столетиями вырабатывавшихся в древнем мире и закрепленных в Св. писании в
качестве божественных заповедей. «Любовь же состоит в том, чтобы мы
поступали по заповедям Его»,— утверждает апостол Иоанн (2 Ин 1, 6).
Заповеди же эти, помимо главных — любви к Богу и ближнему,— включают
элементарные нравственные требования: чти отца твоего и мать твою, не убий,
не прелюбодействуй, не укради, не возводи клеветы на друга, не желай
имущества ближнего твоего. Соблюдающий эти заповеди и есть человек, живущий
в любви. Он удостаивается ответного чувства самого Бога, а это — залог
вечной жизни и нескончаемого блаженства. «Если заповеди Мои соблюдете,—
обещает Иисус,— пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего
и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и
радость ваша будет совершенна» (Ин 15, 10—11).
Истинная любовь сопровождается радостью, духовным наслаждением от
всецелого единения с возлюбленным, полного слияния с ним в акте любви,
глубинного познания его, осуществляющегося не на разумно-рассудочном
уровне, а на каких-то иных, более высоких духовных уровнях. Это знание уже
не собственно человеческое, но божественное, ибо «кто любит Бога, тому дано
знание от Него» (1 Кор 8, 3).
Бог есть любовь — в этой краткой формуле глубинный общечеловеческий
смысл христианства, который, увы, до сих пор остается в целом непонятым
человечеством, а отдельные представители его, постигшие этот, может быть
величайший, идеал человеческого бытия, почитаются в нашем социуме
сумасшедшими, больными, в лучшем случае чудаками. Яркий пример в
отечественной культуре — до сих пор не отмененный общественный приговор
позднему Гоголю, попытавшемуся напомнить человечеству и реализовать в своем
творчестве идеал христианской любви.
Взаимная и всеобъемлющая любовь возведена в Новом завете на высший,
доступный человечеству того времени уровень совершенства — она
идентифицирована с Богом, освящена его авторитетом. Бог, согласно Новому
завету, так любит людей, что посылает Сына своего на заклание ради их
спасения. И новозаветные авторы призывают людей так же беззаветно любить
друг друга. За это обещана и самая высокая награда — обладание самим Богом.
«...Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его
совершенна есть в нас» (1 Ин 4, 12). «Бог есть любовь, и пребывающий в
любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4, 16).
Обладание же Богом, то есть полное «знание» его, приравнивает человека
к Богу, делает его свободным и независимым, лишает всяческого страха — не
только перед силами мира сего, но и перед самим Богом. Любовь, как высшее
состояние человеческого бытия, снимает «страх Божий», предписанный человеку
в его обыденной жизни, даже страх перед днем Суда. «В любви нет страха, но
совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение;
боящийся не совершен в любви» (1 Ин 4, 18).
Первые защитники и пропагандисты христианства, учившие еще во времена
гонений на него со стороны римской власти, осмыслили новозаветное учение о
любви, прежде всего как наказ о гуманных отношениях между людьми, о
человечности как главном принципе социального бытия.
Опираясь на предпосылки, возникшие еще в стоической философии, ранняя
патристика попыталась разработать и внедрить в позднеантичное общество
комплекс таких отношений внутри социума, который обеспечивал бы защиту
свободы и достоинства человеческой личности во всем ее индивидуальном
своеобразии, в ее оригинальной самости. На смену философскому духовному
эросу античности христианство принесло интимную, глубоко человечную,
сострадательную любовь к ближнему, освятив ее божественным авторитетом,
божественной заповедью и производя ее от божественной любви. Всеобъемлющая,
всепроникающая любовь к людям становится главным оружием в руках ранних
христиан против всякого зла и насилия, и вся раннехристианская культура
устремлена к воплощению идеалов христианского гуманизма в жизни. Бог
даровал человеку мудрость и человеколюбие, поэтому для христиан на первом
месте стоит религия – «познание и почитание истинного Бога», но
непосредственно за ней и в тесной связи с ней следует человеколюбие –
«милосердие, или человечность». Гуманность, милосердие, сострадание, любовь
к людям – вот область чувств и нравственных принципов, открытая
христианством и поставленная им в основу построения новой культуры.
Вслед за раннехристианскими мыслителями много внимания проблеме любви
уделяли и византийские отцы церкви. Идеи человечности, гуманного отношения
к каждому конкретному человеку и для них сохраняют свою высокую значимость,
но здесь они практически не добавляют ничего нового к идеям апологетов.
