реальность”.
4. Моделирование человеческих рассуждений (прикладные семиотические[4]
системы). Основная проблема в том, что человеческие рассуждения не есть
система.
В этой главе были рассмотрены категории, без которых невозможен анализ
информационных процессов в обществе.
3. Социальные коммуникации: история, современность,
перспективы
3.1.Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как
пространства социальных коммуникаций
Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и
циркулирующей в ней информации, она, как правило, выступает как объект
техники, служащей определенным человеческим целям , которые выступают по
отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный
или технический подход к информационной среде.
Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство
коммуникации, несводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с
передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов[1] и
т.д., она выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться
в этом качестве.
Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические
возможности предопределяют цели развития общества (возникают технические
утопии).
Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических
возможностей информатизации, недооценке технических нововведений.
3.2. Информационный обмен в обществе и его эволюция
Типы обменов в обществе:
- материальный;
- энергетический;
- информационный (актуален с середины ХХ века).
Целостная система характеризуется обменом между элементами (
В.Г.Афанасьев).
Предметом нашего рассмотрения является информационный обмен. История
совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и
усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков.
Основными фазами информационного обмена являются:
- устная фаза;
- письменная фаза;
- книжная фаза;
- компьютерная фаза.
Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного
и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это
информация”[2]. Опираясь на количественные меры математической теории
информации, Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими
информации следующим образом :
Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 107
бит;
Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени -
количество циркулирующей информации ( 109 бит;
Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества
служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых
содержится 1011 бит информации;
Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются
десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается
в 1017 бит;
Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой
информации объемом 1025 бит.
Рассмотрим вклад каждой исторической фазы в совершенствование
эффективности информационного обмена.
1) Устная фаза
Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Как
отмечал Ф.Энгельс, “развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало
необходимо что-то сказать друг другу”.
Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его
развитие в неменьшей степени.
Речь - отражение мыслительных процессов (вершина айсберга). Культура
речи отражает развитие человека.
Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20%
избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери
информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается
помехоустойчивость информации.
Ю.В.Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем:
- приметы, включая симптоматику народной медицины;
- гадания;
- предзнаменования (знаменья);
- язык;
- изобразительная группа: музыка; графико-живописная
изобразительность, включая орнамент; пластика, танец, пантомима;
- прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла;
- измерительная группа: меры;
- пространственные ориентиры;
- сигналы в контуре управления;
- обряды.
2) Письменная фаза
Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность
обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в
развитии).
Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма
моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом,
научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать
социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность
явилась семиотической революцией в знаковых способах организации
общества[3].
Письменность служит одним из важнейших средств сохранения языка в
живом виде[4].
Проблема “левшей”, ее социальное значение.
“Переламывание” “левшей” на “правшей” в детском возрасте уменьшает
возможности личностной реализации первых, их возможный вклад в интеллект
нации.
Дорожные знаки - идиографическое письмо.
3) Книжная фаза
Станок Гутенберга (1440 - 1450) - начало эпохи книгопечатания.
Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров,
Петр Мстиславец - 1563-1564.
Появление возможности обеспечить сохранение авторства,
интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более
массовый и оперативный обмен информацией.
“Книгопечатание явилось могучим орудием, которое сохраняло мысль
личности, увеличило ее силу в сотни раз” В.И.Вернадский.
Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу
человека.
Избыточность текста (проза, поэзия).
Информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы, т.е.
сообщение в 150 строк может быть передано ста стихотворными строчками. Этот
факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и
большую образность, чем проза. Эти качества стиха и обеспечивают ему
большую выразительность, позволяющую при одном и том же количестве символов
передать больше информации. Академик А.Н.Колмогоров установил, что
информационное содержание стихов Пушкина очень близко к пределу -
информационной способности русского языка вообще, современных же поэтов -
существенно ниже.
Индустриальная коммуникационная система - высшая точка развития
книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания,
например, обезличенная массовая коммуникация, опозиционная информационно-
документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном
кризисе.
Книжная информатика стала снижать свою эффективность, образуется
противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными
читательскими возможностями, а также складывается ситуация, когда легче
открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они
еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных
и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса).
Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических
средств для снятия информационного кризиса.
Книга в настоящее время приобретает электронную форму.
Исчезновение книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как
атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления).
В крупнейшей библиотеке мира - библиотеке конгресса США хранится более
50 млн. книг, в их числе и библия Гутенберга.
Богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской
национальной библиотеке (бывш. Госуд. публ. библиотека им. М.Е.Салтыкова-
Щедрина, г. С.-Петербург).
4) Компьютерная фаза
Новый безбумажный[5] этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага
необходима только для воспроизводства визуальнооформленных документов. Роль
систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на
длительные расстояния взяла на себя техника[5].
Главное отличие электронного диалога от межличностной устной
коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит не столько в
опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или
промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте
общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” -
главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной
коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог
“человек - человек”[6].
Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из
компьютерной книги? [7]
Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных
информационных сетей компьютерная книга становится составной частью
глобального полилога[6] и интертекста[7].
Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и
оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к
диалогу с ней.
В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее
потенциальная сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз
знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую
индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14