Рефераты. Категория игры в немецкой классической философии






рассудком для его дела…»26.

В этом нам видится особенность мыслителя именно как классициста,

мыслителя Века Разума: та игра, которая используется рассудком «для его

дела», удостаивается высшего места, а музыка, именно по противоположному

воздействию – «она играет лишь ощущениями» - ставится Кантом на нижнюю

ступень в иерархии искусств.

Обращаясь к такому виду искусства, как живопись, Кант сравнивает ее с

мимикой, которая в свою очередь, помогает понять мысли художника.

«Уподобление изобразительного искусства (по аналогии) мимике,

сопровождающей речь, оправдывается стремлением духа художника дать

посредством своих образов телесное выражение того, что и как он мыслил, как

бы заставить само произведение говорить посредством мимики - обычная игра

нашей фантазии, наделяющей безжизненные вещи в соответствии с их формой

духом, который говорит из них»27.

Итак, опять игра помогает человеку понять идею произведения искусства.

Воспринимающий произведение искусства с помощью «обычной игры фантазии»

может понять замысел художника.

Третий раздел искусства, по Канту, так и называется: «Искусство

прекрасной игры ощущений». Музыка, по Канту, это художественная игра

слуха, а искусство колорита, соответственно, игра зрения.

«Искусство прекрасной игры ощущений …может касаться лишь соотношения

различных степеней настроенности чувства, воспринимающего ощущение, то есть

его тона; и в этом широком смысле оно может быть разделено на

художественную игру ощущений слуха и зрения, то есть на музыку и искусство

колорита»28.

Изобразительные искусства, по Канту, также превосходят музыку, потому

что они, «вовлекая воображение в свободную и вместе с тем соответствующую

рассудку игру»29, неким образом соединяют рассудочные понятия с

чувственностью, тем самым становясь доступными «высшим познавательным

способностям».

В этом мы также видим диалектические основания: только соединив рассудок

и чувства, соотнеся их в равной пропорции, получается инвариант, некое

целое, которое познается зрителем.

Кант обращает внимание и на «оздоровительные» качества игрового

процесса. «Всякая меняющаяся свободная игра ощущений (не основанная на

каком-либо намерении) доставляет удовольствие, поскольку она усиливает

чувство здоровья»30.

Следует отметить достаточно любопытный факт, что в систему искусств Кант

вводит смех и шутку, которые рассматриваются мыслителем как положительно

влияющие на здоровье: «В шутке …игра начинается с мыслей; …а участие

рассудка …ощущается в теле через вибрацию органов, которая содействует

восстановлению их равновесия и благотворно влияет на здоровье»31.

«Смех - это аффект, возникающий из внезапного превращения напряженного

ожидания в ничто». Именно это превращение, которое для рассудка безусловно

не радостно, все же косвенно вызывает на мгновение живую радость. И уже

собственно «ожидание, как игра представлений, создает в теле равновесие

жизненных сил»32.

Итак, подведем итог: Игра для Канта – это некий ноумен, с помощью

которого философ определяет искусство и производит иерархию его жанров.

Игра для классика – это некое стихийное начало, непознаваемое, хотя и

отождествляемое с искусством.

Искусство предполагает, что человек играет своими способностями,

ощущениями и через это познаёт идеи произведений. Однако, иерархия искусств

все-таки выстраивается на рациональном основании: поэзия на первом месте,

потому что она, играя, может быть использована рассудком.

С одной стороны игра – это безусловно очень важное для эстетики Канта

понятие, несущее не связанную с проблемой выживания целесообразность,

неутилитарное удовольствие; а с другой стороны – это непознаваемый феномен,

присутствие которого относит объект на нижнюю ступень в иерархии.

§ 2. Г.-В.-Ф. Гегель.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - представитель немецкой

классической философии, создатель систематической теории диалектики на

основе объективного идеализма.

Именно в системе объективного идеализма исследователи видят истоки его

эстетики. Искусство и вся обширная область эстетического впервые были им

представлены в виде диалектического процесса.

Исследователи, к сожалению, не указывают на разработку Гегелем категории

игры как логического понятия. Они пишут, что Гегель дал характеристику

наиболее общих эстетических категорий: прекрасного, возвышенного,

трагического и комического.

Однако, мы можем выявить два аспекта категории игры у мыслителя. Во-

первых, обратиться непосредственно к тексту «Эстетика», где Гегель подробно

исследует все виды искусства и именно из текста выкристаллизовать понятие

игры. Во-вторых, используя рабочее определение игры, обратиться к

знаменитой работе «Наука логики», где представлена теория рефлексии

Гегеля, которая по многим свойствам может классифицироваться как игра.

