Рефераты. Информатизация общества: социально-философский аспект






потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации,

медиатизации и интеллектуализации.

Социальные структуры и институты, необходимые для активизации

информационных ресурсов общества - это, например, институты образования и

семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют

подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли

каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно

использовать методику определения интеллектуальных способностей,

профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.

Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха

процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской

линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать

закладывает основы интеллекта ребенка в семье.

По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемые

психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем.

Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного

мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и

т.д [3].

Социальный интеллект - понятие [2].

В настоящее время формируется важное направление - интеллектуализация

социальных систем (предприятий, управленческого аппарата, общественных

организаций, сфер науки, искусства, массовой информации).

Важно в рамках работы по информатизации общества организовать

исследования прикладного характера (подготовку методик, проектов,

рекомендаций) по повышению интеллектуального уровня тех или иных социальных

подсистем.

Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной

среды как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей

прикладного социологического анализа [8].

По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2-е место в

мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к началу 90-х годов -

уже 42-е. Школьники не справляются с тестами, созданными 10-15 лет назад в

расчете на среднего ученика. И дело здесь не во врожденной глупости:

доказано, что интеллект в течение жизни изменяется в зависимости от того,

упражняет ли его человек [4].

Мир в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран:

- страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного

потребления;

- страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям

и частично оригинальные технологии;

- страны, производящие оригинальные технологии;

- страны, производящие знания.

США позволяют себе “сдавать позиции” в любой сфере деятельности

(допускать на свой рынок товары из Японии и т.д.), но не в производстве

знаний.

США имеют максимум квалифицированного населения - населения,

способного приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять рецепцию,

трансфер технологий) за счет уровня образования[12].

По состоянию на 1995 год в США - 12,5 млн. студентов, а в России - 2,6

млн. студентов.

Ряд стран, имеющих современные информационные технологии, научную

информацию и знания получают, главным образом, из США и других стран, т.е.

они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную

информационную среду. Такие общества информационными не являются.

Информационная культура- это [6]:

- новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в

информационное бытие;

- свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от

глобального до локального, поскольку внутринациональный,

внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и

национальная наука;

- новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека

от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих

его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и

самообучение.

Впервые понятие “информационная грамотность” было введено в 1977 году

в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования.

Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала

личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее

эффективно ее использовать[7].

Академик А.П.Ершов понимает под компьютерной грамотностью “владение

навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и

предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики,

представление о роли информационных технологий в жизни общества”[9].

Соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и

информационная культура.

Состав информационной техносферы как основы информационной среды

общества.

- обзор разновидностей портативных ПК [5].

1 группа: программируемые калькуляторы, электронные записные книжки

(органайзеры);

2 группа: карманные компьютеры;

3 группа: компьютеры с перьевым вводом (персональные цифровые

секретари);

4 группа: ПК-блокноты (notebook);

5 группа: ПК-субблокноты

6 группа: переносные ПК;

7 группа: портативные рабочие станции.

Системы видеотекста, при помощи которых можно получить любую

информацию из библиотеки (архива), не выходя из дома в любое время дня и

ночи.

Телекоммуникационные системы - обзор используемых сетей. Интернет как

средство коммуникации. По некоторым оценкам количествор компьютеров,

имеющих доступ к каким-либо сервисам Интернет весной 1995 года приблизилось

к 30 млн.

Интернет можно рассматривать с разных позиций:

- наиболее узкое представление. Интернет - это объединение сетей,

непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети “видит”

любой другой, т.е. может передать ему пакет данных и получить ответ за доли

секунды;

- наиболее широкое представление. Интернет - это кибернетическое

пространство, идеалистическая субстанция, рождающая киберкультуру со свои

образом мыслей, своим языком.

7. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях

информатизации

В условиях развертывания информатизации каждое из диалектически

взаимосвязанных начал человека: физическое, психическое и социальное

требует специального учета, т.к. только в этом случае новые возможности

информационного общества могут быть в полной мере использованы для

всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал человека,

стихийная информатизация чревата трудно прогнозируемыми в полной мере

отрицательными общественными последствиям информатизации.

7.1. Учет физического начала. Проблемы адаптации людей с ограниченными

физическими возможностями в современной информационной среде

Люди с ограниченными физическими возможностями требуют особого подхода

к разработке прежде всего устройств ввода-вывода информации в ЭВМ.

Например: во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко

применяются специальные синтезаторы, позволяющие осуществлять голосовой

ввод информации; практически полностью потерявшие подвижность могут

осуществляють работу на компьютере, ввод информации движением глаз при

помощи специальных шлемов.

В России создана специальная программа по компьютерной технике,

адаптированной для лиц, имеющих различные физические отклонения (например,

в Москве разработана и успешно применяется компьютерная методика для

лечения косоглазия у детей , что очень важно, так как в каждой тридцатой

семье ребенок страдает этим заболеванием); существуют специальные

компьютерные залы, а также центры подготовки специалистов из числа людей с

ограниченными возможностями.

Необходима разработка программ занятости с использованием компьютеров

на дому для людей, не имеющих возможности перемещаться на работу.

Реализация таких программ позволит обществу не потерять деятельностный,

образовательный и интеллектуальный потенциал людей, а также снизит

социальную напряженность.

7.2. Определение предельно допустимых нагрузок на психику

Это связано с тем, что у разных людей и различных социальных групп

различна психологическая устойчивость к процессам информатизации.

Особого внимания требуют женщины, принявшие на себя основной “удар” в

области практической компьютерной работы. Далее, например, известно, что

наиболее подвержены “зомбированию”[13] по телевидению молодежь и люди

пожилого возраста. Необходимо правовое ограничение объема и содержания

телевизионного воздействия, разработанное на базе глубоких научных

исследований психологов.

На повестке дня активное развитие научного направления -

информационной (компьютерной) психологии.

Эта наука, видимо, должна исследовать такие проблемы, как:

- страх человека перед стремительно совершенствующейся информационной

техникой, ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия);

- “информомания” как болезнь человека, отдающего приоритет общению с

ЭВМ, а не с людьми;

- утомляемость людей при работе на компьютере и т.д.

Уже появился термин “киберболезнь”, которой подвержены люди, часто

находящиеся в виртуальной реальности.

Должны создаваться соответствующие рекомендации для разработчиков ЭВМ,

специалистов по эргономике, а также пользователей.

Значительные наработки в этом направлении уже есть. Так, например,

люстра, изобретенная выдающимся русским биофизиком А.Л.Чижевским , насыщая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.