Компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет
социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода
от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной
культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной
готовностью к трансформации.
Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе
информационного обмена.
Особо важно использование гипертекстовых технологий в социальной
сфере, описываемой множеством трудно формализуемых параметров.
Другой причиной популярности данных технологий является
предоставляемая ими возможность реализации сугубо индивидуальных
информационных потребностей.
Блок-схема социальной коммуникации [8]
1 2
3
Восприятие
4
1-отправитель;
2- физический канал;
3- получатель;
4- обучение за длительное время.
- наборы знаков отправителя и получателя (тезаурусы).
Процесс коммуникации включает в себя следующие основные компоненты:
выбор известных знаков из перечня отправителя и передачу их по так
называемому каналу коммуникации и опознавание воспринятых знаков
получателем с помощью имеющегося у него набора. Передача идей возможна
только при условии, что названные два набора имеют общую часть, что
передано на схеме соответствующей площадью пересекающихся кругов. По мере
повторного осуществления этого процесса в системах, обладающих памятью и
“статистическим” восприятием, и в частности в человеческом мозгу,
восприятие одних и тех же знаков постепенно обеспечивает все большую
площадь пересечения перечня получателя с перечнем отправителя. Этот процесс
обучения получателя показан на схеме пунктирной стрелкой справа. Множество
отдельных актов коммуникации в силу их прогрессирующего влияния на состав
набора приобретают кумулятивный характер. Таков, в частности, процесс
освоения культуры, в особенности мозаичной культуры нашего времени.
Семантемы, наиболее часто встречающиеся в сообщениях, постепенно проникают
в перечень получателя и меняют его состав; в этом ключ к циклическому
развитию социальной культуры.
4. Информационные ресурсы общества
4.1.Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века: предпосылки,
содержание, симптомы в социальной практике, последствия
Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века проявился в снижении
эффективности информационного обмена:
- резко возрос объем публикуемых данных;
- между группами разных специалистов стало трудно общаться;
- возрос объем неопубликованной информации;
- выросла проблема межязыкового обмена в мире.
Парадокс социальной коммуникации в условиях информационного кризиса -
явление информационного “тромбоза”, т.е. информационного “взрыва”
(лавинообразного роста объемов социоинформации), сопровождающегося
информационным “голодом” (физиологическими ограничениями человека в
восприятии и переработке информации и трудностями в выделении нужной
информации из общего потока).
Существенным шагом на пути разрешения информационного кризиса стало
создание в 1971 микропроцессора.
Таким образом, самой актуальной и острой в мире является проблема
создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов
(ИР). Произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественного
ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других
ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени
связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры,
эффективностью формирования, размещения и использования информационных
ресурсов и продуктов.
4.2. Информационный ресурс общества - определение понятия
Понятие “информационного ресурса общества” (ИРО) является одним из
ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого
понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные
информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Создание на
рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные
информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно
развитых стран от источников информации (технической, экономической,
политической, военной), а также от уровня развития и эффективности
использования средств передачи и переработки информации.
Понятие ИР находится в стадии формирования, трудность его однозначного
определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий как
“знания”, “информация”, “данные” и т.д.
ИРО могут быть определены как накопленные в обществе знания,
подготовленные для целесообразного социального использования [1].
Представим схему создания и развития ИРО :
Живое знание Информацион.
Информацион.
ресурс о-ва
потенциал о-ва
отчуждение активизация
знаний информационных
ресурсов
4.3. Знания как национальное богатство. Проблема “утечки мозгов” из России
Важно отметить, что живое знание, являясь национальным богатством, не
входит в понятие ИР, речь здесь идет от отчужденных от носителей знаниях.
Уровень “живого знания” в каждой стране определяется историческим
наследием, уровнем образования, профессиональной квалификации и т.д.
С живым знанием как национальным богатством связана печально известная
проблема “утечки мозгов” из России. По данным МВД России, в 1992 году
эмигрировало 4576, а в 1993 году - 5876 работников науки и образования.
Наиболее “выездной” возраст 31-45 лет. По прогнозам Комиссии Совета Европы
по образованию, убытки России от этого процесса могут достигнуть 50-60
млрд. $ в год. Есть основания полагать, что нынешние масштабы
интеллектуальной эмиграции - только вершина айсберга в сравнении с тем, что
нас ожидает. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных
ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится
подходящая возможность. Значительная часть научной молодежи России уже
практически живет за рубежом, формально числясь сотрудниками российских
НИИ. “Внутренняя” утечка умов еще основательнее: сейчас на одного
эмигрирующего ученого приходится 9 коллег, покидающих науку ради успеха в
бизнесе или политике [2].
4.4. Основными проблемами исследований в области ИР общества
являются:
- проблема раскрытия сущности ИР как формы представления знаний,
определение и исследование закономерностей формирования, преобразования и
распространения различных видов ИР в обществе.
Видимо, будут необходимы такие научные дисциплины как “информология”
- совокупность знаний о свойствах и закономерностях формирования ИР и
“информдинамика” - наука о закономерностях преобразования одних форм ИР в
другие и о процессах их распространения в обществе;
- проблема разработки методологии количественной и качественной
оценки имеющихся в обществе ИР, а также прогнозирования потребностей
общества в этих ресурсах;
- проблема создания методов исследования структуры и топологии
распределения различных видов ИР по регионам России, а также в глобальном
масштабе. Научная дисциплина, призванная заниматься решением этой проблемы,
может быть названа “информографией”[1].
Свободный доступ к национальным ИР - важнейшее условие соблюдения
конституционного права граждан на информацию, права “свободно искать,
получать, передавать, производить и распространять информацию любым
законным способом” (ст. 29, п. 4 Конституции РФ). В решении же задач
обеспечения доступа к автоматизированным информационным ресурсам (АИР)
важнейшая роль принадлежит “географической” дислокации баз данных (БД), их
топологической характеристике.
Из 3229 БД, охваченных учетом, почти 65% находятся в Москве.
Существуют большие территории, практически не охваченные информатизацией.
Рассмотрение БД по их назначению показало, что только в Москве расположено
74% БД научно-технической информации, 84% - справочной, финансовой и учетно-
статистической информации, 87% - управленческой информации, 92,6% -
коммерческой информации.
Таким образом, концентрирование в столице БД общего применения
ограничивает доступ к национальному ИР. Эти трудности могут
компенсироваться разнообразием созданных на его основе продуктов и услуг и,
прежде всего, использованием телекоммуникационных сетей, способных
обеспечить удаленный доступ к нему “всех желающих”, однако практически они
доступны только пользователям с высокими платежными способностями.
Национальные ИР - новая экономическая категория. Корректная постановка
вопроса о количественной оценке этих ресурсов и их связи с другими
экономическими категориями все еще ожидают крупномасштабных организационных
мер для их разработки и потребуют длительных усилий специалистов и ученых
самых разных областей знания[5].
В перспективе все информационные ресурсы будут обобществлены.
Информация принадлежит всем - этот принцип уже узаконен ЮНЕСКО. Однако,
отдавая “свою” информацию (знание) обществу, каждый должен получить
компенсацию за труд, затраченный на ее получение. Неразработанность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14