Рефераты. Категория игры в немецкой классической философии






Художественная пьеса Треплева о Мировой Душе и пьеса его личной жизни

оборвалась по одной причине из-за отсутствия внутреннего смысла спектакля,

который и делает его значимым для зрителя.

Игра требует от игроков и зрителей серьезного к ней отношения, требует

полной отдачи до самозабвенности. Треплева творчество не захватило целиком

и видимо, поэтому его судьба сложилась именно так.

Чехов устами Тригорина сравнивает маленького писателя, «который бродит

около людей, причастных к литературе и искусству, …боясь прямо и смело

глядеть в глаза, ТОЧНО СТРАСТНЫЙ ИГРОК, У КОТОРОГО НЕТ ДЕНЕГ…»

Комедия «Чайка» как произведение искусства несет в себе сущность любого

произведения искусства. Аристотель определил сущность искусства как

подражание – но нечто большее, чем копирование действительности. Платон –

учитель Аристотеля - определял искусство как подражание вещам, которые сами

не имеют собственной сущности и являются, поэтому лишь подражанием своим

идеям. В 20 веке философию и теорию искусства заинтересовал именно активно-

деятельный характер подражания, где вещи не копируются, а создаются заново

в творчестве мастера, который выявляет эйдос вещи, ее истинную сущность.

Понятие истины расширяется за счет включения в него не всегда

рационального состояния игры, требующего от участника полного погружения.

Понятие игры позволяет соединить «естественную» легкость игрового

состояния сознания и заниматься творчеством без видимого принуждения.

Принуждение себя к игре заканчивается полным внутренним саморазрушением,

т.к. насилие удваивается – со стороны объективного мира, и со стороны

собственного Я.

Попытка подлинности существования как его истинности продолжает

развиваться в произведениях Чехова и через раскрытие такого способа

человеческого бытия, который в философии М. Хайдеггера назван «бытие-перед-

лицом-смерти». Именно смертью заканчивается игра жизни Треплева, а также

целого ряда персонажей других пьес.

Проблема осмысленного человеческого существования радикальным образом

была поставлена и решена в драматургии Чехова, восполняя проблематику

философского мировоззрения, связанную с постановкой и решением проблемы

истины как подлинности человеческого бытия в русской философии.

Обратимся также к различным энциклопедическим словарям, которые

приводят такие определения игры:

В «Кратком этимологическом словаре» указывается, что слово «игра

образовано от той же основы, что и греческое agos - «священный трепет», а

первоначальное его значение – восхваление и умилостивление божества песнями

и пляской».

В «Историко-этимологическом словаре» игра определяется так:

1. занятие (нетрудового характера), препровождение времени с целью

развлечения – забавы или со спортивной целью; подчиненное

определенным правилам,

2. «исполнение музыкального произведения на одном или нескольких

инструментах»,

3. «сценическое исполнение роли»

Во многих словарях приводится переносное значение «тайные намерения»,

«рискованное предприятие».

«Большая энциклопедия» приводит такое определение: «вид непродуктивной

деятельности, мотив которой заключается не в ее результате, а в самом

процессе». В истории человечества игра переплетается с магией, культовым

поведением и др. игра связана со спортом, военными и другими тренировками,

искусством».

Итак, выведем рабочее понятие игры и определим основные свойства игры:

Игра – это

1. некая искусственная реальность,

2. свободная деятельность,

3. она имеет цель в самой себе,

4. сопровождается чувством удовольствия,

5. характеризуется адогматичным отношением к миру,

6. обеспечивает восприятие значимого, актуального для человека.

7. являет необходимость подчинения правилам, иначе игра не существует,

8. предполагает того, кто играет – субъекта игры, т.е. носит

субъективный характер,

9. предполагает кого-то или что-то, с кем (чем) играют, т.е. некие

субъект-объектные отношения.

Глава I.

Характеристика немецкой классической философии.

В 19 веке возникает направление в философии, где поднимаются проблемы

разума и это– основная проблема в философии 19 века.

Одним из определяющих философский контекст времени принципом был

оптимистический научный настрой, вера в силу рационального, интеллекта,

который освобождает человека.

Проблема разума рассматривается как способность логически мыслить.

