отцовского или материнского чувства) примеси второго вида в себе не
содержит. Что касается третьего вида, то это, строго говоря, не любовь, а
лишь пожирающая человека страсть, имеющая некоторое сходство с любовью, но
не больше: честолюбец, скупец, пьяница или насильник «стремятся к обладанию
предметами их страстей, но они совершенно не питают ее (любви) к самим
предметам...». Отсюда вытекает, что Декарт не очень-то был доволен своим
собственным определением: чувство любви явно представляет собой нечто
большее, чем вожделение, а также желание добра предмету, на который это
чувство обращено.
Определение любви, которое дает Б. Спиноза, построено в духе
абстрактных и педантичных составляющих его философской системы. Оно
недалеко ушло от формализма соображений Декарта, но направленность
конкретизации этого определения иная. Пусть в общем виде «любовь есть
удовольствие, сопровождаемое идеей; внешней причины», но как различны эти
«причины» и связываемые с ними «удовольствия»! Спиноза вовсе не ратует за
аскетизм, его идеал — это человек, не уничтоживший свои телесные страсти,
но сумевший ввести их в разумное русло и подчинивший их таким аффектам,
которые все более обогащают душу и делают ее обладателя целеустремленной и
стойкой личностью. Высший среди этих аффектов — «интеллектуальная любовь к
богу», то есть любознательность, пытливость, горячая увлеченность делом
познания «бога», то есть бесконечной и неисчерпаемой Природы. Это
воодушевленная самоотверженность ученого, посвятившего свою жизнь научным
исследованиям. В исследовательской деятельности человек находит для своих
потенций наибольшее выражение, он достигает единения с универсумом, и это
возвышает его над преходящими житейскими радостями и страданиями, поселяя в
его душе ликующее чувство приобщения к вечности.
Третий, после Декарта и Спинозы, великий новатор XVII в. Лейбниц
перенес центр тяжести на столь прославлявшуюся в древности Цицероном любовь-
дружбу, которая в лучших своих образцах развивает в характере людей черты
жертвенной и бескорыстной самоотверженности. В небольшом наброске «Об
аффектах» он упрекает Декарта, что тот недостаточно ясно отграничил
бескорыстное и светлое чувство любви от эгоистического и темного тяготения
к наслаждениям. Подлинная любовь означает стремление к совершенству, и оно
заложено в самых сокровенных глубинах нашего «я», развиваясь тем сильнее,
чем более совершенен объект нашей любви или хотя бы кажется нам таким. Для
возрастания и распространения любви необходимы знание и действие в их
единстве — познание общих идеалов человеческого рода и деятельность ради
укрепления дружбы и гармонии между людьми. Но жертвенности и беззаветности
самоотдачи в подлинной дружбе противоречат столь же естественно укорененная
в людях сила самосохранения, любовь к самим себе. Как эти два стремления
согласуются между собой, зависит от особенностей каждого конкретного лица,
в принципе же они должны быть соединены через то волнующее и сладкое
чувство, которое овладевает нами, когда мы видим успехи и счастье тех лиц,
к которым мы особенно тепло расположены.
Если религиозные теоретики XVII в. положили много сил на то, чтобы
резко разграничить эгоистическое себялюбие и якобы лишенное всякого намека
на эгоизм ликование «спасенной души», сливающейся с богом в экстазе любви к
нему, то для Лейбница здесь проблемы не возникает: он убежден, что нет
телесного без духовного, как и наоборот, нет духовного без телесного, а
поэтому поиски жесткой границы между двумя видами «любви к себе»
бесчеловечны, антигуманны в самой своей основе.
Просветительские инспирации Лейбница получили в XVIII в. развитие,
прежде всего на французской почве. Проблема «божественной любви» все более
уходила куда-то на задний план, «любовь земная», которую, впрочем, никогда
не удавалось истребить и прежде, все более прочно занимала умы уже не
только поэтов, но и философов.
Апогей гуманистического толкования любви и ее роли в жизни
человечества в периоды немецкого Просвещения и литературного движения «Буря
и натиск» был достигнут в творчестве Иоганна Вольфганга Гёте. Любовь
чувственная и трагическая, возвышенная и надуманная, искренняя и
недоверчивая, прекраснодушная и легкомысленная — все эти и другие ее
оттенки и изгибы живописует поэт, демонстрируя неисчерпаемую палитру
состояний человеческих душ в разные эпохи, у разных народов и в разных
жизненных коллизиях, в широчайшем диапазоне времени и пространства
(например, «Книга любви» в лирическом «Западно-восточном диване», «Трилогия
страсти»). Любовь формирует личность, окрыляет ее и вселяет в нее мужество,
делая ее способной идти наперекор всему, даже собственной жизни (роман
«Страдания молодого Вертера»), бросая вызов ханжеству и предрассудкам
(роман «Избирательное сродство»), губит в своей роковой судьбе (драма
«Мария Стюарт»), но и спасает и очищает (трагедия «Фауст»). Несмотря ни на
что, любовь пробивает путь к своему торжеству, «вечно-мужественное» и
«вечно-женственное» неуклонно стремятся друг другу навстречу:
Молодую страсть
Никакая власть,
Ни земля, ни гроб не охладят!
