Рефераты. Экзамен по философии за 11 класс






высшая форма отражения действительности. Сознание может возникнуть лишь как

функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием

труда и речи. В процессе развития трудовой деятельности, обогатились

осязательные ощущения. Логика практических действий фиксируется в голове и

превращается в логику мышления. С точки зрения психологии сознание - высшая

форма психической деятельности, связанная с трудом и речью. Сознание -

высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате

бесконечного развития материи и осуществляется наиболее

высокоорганизованной материей. Сознание, так как оно вторично, является

одной из форм материи и порождается материей, и существует материально.

Сознание – философия вслух. Поля сознания:

Левое полушарие мозга:

I. Знания на основе телесно перцептивных способностей. Это ощущения,

восприятия, в них человек получает информацию о внешнем мире и своем теле.

Цель – полезность, целесообразность действия тела. Цель – полезность,

целесообразность действия тела.

Логика – понятийная, компоненты сознания. Сфера общих понятий, жестких

логичных доказательств, схемы оперирования знаковых систем. Цель – истина,

то, что позволяет получать объективную информацию о мире.

Правое полушарие мозга:

III. Эмоциональные компоненты сознания. Личностные, субъективные

переживания, с которыми сталкиваются люди. Цель – принцип удовольствия.

IV. Ценностно-смысловые компоненты сознания. Высшие мотивы, идеалы,

духовные ценности, творческие составляющие. Цель - красота, справедливость.

Этот сектор представляет не истину, а ценность, значимость для нас.

Функции сознания:

отражение – идеальное воспроизводство действительности.

хранение – накопление знаний.

творение – производство новых знаний.

общение – передача знаний.

целеполагательная функция.

оценка – примерка событий и фактов к себе.

рефлексивная функция – анализ собственных действий.

духовная функция – приобщенность к высшим ценностям.

Вопрос № 29. Закон взаимопроникновения противоположностей, особенности его

проявления в природе и обществе. Закон взаимопроникновения

противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс,

побудительную силу. Основой всякого развития является борьба

противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При

характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями:

тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество –

категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов

друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства

объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – это

категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов

друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга.

Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания

противоположностей. Категория противоречия является центральной в данном

законе. Он доказывал, что истинные действительные противоположности

постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют

собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты.

Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются

в том, что каждая их них, в качестве своей противоположности, имеет не

просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая

лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Стороны

единого целого - суть противоположности, они находятся не только в

состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания,

взаимоисключения, взаимоотталкивания. Противоречия являются внутренней

основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления,

обострения и разрешения противоречий. Попробуем описать этот процесс.

1. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в

котором содержатся определенные различия.

2. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в

существенные и, наконец, переходят в противоположности

3. Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая

фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей.

4. Конфликт острое противостояние сторон, разрешается переходом

противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы

развития данного предмета.

Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок,

качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной

объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных

противоречий, присущих объекту нового качества.

Вопрос № 30. Закон взаимного перехода количественных и качественных

изменений, его методологическое значение. Закон перехода количественных

изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Качество – это

внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет

или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает,

прежде всего, как их специфика. Качество любого предмета, явления

определяется через его свойства. Свойства предмета – это способность его

определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами.

То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т.д.

Сами по себе свойства не существуют. Глубинной основой свойств является

качество того или иного предмета, т.е. свойство – это проявление качества в

одном из многих отношений данной вещи к другим вещам. Число свойств у

каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального

взаимодействия возможно бесконечное количество взаимодействий. Количество -

внешняя для бытия определенность, нечто относительно безразличное для той

или иной вещи. Качество и количество как взаимопроникающие

противоположности, как нет качества без количественных характеристик, так

нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной

определенности. Непосредственно конкретное единство качества и количества,

качественно определенное количество выражается в категории меры. Гегель

обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на

переход качества в количество. Эти взаимопереходы - бесконечный процесс,

который состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не

отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество,

место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь

образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное

единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее

количественное изменение нового качества и переход количества в качество.

Переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается

всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в

результате скачка. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного

качественного состояния к другому. Скачок – это единство бытия и небытия,

означающее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и

одновременно, прежнее качество еще есть, а новое – уже есть. Скачок – это

состояние борьбы нового со старым, отмирание качественных прежних

определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует

другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо

скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в

соответствии со спецификой той или иной качественной определенности.

Вопрос № 31. Закон отрицания отрицания, его категорический аппарат. Третий

закон диалектики – закон отрицания отрицания отражает общий результат и

направленность процесса развития. Всяческое отрицание означает уничтожение

старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое.

Однако, отрицание не просто уничтожение старого новым. Оно обладает

диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что

отрицание представляет собой единство трех основных моментов:

1) преодоление старого;

2) преемственность в развитии;

3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и

характеризует цикличность развития. Эта цикличность связана с

происхождением в процессе развития трех стадий:

1) утверждение или положение (тезис)

2) отрицание или противоположение этого утверждения – (антитезис)

3) отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

Процесс отрицание отрицания, как чисто логический процесс, складывается

так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и,

наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею

предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой

дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого

закона иллюстрируется на примере роста растений. Берем, например, зернышко

овса. Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это

зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое

зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание

отрицания. Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит

цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что

в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному

состоянию, «якобы к старому», и переходящую на новую, более высокую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.