Рефераты. Информатизация общества: социально-философский аспект






услуг, общество стало информационным.

В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный

период своего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж

еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.

Признавая несомненность достижений США и других стран в области

информатизации, необходимо понимать, что определенная доля

“информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных,

нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так

называемого “экологического колониализма”.

Закон экспоненциального роста объема знаний.

По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний

потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к

1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в

8-10 раз [1]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем

знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации

увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название

“информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о

начале века информации и включающих:

- быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных

знаний;

- превышение материальными затратами на хранение, передачу и

переработку информации аналогичных расходов на энергетику;

- возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса

(уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона

сблизились) [2].

Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта) [3].

Занятость

в ведущей отрасли

50% 1

2 3 4

...

время

1- материальном производстве (индустриальное общество),

2- сфере услуг (постиндустриальное общество),

3- сфере информационных услуг (информационное общество),

4- сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).

Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория

развития достаточно глубоко разработана западными исследователями:

Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером,

Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество

как “цивилизацию услуг”.

Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно

позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах

”постиндустриальное”, “информационное” видели альтернативу формационным

терминам - “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятие

информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами

формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из

них.

Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие

этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева,

А.И.Ракитова, А.В.Соколова , А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно

работают в этом направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.

Как же может быть определен сам термин “информатизация”? От ответа на

этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального

состояния и перспектив развития процессов информатизации общества.

Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как “системно-

деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и

развития с помощью средств информатики с целью создания информационного

общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”.

По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три

взаимосвязанных процесса:

- медиатизацию[1] - процесс совершенствования средств сбора, хранения

и распространения информации;

- компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и

обработки информации, а также

- интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и

порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала

общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

Специалистами отмечается [4], что , к сожалению, социальная

информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных

процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной

техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие ,

качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных

информационно-технологических средств когнитивных[2] социальных структур и

процессов. Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной

интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и

ее информационной среды.

При обсуждении в конце 80-х гг. концепции информатизации страны

учеными и специалистами выделялась главная мысль - дело не столько в

концепции информатизации, сколько в концепции развития общества, всех его

структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее.

Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного

общества носит объективный характер и не может не затрагивать “извне” и

нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к

отсутствию серьезного социального заказа “изнутри” на совершенствование

информационной среды.

Что же такое информационное общество? Каков его образ?

Например, по мнению А.И. Ракитова [5] общество считается

информационным, если:

- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке

страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или

бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую

информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных

и социально значимых задач;

- в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду,

группе или организации современная информационная технология;

- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание

национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания

постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического

прогресса;

- происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер

и отраслей производства и управления;

- происходят радикальные изменения социальных структур, следствием

которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к

информатизации общества:

- технократический, когда информационные технологии считаются

средством повышения производительности труда и их использование

ограничивается, в основном, сферами производства и управления;

- гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как

важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для

производства, но и для социальной сферы.

Причины значительного распространения технократического подхода,

отождествления понятий “информатизация” и “компьютеризация” носят как

объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники

вообще и , в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет

“агрессивный” характер. Субъективно же существует весьма значительное число

людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное

мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические

дивиденты.

Информатизация имеет четкую связь с экологобезопасным, устойчивым

развитием общества. Основа информационной экономики - знания или

интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые

преимущества по сравнению с материальными ресурсами - фундаментом

предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко

подчиняются законам сохранения. Если вы берете что-то у природы - вы

обостряете экологические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа -

порождаются конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества,

базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает

большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале

предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам

(“знания - порождают знания”).

Государственная политика в области информатизации России, получившая

новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные

направления:

- создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей

информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином

информационном пространстве России;

- формирование и защиту информационных ресурсов государства как

национального достояния;

- обеспечение интересов национальной безопасности в сфере

информатизации и ряд других направлений.

В Концепции формирования и развития единого информационного

пространства России определяются приоритеты пользователей государственными

информационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия,

органы государственного управления.

Активно дорабатывается Концепция информационной безопасности,

являющаяся составной частью Концепции национальной безопасности РФ и

представляющая собой официально принятую систему взглядов на проблему

информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных

интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.