Рефераты. Информатизация общества: социально-философский аспект






реальность”.

4. Моделирование человеческих рассуждений (прикладные семиотические[4]

системы). Основная проблема в том, что человеческие рассуждения не есть

система.

В этой главе были рассмотрены категории, без которых невозможен анализ

информационных процессов в обществе.

3. Социальные коммуникации: история, современность,

перспективы

3.1.Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как

пространства социальных коммуникаций

Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и

циркулирующей в ней информации, она, как правило, выступает как объект

техники, служащей определенным человеческим целям , которые выступают по

отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный

или технический подход к информационной среде.

Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство

коммуникации, несводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с

передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов[1] и

т.д., она выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться

в этом качестве.

Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические

возможности предопределяют цели развития общества (возникают технические

утопии).

Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических

возможностей информатизации, недооценке технических нововведений.

3.2. Информационный обмен в обществе и его эволюция

Типы обменов в обществе:

- материальный;

- энергетический;

- информационный (актуален с середины ХХ века).

Целостная система характеризуется обменом между элементами (

В.Г.Афанасьев).

Предметом нашего рассмотрения является информационный обмен. История

совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и

усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков.

Основными фазами информационного обмена являются:

- устная фаза;

- письменная фаза;

- книжная фаза;

- компьютерная фаза.

Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного

и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это

информация”[2]. Опираясь на количественные меры математической теории

информации, Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими

информации следующим образом :

Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 107

бит;

Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени -

количество циркулирующей информации ( 109 бит;

Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества

служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых

содержится 1011 бит информации;

Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются

десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается

в 1017 бит;

Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой

информации объемом 1025 бит.

Рассмотрим вклад каждой исторической фазы в совершенствование

эффективности информационного обмена.

1) Устная фаза

Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Как

отмечал Ф.Энгельс, “развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало

необходимо что-то сказать друг другу”.

Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его

развитие в неменьшей степени.

Речь - отражение мыслительных процессов (вершина айсберга). Культура

речи отражает развитие человека.

Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20%

избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери

информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается

помехоустойчивость информации.

Ю.В.Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем:

- приметы, включая симптоматику народной медицины;

- гадания;

- предзнаменования (знаменья);

- язык;

- изобразительная группа: музыка; графико-живописная

изобразительность, включая орнамент; пластика, танец, пантомима;

- прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла;

- измерительная группа: меры;

- пространственные ориентиры;

- сигналы в контуре управления;

- обряды.

2) Письменная фаза

Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность

обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в

развитии).

Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма

моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом,

научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать

социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность

явилась семиотической революцией в знаковых способах организации

общества[3].

Письменность служит одним из важнейших средств сохранения языка в

живом виде[4].

Проблема “левшей”, ее социальное значение.

“Переламывание” “левшей” на “правшей” в детском возрасте уменьшает

возможности личностной реализации первых, их возможный вклад в интеллект

нации.

Дорожные знаки - идиографическое письмо.

3) Книжная фаза

Станок Гутенберга (1440 - 1450) - начало эпохи книгопечатания.

Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров,

Петр Мстиславец - 1563-1564.

Появление возможности обеспечить сохранение авторства,

интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более

массовый и оперативный обмен информацией.

“Книгопечатание явилось могучим орудием, которое сохраняло мысль

личности, увеличило ее силу в сотни раз” В.И.Вернадский.

Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу

человека.

Избыточность текста (проза, поэзия).

Информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы, т.е.

сообщение в 150 строк может быть передано ста стихотворными строчками. Этот

факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и

большую образность, чем проза. Эти качества стиха и обеспечивают ему

большую выразительность, позволяющую при одном и том же количестве символов

передать больше информации. Академик А.Н.Колмогоров установил, что

информационное содержание стихов Пушкина очень близко к пределу -

информационной способности русского языка вообще, современных же поэтов -

существенно ниже.

Индустриальная коммуникационная система - высшая точка развития

книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания,

например, обезличенная массовая коммуникация, опозиционная информационно-

документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном

кризисе.

Книжная информатика стала снижать свою эффективность, образуется

противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными

читательскими возможностями, а также складывается ситуация, когда легче

открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они

еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных

и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса).

Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических

средств для снятия информационного кризиса.

Книга в настоящее время приобретает электронную форму.

Исчезновение книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как

атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления).

В крупнейшей библиотеке мира - библиотеке конгресса США хранится более

50 млн. книг, в их числе и библия Гутенберга.

Богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской

национальной библиотеке (бывш. Госуд. публ. библиотека им. М.Е.Салтыкова-

Щедрина, г. С.-Петербург).

4) Компьютерная фаза

Новый безбумажный[5] этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага

необходима только для воспроизводства визуальнооформленных документов. Роль

систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на

длительные расстояния взяла на себя техника[5].

Главное отличие электронного диалога от межличностной устной

коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит не столько в

опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или

промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте

общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” -

главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной

коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог

“человек - человек”[6].

Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из

компьютерной книги? [7]

Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных

информационных сетей компьютерная книга становится составной частью

глобального полилога[6] и интертекста[7].

Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и

оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к

диалогу с ней.

В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее

потенциальная сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз

знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую

индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.