека,

направленность всего пафоса на индивидуальное, на чувства, на

созерцание».42

Именно направленность на индивидуальное, на субъективное, на внимание к

своему Я и обусловливает игровое отношение:

o это создание своего, искусственного мира, пусть изнутри

собственного Я;

o адогматичное отношение к миру – только так, «как устраивает меня»;

o поиск идеала в свободе;

o создание собственной системы ценностей, т.е. своих правил;

o постоянный поиск средств самовыражения.

«Наиболее полно проблема выражения реализует себя в так называемой

романтической иронии. Иронический дискурс - своего рода опознавательный

знак романтизма».43

Шлегель писал: «В иронии все должно быть шуткой и все должно быть

всерьез. В ней содержится и она вызывает в нас чувство неразрешимости

противоречия между безусловным и обусловленным, чувство невозможности и

необходимости полноты высказывания…»44

«Ирония – постоянное самопародирование, притворство. Уход в иронию –

попытка вырваться из пространства общезначимости, нормы, повседневности в

мир чистой свободы»45 – как раз то мироотношение, которое было свойственно

романтикам.

Произведения Шлегеля полны самоиронии – особенно это вычитывается в

основных его критических лекционных статьях - «История европейской

литературы» и «История древней и новой литературы».

Шлегель постоянно противоречит себе, отвергает то, что было заявлено

раньше.

Шлегель доказывает какой-либо тезис, подтверждает это различными

научными доказательствами, а потом спустя какое-то время отрицает его.

Так, в работе «Об изучении греческой поэзии» Шлегель с восхищением

пишет о культуре греков, считает ее способной обновить моральный и

общественный климат эпохи через возвращение к объективной красоте.

«Естественная» и «цельная» античная культура представляет собой свободное и

гармоническое развитие всех природных задатков человека.

«Главная цель греческого искусства – красота, которой подчинен всякий

дидактический, исторический, философский интерес»46.

Греческие поэты для Шлегеля - символ подлинного искусства. Он не

устает повторять, что Эсхил, Софокл, Аристофан, Пиндар, Гомер представляют

совершенные виды греческой поэзии, «золотой век» греческого вкуса.

«Греческий миф представляет собой самый определенный и нежный язык

образов для выражения всех вечных желаний человеческой души со всеми ее

удивительными и необходимыми противоречиями, малый завершенный мир

прекрасных предчувствий творящего детского разума. Поэзия, песня, танец и

общение — праздничная радость составляла те дружественные узы сообщества,

которые соединяли людей и богов. И, действительно, подлинно божественное —

чистейшая человечность — составляло смысл их сказаний, обычаев и особенно

празднеств, предмет их почитания. В пленительных образах греки чтили

свободную полноту, самостоятельную силу и закономерное согласие»47.

Позже, в работе «История европейской литературы», Шлегель говорит

абсолютно противоположное: «В целом греческая культура чересчур была

рассчитана на низшие способности. Поскольку дух как самое благородное в

человеке, отличающее его от всех других созданий, должен быть развит прежде

всех других способностей, греческую культуру с полным основанием можно

назвать неполной и односторонней»48.

Тот же принцип самоиронии, самопародирования мы можем заметить при

выстраивании иерархии литературных жанров.

В-третьих, обратимся теперь к другому аспекту игры. Как говорилось выше,

романтики очень ценили индивидуализм, у них был распространен культ

гениальной личности, относящейся к миру без условных моральных принципов, и

Ф. Шлегель считал такой личность своего современника, писателя Георга

Форстера.

Обратимся непосредственно к тексту.

Статья Ф. Шлегеля «Георг Форстер» - произведение первого периода

творчества философа. Именно в этом периоде он берется за создание

эстетической теории - это первый шаг к замышленной им «эстетической

революции», призванной обновить моральный и общественный климат эпохи.

Носителем новой культуры выступает у Шлегеля многосторонняя, целостная,

открытая всему миру свободная личность.

В статье «Георг Форстер» (1797г.) образцом классического писателя у

Шлегеля впервые выступает современный прозаик – «общественный писатель»,

«гражданин мира», проникнутый духом «свободного поступательного движения»,

«общительности», универсальности. Его сочинения затрагивают «всего

человека», а не только отдельную его способность.

Именно в этой статье, посвященной современному Шлегелю писателю – Георгу

Форстеру – философ указывает, как нужно строить отношения с миром, чтобы

быть человеком, на которого возлагает надежды Германия.

Георг Форстер является для Шлегеля одаренной личностью, и именно такая

личность, по мнению исследователя Ю. Попова49, относится к миру через игру.

Итак, обратимся непосредственно к тексту философа.

По Шлегелю, Георг Форстер, «полон …духом свободного поступательного

движения»50.

Шлегель часто подчеркивает именно свободу в отношении к миру.

Слова «свобода», «свободный» применяются для описания различных

особенностей этого писателя.

Шлегель пишет, что «Оковы, стены и запруды существовали не для этого

свободного ума»51.

Георга Форстера отличает «свободное стремление и широкий кругозор»,

«открытая восприимчивость, незаурядный аналитический ум и постоянное

стремление к бесконечному».52

Все его сочинения наполнены духом: «Как во всем остальном, так и в

этом бесполезно искать в сочинениях Форстера слово и букву, лишенные

духа»53.

Как настоящий творческий человек, как индивидуальность и Георг Форстер

живет своей жизнью, внимателен к своим состояниям и не обращает внимания на

государство (романтики вообще были асоциальны): «нет ничего более чуждого

его уму и сердцу, чем учение, согласно которому разумный властитель может

понуждать своих подданных становиться счастливыми по его произволу. Самым

святым он считает свободную волю отдельных граждан как необходимое условие

их нравственного совершенствования»54.

С особым трепетом Шлегель говорит о литературных произведениях Георга

Форстера, ибо, литературный текст – это тоже игровое пространство и если

начать выяснять, так ли все было на самом деле, как пишет Форстер, то

призрачный, зыбкий мир игры не вытерпит такого отношения и ускользнет от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.