Рефераты. Философия любви






- уважение как способность видеть человека таким, какой он есть,

признавая его индивидуальность (а не таким, какой нужен для наших

целей); это только тогда, когда любовь свободна;

- познание, которое преодолевает слепоту, неумение разглядеть друг

друга; только в любви реализуется жажда знать себя и своих близких.

Единственно полный путь познания реализуется в акте любви. Мне надо

знать себя и другого человека объективно, чтобы быть способным

разглядеть его истинную сущность или, точнее, преодолеть иллюзии,

неверные, уродливые представления о нем. Только тогда, когда я

познаю живое существо объективно, я могу узнать его до самой

интимной сущности, и это я делаю в процессе любви.

Аспект любви, связанный с необходимостью отдавать, преодолевая свой

личный эгоизм, жизненные инстинкты, играет особую роль в христианской

морали, что выразилось в известном тезисе о любви к ближнему и врагу как к

самому себе. Такого рода любовь важна не только для христианства, но и для

морали вообще.

Любовь – и в этом проявляется ее уникальная роль в жизни – одна из

немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою

абсолютную незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного

человека можно заменить, заместить, сменить, только не в любви. В этой

сфере жизни индивид имеет, таким образом, высшую ценность, высшее значение

по сравнению со всем остальным. Здесь человек не функция, а он сам, в своем

конкретном и непосредственном абсолюте. Именно поэтому только в любви

человек может прочувствовать смысл своего существования для другого и смысл

существования другого для себя. Это высший синтез смысла существования

человека. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в

нем хорошее, положительное, ценное.

И, наконец, любовь – это одно из проявлений человеческой свободы.

Никто не может заставить любить – ни другого, ни самого себя. Любовь – дело

собственной инициативы, она основа самой себя.

Специфику любви Ортега-и-Гассет характеризует так: «Любовь – и именно

любовь, а не общее состояние души любящего – есть чистый акт чувств,

направленный на какой-либо объект, вещь или личность. Как одно из

чувственных проявлений памяти, любовь сама по себе отлична от всех

составных памяти: любить – это не соотносить, наблюдать, думать,

вспоминать, представлять; с другой стороны, любовь отлична и от влечения, с

которым она зачастую смешивается. Без сомнения, влечение – одно из

проявлений любви, но сама любовь не есть влечение… Наша любовь – в основе

всех наших влечений, которые, как из семени, вырастают из нее».

О смысле любви

Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных

способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней,

перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же

глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней

является любовь. «Что любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и

утешение человеческой жизни — более того, единственная подлинная ее

основа—это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная

человеческой душе».

Всякая любовь является любовью к конкретным, данным в чувстве вещам.

Любви к абстрактному, воспринимаемому только умом, не существует.

«Мыслимое,— категорично утверждает Гегель,— не может быть любимым». Любовь

к ближнему — это любовь к людям, с которыми вступаешь в отношения, любовь к

добру — любовь к конкретным его проявлениям, тем поступкам, в которых оно

находит свое выражение, любовь к прекрасному — влечение к вещам, которые

несут в себе красоту, но не любовь к «красоте вообще». Нельзя любить

«человечество», как нельзя любить «человека вообще», можно любить только

данного, отдельного, индивидуального человека во всей его конкретности.

Особо следует подчеркнуть такую черту любви, как ее универсальность:

каждый человек находит, в конце концов, свою любовь и каждый является или

со временем станет объектом чьей-то любви. Красив человек или безобразен,

молод или не очень, богат или беден, он всегда мечтает о любви и ищет ее.

Причина этого проста: любовь — главный и доступный каждому способ

самоутверждения и укоренения в жизни, которая без любви неполнокровна и

неполноценна. В ранней молодости настойчиво ищут, прежде всего, эротическую

любовь, позднее приходит любовь к детям или к Богу, прекрасному или к своей

профессии и т. д. Любовь может вспыхивать и гаснуть, одна любовь может

замещаться или вытесняться другой, но человек всегда или любит, или

надеется полюбить, или живет воспоминаниями о былой любви.

