Рефераты. Информатизация общества: социально-философский аспект






(3)

Преодоление кризиса Лавина информации

цивилизации (2) Элитарное

знание (поляризация)(4)

Изоляция индивида (5)

ПОЛИТИКА

Расширение свобод Снижение свобод

Децентрализация Централизация

Выравнивание иерархии власти (6) Государство - ”надзиратель”

(7)

Расширенное участие в Расширение

государственной

общественной жизни бюрократии

Усиление власти благодаря

знаниям

Усиление манипуляции людьми

ХОЗЯЙСТВО И ТРУД

Повышение продуктивности Все возрастающая сложность

Рационализация жизни

Повышение компетентности (8) Обострение промышленного

Увеличение богатства кризиса

Преодоление кризиса Концентрация

Экономия ресурсов Подверженность

кризисам

Охрана окружающей среды Стандартизация

Децентрализация Массовая

безработица

промышленности Новые требования

к

Новая продукция мобильности

трудящихся

Улучшение качества Дегуманизация

труда

Диверсификация продукции Стрессы

Новые профессии и Деквалификация

квалификации (9) Исчезновение

многочисленных

профессий

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Национальная независимость (10) Усиление взаимозависимости

Появляется шанс на развитие Технологическая

зависимость

у стран “третьего мира” Обострение отношений

Юга -

Улучшение обороноспособности Запада

страны

Уязвимость

Усиление опасности новой

войны из-за обновления военных

систем

Комментарий к таблице Хессига:

1.”социализация информации” - увеличение степени направленности

информации на социальную сферу;

2. “преодоление кризиса цивилизации” - создание предпосылок для

разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого

развития цивилизации в целом [5].

3. “снижение культурного уровня” - развитие информационной среды

создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к

сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не

происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся

механическими потребителями предоставляемой информации.

4. “элитарное знание” - опасность огромной поляризации знаний в

обществе, возможном накоплении их в узком , “верхнем” общественном слое -

элите (политической, экономической и т.д.).

5. “изоляция индивида” - без общественного регулирования

информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться , как

правило, опосредованно - через компьютер. Незнание и, что еще хуже,

отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников - весьма

опасное социальное явление.

6. “выравнивание иерархии власти” в информатизируемом обществе должно

происходить за счет вовлечения большего числа людей в политику, создания

условий для повышения ими социального статуса.

7. государство- ”надзиратель” - Левиафан[11], “помноженный” на

компьютерные технологии. При современных технологиях возможен контроль не

только поведения, но и мыслей людей. В статье 5 закона РФ “Об информации,

информатизации и защите информации” [6] персональные данные отнесены к

категории конфиденциальной информации.

Если государство не будет создавать условия для воспитания

интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых,

прогнозируемых людей.

8. ”повышение компетентности” и как альтернатива этому -

”деквалификация”. ЭВМ нейтральна по отношению к человеку, она лишь

предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей.

9. “новые профессии и квалификации” и , с другой стороны, возможное

исчезновение многочисленных профессий. Появление новые, более

интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не

только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах,

обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете).

Утеря технологий создания египетских пирамид, дамасской стали,

перегородчатой эмали и др., невозможность их восстановления сегодня в

значительной степени связана с незнанием их социальной инфраструктуры.

10. “национальная независимость” и, с другой стороны, “уязвимость”.

Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам

выходить на позиции национальной независимости.

Общеизвестна роль таких факторов как количество и качество вооруженных

сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость

(закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске необходимых

дипломатических решений. Для общества, вступившего в фазу информатизации

фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное

превосходство армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии

информационно-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-

оружие", "утечка мозгов", "зомбирование" и т.п. наполняются реальным

содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического

значения.

Национальная независимость диктует России необходимость государственного

регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в

концепции информационной безопасности , ряде нормативных документов

(например, в Указе Президента РФ “О мерах по соблюдению законности в

области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а

также предоставлении услуг в области шифрования информации”) [7].

6.Формирование информационной среды общества

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного

голода - для его развития и саморганизации совершенно необходимо

всеобъемлющее информационное поле.

К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко

информационная среда трактуется как синоним техносферы, что является

отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе

информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств

информатизации (“железо”+ программное обеспечение). Развивается

парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией

обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам

информация.

Системы социальной информации (ССИ) в России практически не

существует.

ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации. При

социальном управлении должна использоваться информация о выходе значений

ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахождении

ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях

предоставляется только по запросу. Информация по остальному множеству

параметров запрашивается лишь в случае выхода ключевых параметров за

нормативные пороги. Например, 10-12% - это требующий кардинальных решений

порог уровня безработицы в обществе, 14 - это коэффициент, характеризующий

катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных

членов общества.

Важно отметить, что существует как объективные, так и субъективные

причины нескладывания ССИ. Основными объективными причинами являются

трудность определения состава ключевых управленческих параметров и их

нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовых средств и программно-

технического компьютерного обеспечения. Среди субъективных причин могут

быть названы и недостаточный уровень образования, и несформированное по

поводу необходимости научных основ социального управления общественное

мнение.

В частности, ССИ должна содержать в себе социально-бытовую статистику

для информирования населения. Социальную информацию собирают и обобщают

Госкомстат СНГ и Госкомстат РФ. Выпускается журнал “Вестник статистики”.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении

информационной среды общества является понятие “информационный потенциал

общества”.

Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный в

обществе информационный ресурс.

Информационный потенциал общества в узком смысле - это

активизированный, введенный в действие информационный ресурс.

Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества

в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его

активизировать и эффективно использовать.

В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены [1]

не только средства информационной техносферы, но также социальные средства,

методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы,

повышению информационной культуры общества, его интеллектуального

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.