Рефераты. Информатизация общества: социально-философский аспект






механизмов реализации права на интеллектуальную собственность существенным

образом сдерживает развитие национальных информационных ресурсов.

Требует решения также проблема деперсонализации, обезличенности

знаний, помещенных в компьютерный информационный фонд. Обществу необходимо

научиться управлять как тенденцией обесценивания творческого труда по

созданию знаний, понижения социального статуса творца, создателя знаний,

так и тенденцией повышения статуса пользователя знаниями, переоценки в

какой-то мере его более рутинного и более доступного труда. Такая

нивелировка способна понизить творческий потенциал общества, что будет

иметь весьма негативные последствия для его развития.

4.5. Формы материализации информационных ресурсов общества

Отчужденное знание, подготовленное для социального использования,

материализуется в документах на различных носителях, в том числе

электронных, в произведениях искусства и т.д.

Качественно новые потребительские свойства электронных изданий

обеспечиваются, например, технологией мультимедиа, а снижение цены на эту

продукцию достигается распространением ее на оптических компакт-дисках (CD-

ROM). Если в 1993 г. в России был выпущен один CD-ROM, то в 1994 г. - уже

25, а в 1995 г. - более 100 информационных продуктов, в том числе БД, на CD-

ROM.

4.6. Проблема “электронизации” информационных фондов России

Особое значение для России имеет проблема электронизации национальных

библиотек, различных БД, решение которой явится существенным вкладом в

активизацию информационных ресурсов страны. Еще в 1994 году комитетом при

Президенте РФ по политике информатизации подготовлен национальный доклад

“Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции

развития”[3].

4.7. Автоматизированные информационные ресурсы России

Самый крупный ИР России сосредоточен в ВИНИТИ: объем машинного

ретрофонда реферативной информации составляет 16 млн. документов.

В общем объеме ИР России наибольшую часть составляет научно-

техническая информация, но по мере развития рыночных отношений все активнее

генерируются и распространяются БД коммерческой, деловой, правовой

информации.

По данным Миннауки РФ ежегодный прирост информационных массивов

составляет 11-12%, реализуется лишь 3-4%. Причина - отсутствие хорошо

организованного информационного рынка[4].

Для потребителей информации важно иметь справочно-навигационную

службу в мире информационных товаров и услуг. Эту задачу решает НТЦ

“Информрегистр”, создавая электронный каталог отечественных баз и банков

данных, в котором к настоящему времени находится более 10 тыс. сведений о

БД и их владельцах.

В России насчитывается до 30 тыс. БД, содержащих сотни гигабайт

информации. Однако, баз данных, доступных для широкого круга пользователей,

насчитывается лишь около 3 тыс.

Качество БД , в частности достоверность содержащейся в них информации,

во многом определяется оперативностью их актуализации. Однако, 15% БД

обновляются ежегодно, примерно 11% - ежеквартально, 13% - ежемесячно,

около 7% - ежедневно. Окупить созданные базы данных возможно лишь при

многократном тиражировании и многоаспектном использовании, так как

стоимость создания и ведения, например, документальной базы данных в

расчете на один документ лежит в пределах 40-200 $.

Лидером подготовки БД, доступных на мировом рынке, являются США

(более 5 тыс. БД в год). К странам, в которых подготавливается более 100 БД

в год, относятся Россия, Великобритания (641), Канада (480), Австралия

(182), Франция (288), Германия (342), Япония (153). БД, доступные на

мировом рынке, представлены на 29 языках мира.

По состоянию на 1995 год в мире существует 1131 БД, действующих в

режиме on-line, из них 99% БД принадлежит США и лишь 32 БД (0,03%) -

странам третьего мира, что ярко свидетельствует о монополизации науки.

Типы БД.

БД классифицируются по структуре, назначению и способу доступа.

По структуре БД делятся на:

- документографические (библиографические, реферативные);

- фактографические;

- числовые;

- полнотекстовые и гипертекстовые;

- лексикографические.

По назначению содержащейся информации БД делятся на:

- БД деловой информации (социальная, коммерческая и др. информация,

кадастры, регистры[8]);

- БД информации для специалистов (экономическая, правоохранительная и

др. информация);

- БД массовой информации.

