- уважение как способность видеть человека таким, какой он есть,
признавая его индивидуальность (а не таким, какой нужен для наших
целей); это только тогда, когда любовь свободна;
- познание, которое преодолевает слепоту, неумение разглядеть друг
друга; только в любви реализуется жажда знать себя и своих близких.
Единственно полный путь познания реализуется в акте любви. Мне надо
знать себя и другого человека объективно, чтобы быть способным
разглядеть его истинную сущность или, точнее, преодолеть иллюзии,
неверные, уродливые представления о нем. Только тогда, когда я
познаю живое существо объективно, я могу узнать его до самой
интимной сущности, и это я делаю в процессе любви.
Аспект любви, связанный с необходимостью отдавать, преодолевая свой
личный эгоизм, жизненные инстинкты, играет особую роль в христианской
морали, что выразилось в известном тезисе о любви к ближнему и врагу как к
самому себе. Такого рода любовь важна не только для христианства, но и для
морали вообще.
Любовь – и в этом проявляется ее уникальная роль в жизни – одна из
немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою
абсолютную незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного
человека можно заменить, заместить, сменить, только не в любви. В этой
сфере жизни индивид имеет, таким образом, высшую ценность, высшее значение
по сравнению со всем остальным. Здесь человек не функция, а он сам, в своем
конкретном и непосредственном абсолюте. Именно поэтому только в любви
человек может прочувствовать смысл своего существования для другого и смысл
существования другого для себя. Это высший синтез смысла существования
человека. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в
нем хорошее, положительное, ценное.
И, наконец, любовь – это одно из проявлений человеческой свободы.
Никто не может заставить любить – ни другого, ни самого себя. Любовь – дело
собственной инициативы, она основа самой себя.
Специфику любви Ортега-и-Гассет характеризует так: «Любовь – и именно
любовь, а не общее состояние души любящего – есть чистый акт чувств,
направленный на какой-либо объект, вещь или личность. Как одно из
чувственных проявлений памяти, любовь сама по себе отлична от всех
составных памяти: любить – это не соотносить, наблюдать, думать,
вспоминать, представлять; с другой стороны, любовь отлична и от влечения, с
которым она зачастую смешивается. Без сомнения, влечение – одно из
проявлений любви, но сама любовь не есть влечение… Наша любовь – в основе
всех наших влечений, которые, как из семени, вырастают из нее».
О смысле любви
Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных
способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней,
перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же
глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней
является любовь. «Что любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и
утешение человеческой жизни — более того, единственная подлинная ее
основа—это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная
человеческой душе».
Всякая любовь является любовью к конкретным, данным в чувстве вещам.
Любви к абстрактному, воспринимаемому только умом, не существует.
«Мыслимое,— категорично утверждает Гегель,— не может быть любимым». Любовь
к ближнему — это любовь к людям, с которыми вступаешь в отношения, любовь к
добру — любовь к конкретным его проявлениям, тем поступкам, в которых оно
находит свое выражение, любовь к прекрасному — влечение к вещам, которые
несут в себе красоту, но не любовь к «красоте вообще». Нельзя любить
«человечество», как нельзя любить «человека вообще», можно любить только
данного, отдельного, индивидуального человека во всей его конкретности.
Особо следует подчеркнуть такую черту любви, как ее универсальность:
каждый человек находит, в конце концов, свою любовь и каждый является или
со временем станет объектом чьей-то любви. Красив человек или безобразен,
молод или не очень, богат или беден, он всегда мечтает о любви и ищет ее.
Причина этого проста: любовь — главный и доступный каждому способ
самоутверждения и укоренения в жизни, которая без любви неполнокровна и
неполноценна. В ранней молодости настойчиво ищут, прежде всего, эротическую
любовь, позднее приходит любовь к детям или к Богу, прекрасному или к своей
профессии и т. д. Любовь может вспыхивать и гаснуть, одна любовь может
замещаться или вытесняться другой, но человек всегда или любит, или
надеется полюбить, или живет воспоминаниями о былой любви.