Любовь всегда означает новое видение: с приходом любви и ее предмет, и

все его окружение начинают восприниматься совершенно иначе, чем раньше. Это

выглядит так, как если бы человек в один момент был перенесен на другую

планету, где многие объекты ему незнакомы, а известные видны в ином свете.

Новое видение, сообщаемое любовью, это, прежде всего видение в ауре, в

модусе очарования. Оно придает объекту любви особый способ существования,

при котором возникает ощущение уникальности этого объекта, его подлинности

и незаменимости. Любовь, создающая ореол вокруг любимого объекта, сообщает

ему святость и внушает благоговение. О том, сколь сильным может быть

благоговение, говорит, к примеру, то, что даже самые уродливые изображения

богоматери находили себе почитателей, и даже более многочисленных, чем

хорошие изображения.

А. Шопенгауэр и 3. Фрейд полагали, что любовь ослепляет, притом

настолько, что в любовном ослеплении человек способен совершить

преступление, ничуть не раскаиваясь в этом. Но любовь не ослепление, а

именно иное видение, при котором все злое и дурное в любимом предстает

только как умаление и искажение его подлинной природы. Недостатки любимого,

замечает С. Л. Франк,— это как болезнь у больного: ее обнаружение вызывает

не ненависть к нему, а стремление выправить его.

Ситуация, создаваемая любовью, парадоксальна: два человека становятся

одним и одновременно остаются двумя личностями. Это ведет к тому, что

любовь приобретает не только облик совпадения и согласия, но и облик

конфликта и борьбы. Эту внутреннюю противоречивость любви хорошо выразил Ж.-

П. Сартр, считавший конфликт изначальным смыслом «бытия-для-другого».

Единство с другим неосуществимо ни фактически, ни юридически, поскольку

соединение вместе «бытия-для-себя» и «другого» повлекло бы за собой

исчезновение отличительных черт «другого». Условием отождествления

«другого» со мною является постоянное отрицание мною, что я — этот

«другой». Объединение есть источник конфликта и потому, что, если я ощущаю

себя объектом для «другого» и намереваюсь ассимилировать его, оставаясь

таким объектом, «другой» воспринимает меня как объект среди других объектов

и ни в коем случае не намеревается вобрать меня в себя. «...Бытие-для-

другого,— заключает Сартр,— предполагает двойное внутреннее отрицание».

Поскольку любовь — это конфликт, на нее можно перенести все общие

положения о социальном конфликте. В частности, можно сказать, что чем

больше эмоциональная вовлеченность, тем острее конфликт; чем крепче было

раньше согласие, тем острее конфликт; чем он острее, тем больше будет

изменений, выше их темпы и т. д.

Однако, хотя любовь всегда включает не только единство, но и конфликт,

она почти всегда приносит с собою ощущение радости, счастья и

специфического внутреннего освобождения.

«Тайна велика сия есть», сказано о любви еще в глубокой древности.

Перечисленные особенности любви — это лишь то, что понятно в ней, или,

лучше сказать, то, что лежит перед глазами.

Но в любви, несомненно, есть и что-то непонятное, роковое и даже

мистическое. И возможно, что как раз эта, не поддающаяся объяснению сторона

тяготения душ друг к другу и является главным в любви.

Вероятно, никогда не иссякнут споры о соотношении разумного и

иррационального, физического и духовного в любви. Ясно, однако, одно: через

нее мы осознаем, познаем и смысл жизни вообще, и собственную автономию.

Любовь всегда счастлива, несчастлива лишь нелюбовь, ее отсутствие. Любовь –

это критерий для нас самих и для окружающих наших способностей, нашего

искусства быть человеком.

Список использованной литературы

1. Философия любви. Ч. 1/Под общ. ред. Д. П. Горского; Сост. А. А.

Ивин. – М.: Политиздат, 1990.

2. Василев К. Любовь. М.: Прогресс, 1992.

3. Василев С. Психология любви. М.: Интерпринт, 1992.

4. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... М.: Просвещение, 1989.

5. Рюриков Ю. Три влечения. М.: Прогресс, 1984.

6. Соковня И. Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.

7. Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990.

8. А. Рубенис. Сущность любви. М.: Политиздат, 1989.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.