Рефераты. Информатизация общества: социально-философский аспект






Компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет

социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода

от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной

культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной

готовностью к трансформации.

Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе

информационного обмена.

Особо важно использование гипертекстовых технологий в социальной

сфере, описываемой множеством трудно формализуемых параметров.

Другой причиной популярности данных технологий является

предоставляемая ими возможность реализации сугубо индивидуальных

информационных потребностей.

Блок-схема социальной коммуникации [8]

1 2

3

Восприятие

4

1-отправитель;

2- физический канал;

3- получатель;

4- обучение за длительное время.

- наборы знаков отправителя и получателя (тезаурусы).

Процесс коммуникации включает в себя следующие основные компоненты:

выбор известных знаков из перечня отправителя и передачу их по так

называемому каналу коммуникации и опознавание воспринятых знаков

получателем с помощью имеющегося у него набора. Передача идей возможна

только при условии, что названные два набора имеют общую часть, что

передано на схеме соответствующей площадью пересекающихся кругов. По мере

повторного осуществления этого процесса в системах, обладающих памятью и

“статистическим” восприятием, и в частности в человеческом мозгу,

восприятие одних и тех же знаков постепенно обеспечивает все большую

площадь пересечения перечня получателя с перечнем отправителя. Этот процесс

обучения получателя показан на схеме пунктирной стрелкой справа. Множество

отдельных актов коммуникации в силу их прогрессирующего влияния на состав

набора приобретают кумулятивный характер. Таков, в частности, процесс

освоения культуры, в особенности мозаичной культуры нашего времени.

Семантемы, наиболее часто встречающиеся в сообщениях, постепенно проникают

в перечень получателя и меняют его состав; в этом ключ к циклическому

развитию социальной культуры.

4. Информационные ресурсы общества

4.1.Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века: предпосылки,

содержание, симптомы в социальной практике, последствия

Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века проявился в снижении

эффективности информационного обмена:

- резко возрос объем публикуемых данных;

- между группами разных специалистов стало трудно общаться;

- возрос объем неопубликованной информации;

- выросла проблема межязыкового обмена в мире.

Парадокс социальной коммуникации в условиях информационного кризиса -

явление информационного “тромбоза”, т.е. информационного “взрыва”

(лавинообразного роста объемов социоинформации), сопровождающегося

информационным “голодом” (физиологическими ограничениями человека в

восприятии и переработке информации и трудностями в выделении нужной

информации из общего потока).

Существенным шагом на пути разрешения информационного кризиса стало

создание в 1971 микропроцессора.

Таким образом, самой актуальной и острой в мире является проблема

создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов

(ИР). Произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественного

ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других

ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени

связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры,

эффективностью формирования, размещения и использования информационных

ресурсов и продуктов.

4.2. Информационный ресурс общества - определение понятия

Понятие “информационного ресурса общества” (ИРО) является одним из

ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого

понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные

информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Создание на

рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные

информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно

развитых стран от источников информации (технической, экономической,

политической, военной), а также от уровня развития и эффективности

использования средств передачи и переработки информации.

Понятие ИР находится в стадии формирования, трудность его однозначного

определения связана с неоднозначностью и сложностью таких понятий как

“знания”, “информация”, “данные” и т.д.

ИРО могут быть определены как накопленные в обществе знания,

подготовленные для целесообразного социального использования [1].

Представим схему создания и развития ИРО :

Живое знание Информацион.

Информацион.

ресурс о-ва

потенциал о-ва

отчуждение активизация

знаний информационных

ресурсов

4.3. Знания как национальное богатство. Проблема “утечки мозгов” из России

Важно отметить, что живое знание, являясь национальным богатством, не

входит в понятие ИР, речь здесь идет от отчужденных от носителей знаниях.

Уровень “живого знания” в каждой стране определяется историческим

наследием, уровнем образования, профессиональной квалификации и т.д.

С живым знанием как национальным богатством связана печально известная

проблема “утечки мозгов” из России. По данным МВД России, в 1992 году

эмигрировало 4576, а в 1993 году - 5876 работников науки и образования.

Наиболее “выездной” возраст 31-45 лет. По прогнозам Комиссии Совета Европы

по образованию, убытки России от этого процесса могут достигнуть 50-60

млрд. $ в год. Есть основания полагать, что нынешние масштабы

интеллектуальной эмиграции - только вершина айсберга в сравнении с тем, что

нас ожидает. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных

ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится

подходящая возможность. Значительная часть научной молодежи России уже

практически живет за рубежом, формально числясь сотрудниками российских

НИИ. “Внутренняя” утечка умов еще основательнее: сейчас на одного

эмигрирующего ученого приходится 9 коллег, покидающих науку ради успеха в

бизнесе или политике [2].

4.4. Основными проблемами исследований в области ИР общества

являются:

- проблема раскрытия сущности ИР как формы представления знаний,

определение и исследование закономерностей формирования, преобразования и

распространения различных видов ИР в обществе.

Видимо, будут необходимы такие научные дисциплины как “информология”

- совокупность знаний о свойствах и закономерностях формирования ИР и

“информдинамика” - наука о закономерностях преобразования одних форм ИР в

другие и о процессах их распространения в обществе;

- проблема разработки методологии количественной и качественной

оценки имеющихся в обществе ИР, а также прогнозирования потребностей

общества в этих ресурсах;

- проблема создания методов исследования структуры и топологии

распределения различных видов ИР по регионам России, а также в глобальном

масштабе. Научная дисциплина, призванная заниматься решением этой проблемы,

может быть названа “информографией”[1].

Свободный доступ к национальным ИР - важнейшее условие соблюдения

конституционного права граждан на информацию, права “свободно искать,

получать, передавать, производить и распространять информацию любым

законным способом” (ст. 29, п. 4 Конституции РФ). В решении же задач

обеспечения доступа к автоматизированным информационным ресурсам (АИР)

важнейшая роль принадлежит “географической” дислокации баз данных (БД), их

топологической характеристике.

Из 3229 БД, охваченных учетом, почти 65% находятся в Москве.

Существуют большие территории, практически не охваченные информатизацией.

Рассмотрение БД по их назначению показало, что только в Москве расположено

74% БД научно-технической информации, 84% - справочной, финансовой и учетно-

статистической информации, 87% - управленческой информации, 92,6% -

коммерческой информации.

Таким образом, концентрирование в столице БД общего применения

ограничивает доступ к национальному ИР. Эти трудности могут

компенсироваться разнообразием созданных на его основе продуктов и услуг и,

прежде всего, использованием телекоммуникационных сетей, способных

обеспечить удаленный доступ к нему “всех желающих”, однако практически они

доступны только пользователям с высокими платежными способностями.

Национальные ИР - новая экономическая категория. Корректная постановка

вопроса о количественной оценке этих ресурсов и их связи с другими

экономическими категориями все еще ожидают крупномасштабных организационных

мер для их разработки и потребуют длительных усилий специалистов и ученых

самых разных областей знания[5].

В перспективе все информационные ресурсы будут обобществлены.

Информация принадлежит всем - этот принцип уже узаконен ЮНЕСКО. Однако,

отдавая “свою” информацию (знание) обществу, каждый должен получить

компенсацию за труд, затраченный на ее получение. Неразработанность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.