Итак, обратимся к тексту «Эстетика».

Именно здесь, в разделе, посвященном «Установлению границ и защите

эстетики», Гегель употребляет понятие игра при рассмотрении искусства:

Понятие игры у него возникает при описании такого феномена человеческой

деятельности, как искусство: «искусство не достойно научного рассмотрения,

так как оно остается приятной игрой и, даже преследуя более серьезные

цели, противоречит самой природе этих целей. В общем, назначение его чисто

служебное - как в серьезном, так и в игре; мало того, жизненный элемент

искусства и те средства, которыми оно пользуется в своем воздействии на

людей, - это видимость и обман»33.

Как видим, именно через такое воззрение на искусство мы можем определить

отношение одного из представителей немецкой классической философии к

категории игры.

Итак, Гегель определяет искусство как «приятную игру».

В этом прямая перекличка с Кантом - отнесение игры к сфере

незаинтересованного удовольствия.

Теперь выделим второй путь, второй аспект игры у Гегеля.

В «Эстетике», в главе, посвященной художнику, Гегель подробно разбирает

понятия «фантазия», «гений» и «вдохновение», и именно в статье

«вдохновение» Гегель выводит признаки вдохновения, указывает, что

вдохновение «это состояние деятельного формирования как в субъективном

внутреннем мире, так и в объективном выполнении художественного

произведения»34. С одной стороны, он подчеркивает важность желания создать

произведение у художника, желание, которое «как птица небесная»35, дает

художнику побуждение к творчеству. С другой, он пишет, что «однако часто

величайшие произведения искусства были созданы по совершенно внешнему

побуждению. Оды Пиндара, например, часто возникали по заказу, точно так же

живописцам и архитекторам часто задавались цель и предметы их созданий»36.

Такое отношение между художником и материалом можно охарактеризовать с

помощью понятия «Связь»: художник и материал выступают (под действием

заказа) как «динамически связанные», «обособленные».

Идеальный вариант отношения художника и материала описывается так:

«природный талант вступает в отношение с преднайденным данным материалом,

так, что внешний повод, событие …вызывают в нем настойчивую потребность

придать форму этому материалу и вообще проявить себя на нем».37

Далее Гегель объясняет подробности таких отношений: «поэт полностью

поглощен своим предметом, целиком уходит в него и не успокаивается до тех

пор, пока он не придаст художественной форме законченный и отчеканенный

характер»38.

Именно через понятие «Отношение», теорию рефлексии Гегеля, можно понять

следующее: «После того как художник сделал предмет всецело своим

достоянием, он должен уметь забыть свою субъективную особенность,

…полностью погрузиться в материал, так что он в качестве субъекта будет

представлять собой как бы форму для формирования овладевшего им

содержания»32

«В теории рефлексии Гегеля источником всякого развития объявляется

взаимоотражение качеств. В первый момент вторжения в В а(А) сохраняет свое

сходство с прообразом А, т.е. является копией А. Постепенно а (А) начинает

осваивать В, пытаясь подчинить последнее себе. В свою очередь, основание В

стремится восстановить свою самость и осваивает а(А), десантируя в него

часть своего активного содержания в(В); в первый момент в(В)также

представляют собой копию В. Попеременно перехватывая друг у друга

инициативу, а(А), В и в(В) взаимоизменяют друг друга до той поры, пока

между ними еще остается какое-либо существенное различие. Невидимые

внешнему взору количественные изменения внутри В в конечном счете приведут

к творческому акту: вместо В возникнет повое качество С, образовавшееся

путем овеществления слившихся – через взаимоизменение – воедино прошлых В и

а(А).

Творение эмерджента С объясняется Гегелем как итог активного

противоборства отражающего и образа и образования особого тождества этих

внутренних противоположностей всякого наличного бытия – проекта будущей

новой вещи. Следовательно, всякое взаимоотражение качеств активно и

напряженно; образ быстро перестает быть копией своего прообраза, как только

вступает во взаимодействие с отражающим качеством, но тем не менее вплоть

до коренного изменения качества В остается внутри В представителем иного

бытия, «своим иным»»39.

В этом же издании Д.В. Пивоваров указывает, что «у Гегеля …принципы

рефлексии и творчества в его системе совпадают друг с другом».40

Поэтому будет правомочно сравнить отношения художника и материала по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.