По способу доступа БД делятся на:

- БД, размещенные на хостах[9] (доступные через сети);

- БД, тиражируемые в коммуникативных форматах;

- БД, тиражирумые с программными средствами (включая CD-ROM);

- локальные БД.

Остановимся подробнее на понятии “фактографические базы социальных

данных”.

К социальным данным относятся данные о населении и социальной среде.

Сведения о населении включают демографические, паспортные, кадровые,

социальные, медицинские и любые другие персональные данные об отдельных

личностях, а также сводные данные о населении государства в целом и его

отдельных территорий и об определенных группах населения: пенсионерах,

квартиросъемщиках, детях школьного возраста, женщинах и др.

Трудности создания в России БД о населении связаны с отсутствием

необходимого количества супер-ЭВМ, сетей связи, а также с явно

недостаточным финансированием этого направления.

Сведения о социальной среде включают данные о вакансиях,

градостроительстве, городском пассажирском транспорте, городском хозяйстве,

законах, нарушениях общественного порядка и др[6].

Учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости более глубокой

проработки самого понятия “социальная среда”, разработки системы

показателей для его описания и создания соответствующих электронных БД.

Так, например, предлагаемое понятие “региональная пространственно-

предметная среда”[7] реализует социопространственный (территориальный)

аспект жизнедеятельности людей. Должен стать общеизвестным, а также

постоянно отслеживаться в динамике, например, следующий норматив: каждый

взрослый человек должен в год проехать с социально-культурными целями -

8000 км. (горожанин) или 6000 км. (селянин). Сегодня же горожанин в среднем

проезжает 3700 км. в год, а селянин всего 2100 км.

Очевидно, что необходимо научная проработка и фактографическое

наполнение на современном уровне и такого важного понятия как “социальное

время”.

Электронизация фактографических баз социальных данных в целом

находится в России лишь в начальной стадии.

Только наличие всего спектра ЭВМ от персональных до супер, обладающих

соответствующих своему классу ресурсами, наличие развитых средств связи, а

также современное программное обеспечение (как резидентное, так и

распределенное) даст практическую возможность коллективного использования

информационных ресурсов внутри страны и активного обмена с зарубежными

базами и банками данных[8].

Решение комплекса социальных и технических проблем активизации

информационных ресурсов России, иначе говоря, увеличения ее информационного

потенциала, позволит создать необходимую для прогрессивного развития

информационную среду общества.

5. Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия

Социальные предпосылки информатизации - это то, что должно быть в

обществе, чтобы началось успешное развертывание процессов информатизации.

Социальные условия информатизации - это реальная обстановка, в которой

происходит процесс информатизации. Социальные последствия информатизации -

реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием

информатизации.

Необходимо отметить, что понятие “социальное” трактуется в широком и в

узком смысле слова:

- “социальное” в широком смысле слова тождественно понятию

“общественное”. Рассмотрение в этом смысле условий и предпосылок

информатизации - это анализ реального и необходимого состояния всех сфер

жизни общества с точки зрения их готовности воспринять и развивать

информатизацию;

- “социальное” в узком смысле слова. При этом подходе рассматриваются

информационные особенности существования различных социальных групп,

уровень их готовности к процессу информатизации, а также изучается

социальная структура в ее соотношении с процессом информатизации.

5.1. Технический аспект социальных условий и предпосылок

информатизации

Развитие науки и техники - толчок и средство реализации процессов

информатизации. Сейчас в России процесс информатизации вступает в 3-ю фазу

развития. 1-я фаза - начало 70-х годов - появление вычислительных средств,

позволяющих вести автоматизированную обработку символьной информации

(“Минск-32”, далее ЕС-ЭВМ). На этом этапе создавались АСУ[10] воздушным и

ж/д транспортом, энергосистемами, оборонным комплексом[1]. 2-я фаза - 1983

год, когда была разработана общегосударственная программа по развитию

средств вычислительной техники и АСУ до 2000 года (ответ на “вызов” Японии,

заявившей о создании машин пятого поколения). В 1989 году уточнялась

программа информатизации до 2005 года в связи с необходимостью отражения в

ней средств персональной информатики. 1993 год - начало 3 этапа.

Необходимость создания после распада СССР концепции информатизации РФ.

Техническая база информатизации существенно ослабла из-за принадлежности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.