Любовь всегда означает новое видение: с приходом любви и ее предмет, и
все его окружение начинают восприниматься совершенно иначе, чем раньше. Это
выглядит так, как если бы человек в один момент был перенесен на другую
планету, где многие объекты ему незнакомы, а известные видны в ином свете.
Новое видение, сообщаемое любовью, это, прежде всего видение в ауре, в
модусе очарования. Оно придает объекту любви особый способ существования,
при котором возникает ощущение уникальности этого объекта, его подлинности
и незаменимости. Любовь, создающая ореол вокруг любимого объекта, сообщает
ему святость и внушает благоговение. О том, сколь сильным может быть
благоговение, говорит, к примеру, то, что даже самые уродливые изображения
богоматери находили себе почитателей, и даже более многочисленных, чем
хорошие изображения.
А. Шопенгауэр и 3. Фрейд полагали, что любовь ослепляет, притом
настолько, что в любовном ослеплении человек способен совершить
преступление, ничуть не раскаиваясь в этом. Но любовь не ослепление, а
именно иное видение, при котором все злое и дурное в любимом предстает
только как умаление и искажение его подлинной природы. Недостатки любимого,
замечает С. Л. Франк,— это как болезнь у больного: ее обнаружение вызывает
не ненависть к нему, а стремление выправить его.
Ситуация, создаваемая любовью, парадоксальна: два человека становятся
одним и одновременно остаются двумя личностями. Это ведет к тому, что
любовь приобретает не только облик совпадения и согласия, но и облик
конфликта и борьбы. Эту внутреннюю противоречивость любви хорошо выразил Ж.-
П. Сартр, считавший конфликт изначальным смыслом «бытия-для-другого».
Единство с другим неосуществимо ни фактически, ни юридически, поскольку
соединение вместе «бытия-для-себя» и «другого» повлекло бы за собой
исчезновение отличительных черт «другого». Условием отождествления
«другого» со мною является постоянное отрицание мною, что я — этот
«другой». Объединение есть источник конфликта и потому, что, если я ощущаю
себя объектом для «другого» и намереваюсь ассимилировать его, оставаясь
таким объектом, «другой» воспринимает меня как объект среди других объектов
и ни в коем случае не намеревается вобрать меня в себя. «...Бытие-для-
другого,— заключает Сартр,— предполагает двойное внутреннее отрицание».
Поскольку любовь — это конфликт, на нее можно перенести все общие
положения о социальном конфликте. В частности, можно сказать, что чем
больше эмоциональная вовлеченность, тем острее конфликт; чем крепче было
раньше согласие, тем острее конфликт; чем он острее, тем больше будет
изменений, выше их темпы и т. д.
Однако, хотя любовь всегда включает не только единство, но и конфликт,
она почти всегда приносит с собою ощущение радости, счастья и
специфического внутреннего освобождения.
«Тайна велика сия есть», сказано о любви еще в глубокой древности.
Перечисленные особенности любви — это лишь то, что понятно в ней, или,
лучше сказать, то, что лежит перед глазами.
Но в любви, несомненно, есть и что-то непонятное, роковое и даже
мистическое. И возможно, что как раз эта, не поддающаяся объяснению сторона
тяготения душ друг к другу и является главным в любви.
Вероятно, никогда не иссякнут споры о соотношении разумного и
иррационального, физического и духовного в любви. Ясно, однако, одно: через
нее мы осознаем, познаем и смысл жизни вообще, и собственную автономию.
Любовь всегда счастлива, несчастлива лишь нелюбовь, ее отсутствие. Любовь –
это критерий для нас самих и для окружающих наших способностей, нашего
искусства быть человеком.
Список использованной литературы
1. Философия любви. Ч. 1/Под общ. ред. Д. П. Горского; Сост. А. А.
Ивин. – М.: Политиздат, 1990.
2. Василев К. Любовь. М.: Прогресс, 1992.
3. Василев С. Психология любви. М.: Интерпринт, 1992.
4. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... М.: Просвещение, 1989.
5. Рюриков Ю. Три влечения. М.: Прогресс, 1984.
6. Соковня И. Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.
7. Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990.
8. А. Рубенис. Сущность любви. М.: Политиздат, 1989.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8