Находки византийцев лежат более в сфере чисто духовного опыта, который, по
их глубокому убеждению, опирающемуся на Новый завет, неосуществим без
любви. «Познание осуществляется любовью», - афористически выразил его суть
крупнейший мыслитель IV в. Григорий Нисский, и в этом направлении активно
работала мысль многих византийских богословов и практиков «духовного
делания».
Учение о божественном эросе составляло глубинные основания всей
христианско-византийской духовности. Христианство как мировоззрение и
религия, обращенная к самым широким массам населения, избегало абстрактных
усложненных форм выражения своего учения. Самые сложные духовные истины оно
стремилось выразить в формах, доступных пониманию каждого верующего.
Осознав эрос, любовь в качестве главной творческой движущей силы
универсума, византийские мыслители стремились донести эту идею до всех
членов Церкви, внедряя в их сознание не ее космическое значение, а в первую
очередь социально-личностный смысл. Ведь христианский Бог, хотя и
умонепостигаем, но, прежде всего — личность, и божественный эрос
проявляется для человека в формах межличностной, индивидуальной и очень
интимной любви. Познание Бога, слияние с ним — это, в конечном счете, очень
личный, очень интимный тайный акт, хотя готовиться к нему можно и нужно
соборно.
Поздняя святоотеческая традиция приписывает одному из крупнейших
византийских богословов, комментатору «Ареопагитик» Максиму Исповеднику
(VII в.), издание сборника высказываний о любви, наиболее полно выражающих
патриотические представления. В четырех «сотницах» афористических суждений,
обращенных, прежде всего к возлюбленным самого Христа—монахам, представлены
многие аспекты христианского (и шире — средневекового вообще) понимания
любви. Любовь предстает в этом сборнике, прежде всего как важный
гносеологический фактор, то есть познавательная сила. Высшее знание
обретается человеком только на путях и в акте безмерной любви к Абсолюту.
Познание божественных вещей возможно только в состоянии «блаженной страсти
святой любви» к ним, «связывающей ум духовными созерцаниями» и отрешающей
его полностью от вещественного мира. «Страсть любви прилепляет» человека к
Богу, его дух воспаряет к Богу «на крыльях любви» и созерцает его свойства,
насколько это доступно уму человеческому. «Когда по влечению любви ум
возносится к Богу, тогда он не чувствует ни самого себя, ни чего-либо из
сущего. Озаряясь божественным безмерным светом, он не чувствует ничего из
сотворенного, подобно тому как и физическое око не видит звезд при сияющем
солнце». В состоянии бесконечной и всепоглощающей любви ум «подвигается к
исследованиям о Боге и получает чистые и ясные о нем извещения».
Даже вера, которая в христианстве как учении, прежде всего религиозном
занимает главное место, не может обойтись без любви. Только любовь
возжигает в душе «свет ведения», и, более того, она бесконечна. «Вера и
надежда,— считает Максим,— имеют предел; любовь же, соединяясь с
пребесконечным и всегда возрастая, пребывает в бесконечные веки. И потому
любовь выше всего». Любовь очищает дух человека от ложных и низменных
пристрастий и открывает духовные сокровища в нем самом, в глубинах его
«сердца», под которым христианство, как уже указывалось, имеет в виду не
физическое сердце, но некий духовно-душевный центр человека. Именно в нем
обретает человек, охваченный божественной любовью, «все сокровища
премудрости и ведения». В акте этой любви наш ум преобразуется, уподобляясь
божественному Уму. Он становится мудрым, благим, человеколюбивым,
милостивым, долготерпеливым — «словом, почти все божественные свойства в
себя приемлет. А отлучающийся от Бога ум становится либо скотским,
погрязнув в сластолюбии, либо зверским, побуждающим к нападению на людей
ради скотских удовольствий».
Слияние с Богом (равно обладание им, мистическое познание его) в акте
божественной любви — цель жизни христианина; оно обещает ему спасение и
бесконечное блаженство. «Не будь скор на отвержение духовной любви, ибо не
осталось людям иного пути к спасению»,— утверждает Максим. И пролегает этот
путь через нравственно-этическую сферу — правильный с христианской точки
зрения образ жизни, то есть через исполнение божественных заповедей, и,
прежде всего заповеди любви к ближнему. Поэтому ей византийские мыслители
уделяли самое пристальное внимание.
Развивая новозаветные идеи, Максим призывает своих читателей любить
всех людей одинаково: добродетельных «по естеству и за доброе расположение
воли», а порочных — «по естеству» (то есть как людей-братьев) и из
сострадания, как несмышленых и заблудившихся во тьме незнания. Но самый
высокий вид любви на социальном уровне — это любовь к врагам. «Добровольно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8