Природа, история, человеческая деятельность выступает как достижимые

внутренне присущей им разумностью

Сам разум понимается широко как одна из присущих человеку познавательных

способностей, благодаря которой он мыслит, формулирует понятия, оперирует

понятиями. В рамках рациональной деятельности выделяются два пласта:

. Мыслительная деятельность, основанная на опыте, (мышление

посредством рассуждения, доказательства, расчета).Это определяется

как рассудок.

. И сверхопытная мыслительная деятельность, которая определяется как

разум.

Интеллект состоит из рассудка и разума.

В классической немецкой философии разум разделяется на индивидуальный и

внеиндивидуальный разум.

Формы разума - идеи, идеалы, теории, ценности, нормы.

|Формы индивидуального разума отличаются от форм внеиндивидуального|

|разума. |

|Внеиндивидуальный разум осуществляется в культуре. |

В рамках немецкой классической философии исследователи выделяют

направление романтизм - движение, охватившее самые различные области

культуры,которое хронологически пришло на смену классицизму в Европе в

начале 19 в, но в какой-то период времени эти два направления

сосуществовали.

Сущностные черты романтизма нашли свое наиболее полное выражение в

творчестве немецких романтиков, прежде всего – Йенского кружка (мы

обратимся к творчеству Ф. Шлегеля как теоретика романтизма).

Специфика романтизма была предопределена переходным характером эпохи.

Отчасти этим объясняется «эстетизм» романтиков, их тяготение к языку

искусства как наиболее адекватной и плодотворной возможности созидания

новой реальности,

Опираясь на формулу Шеллинга «только в личном – жизнь, а все личное

покоится на темном основании», романтики уделяют особое внимание «ночным»

сторонам человеческой души, игре света и тьмы, светотени как стихии

человеческого Я.

Итак, романтики предпринимают попытки найти такие сферы, где бы

внеиндивидуальный разум проявлялся максимально. Романтики обращаются как

таким мотивам в искусстве, как ночь, тень, двойник.

С помощью индивидуального и внеиндивидуального форм духа человек

осваивает мир, постигает, удваивает его в мыслях. По Гегелю разум

закономерен, целесообразен. Он – высший судья, носитель подлинной истины,

гарант высокой нравственности.

Ему противостоит неразумность, случайность, хаотичность истории,

человеческого поведения.

Предполагалось, что через все неподлинное, неразумное разум

прокладывает себе дорогу. «Хитрость разума победит и косность природы и

случайность истории».

1. Орудие разума – индивиды, действующие в истории. Тот, постигает законы

разума, обязательно будет разумно познавать и разумно действовать. Затем

носители разума, науки, просвещения посеют семена исторического разума в

душах других людей, и разум восторжествует.

2. Самая яркая форма разума – научное познание. Также надежды на педагогику

– с ее помощью можно воспитать рассудок, здравый смысл, который есть у

каждого человека от рождения.

3. Знание должно быть ясным, отчетливым, доказательным, системным,

упорядоченным, приведенным в логическую стройную систему. Такое знание

согласовано с внешним миром, т.к. согласно классицистическому

миропонимаю, в мире гласит скрытый внутренний рациональный порядок.

Человеческий ум может его открыть, если найдет правильный метод

познания. Здесь логично говорить о диалектическом методе Г. Гегеля.

Место немецкой классической философии в истории философии.

17 век. Происходит разделение веры и разума, изменяется взгляд на

верховенство церкви. Бэкон выводит «новый органон» – вместо

аристотелевского силлогизма - новый инструмент познания. Бэкон открывает

новый вид индукции, когда особый характер качества обнаруживается при

наличии такого же качества у других вещей.

Декарт считается основателем современной философии. Он выводит правила,

каким нужно следовать, чтобы разумно мыслить. Декарт отбрасывает все, что

нельзя проверить алгеброй, логикой и геометрией. Делается акцент на

мышлении как несомненной отправной точке.

Спиноза как пантеист предлагает рационалистический проект научного

исследования природы.

Гоббс уподобил общество мудро построенному механизму.

Понятие игры применяется только у Паскаля, когда он проверяет существование

Бога – можно «играть на Бога», есть он или нет. Систематически категория

игры не изложена.

Проблемы философии 17 века:

o Способности человеческого ума как часть способностей ума Бога.

o Учение о разуме, о законах мышления

o Психология чувств

o Дедуктивная логика

В 17 веке происходит борьба двух методов - ощущения или разума –

сенсуализма и рационализма . Победу одержал последний. Поэтому 17 век

называют веком философий, написанных more geometrico, и вообще веком

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.