Гёте был и классицистом и реалистом, он и привержен ко всему земному,
и живо устремляется в романтические выси. И все это в гармоничном единстве.
Все четыре классика немецкого идеализма конца XVIII—первой трети XIX
в.—Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель — выразили свое определенное философское и
социально-практическое отношение к проблеме любви.
Иммануил Кант, прежде всего, провел различие между «практической»
любовью (к ближнему или к богу) и любовью «патологической» (то есть
чувственным влечением) и вообще занял слишком трезвую и сухую позицию в
вопросах отношений между полами, соответствующую скептическим составляющим
его философии и подкрепляемую холодными наблюдениями одинокого холостяка. В
«Метафизике нравов» (1797) Кант подходит к явлению любви с этической точки
зрения, и только. «Любовь мы понимаем здесь не как чувство (не
эстетически), т. е. не как удовольствие от совершенства других людей, и не
как любовь-симпатию (ведь со стороны других не может налагаться обязанность
питать чувства); любовь должна мыслиться как максима благоволения
(практическая), имеющая своим следствием благодеяние». Следовательно, по
Канту, любовь к человеку противоположного пола и «любовь к ближнему, хотя
бы этот последний заслуживал мало уважения» фактически одно и то же. Это
долг, моральная обязанность, и только.
В «Метафизике нравов» Кант совершенствует свою точку зрения и к числу
требований долга относит и дружбу, а «дружба (рассматриваемая в ее
совершенстве) — это союз двух людей, основанный на взаимной любви и
уважении». Более того, без уважения «невозможна истинная любовь, в то время
как можно питать к кому-нибудь большое уважение, и не испытывая любви».
Однако Канту представляется, что там, где любовь, не может быть равного
отношения друг к другу и тот, кто любит другого (другую) больше, чем тот
(та) его, невольно оказывается со стороны партнера, начинающего чувствовать
свое превосходство, менее уважаемым. А в то же время добродетельная любовь
«стремится полностью излиться и ждет такого же ответного сердечного
излияния, не сдерживаемого каким-либо недоверием».
И каким все-таки холодом веет от Кантовых опасений, что дружбу и
любовь погубит «бесцеремонная фамильярность»! Конечно, бесцеремонность в
дурном смысле слова сродни грубости и неуважительности, но Канта тревожит
не это: ему важно, чтобы между любящими всегда оставалась дистанция, иначе
пострадают их личности с присущей им самостоятельностью. Беззаветная
самоотдача в любви для Канта вещь недопустимая. Да и как могло у него
получиться иначе, если, по Канту, долг требует любви, человек обязан
любить, добровольно, но все-таки обязан...
Иоганн Готлиб Фихте не принял трезвых и расчетливых выкладок Канта, и
он рассуждает о любви как силе онтологического объединения «Я» и «Не-Я» —
двух противоположностей, на которые сперва расчленяется мировая духовная
сила, чтобы потом вновь устремиться к воссоединению с самой собой. Но Фихте
не мог, разумеется, отклонить эмпирического понятия половой любви, и в
ранних своих сочинениях, где он еще не отождествлял вселенское «Я», как
источник и основу всего бытия, с богом, Фихте это понятие рассматривает.
Позиция его весьма жесткая, ригористичная: брак и любовь, конечно, не одно
и то же, но не должно быть брака без любви и любви без брака.
Онтологизацией любви, то есть укоренением ее в структуре мирового
Абсолюта, занимался и Фридрих Шеллинг. Любовь он объявил формирующим
принципом деятельности всеобщего духовного начала — принципом наивысшей
значимости. Шеллинг много общался с иенскими романтиками, и это не прошло
даром: в отличие от Фихте, он признает равноправие двух полов в любви.
Каждый из них в равной мере ищет другого, чтобы слиться с ним в высшем
тождестве.
Отверг Шеллинг и миф об андрогинах, изложенный Платоном в его диалоге
«Пир» и повторенный Якобом Бёме: если бы существовали первые люди с
неразделенными полами, откуда же взялось бы их любовное тяготение вовне?
Они были бы вполне самодостаточны, и любовь в человеческом роде не только
не развивалась бы, но, наоборот, совершенно угасла.
Решительно отверг всякий мистицизм в истолковании любви Георг
Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831). К этим вопросам он возвращался не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8