Рефераты. Экзамен по философии за 11 класс






победит зло. Причина зла - неравномерная нравственность и НТ прогресса.

Частая смена поколений не позволяет освоить знания предшествующих

поколений. Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира.

Основа морали - ответственность человека перед предыдущими и будущими

поколениями. Творчество Циолковского напрямую берет свое начало в работах

Н.Ф. Федорова. В своей работе “Будущее Земли и человечества” Циолковский

ярко воображает наглядные картины самого процесса будущего преобразования

планеты. “Солнечная энергия теряется очень незначительно, проходя через

тонкий прозрачный покров оранжерей. Мы избавлены от ветров, непогод,

туманов, смерчей и их разрушительного действия. Мы не имеем вредителей для

растений и человека. Растения утилизуют более 50% солнечной энергии, так

как разумно подобраны и имеют самые лучшие условия для своего

существования”. Причем Циолковский считает, что для выполнения всех своих

грандиозных будущих задач человечество должно умножиться в тысячу и более

раз. А.Л. Чижевский, выдающийся ученый, основатель гелио- и космобиологии.

Космическая биология изучает зависимость всех функций живого от

деятельности Солнца и от состояния космоса; эта новая наука у Чижевского

детализировалась в различные отрасли - космомикробиологию,

космоэпидемологию, и каждая из них была результатом огромной работы

ученого. Но все же самым оригинальным ядром исследований Чижевского стала

теория гелиотараксии (от гелиос - Солнце и тараксио - возмущаю); ее

основной закон, сформулированный ученым в 1922 году, утверждает, что

“состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция

энергетической деятельности Солнца”. В.И. Вернадский выдвигал на первое

место науку о жизни в самом широком ее значении. Тем самым совершалась как

бы гуманизация научной картины мира, причем в неосферном ее смысле. И свою

биогеохимию Вернадский недаром включал в то течение мысли, которое видит

“признаки гегемонии биологических наук в научных построениях в ближайшем

будущем”. Активно-эволюционные мыслители сумели соединить заботу о целом, о

Земле, биосфере, космосе, с пониманием запросов высшей ценности -

конкретного человека, носителя разума. Гуманизм, не прекраснодушный, а

основанный на глубоком знании, вытекающий из целей и задач самой природной,

космической эволюции, мировоззренческий оптимизм свойственен всему этому

семейству идей.

Вопрос № 24. История развития и основные идейные мотивы философии

позитивизма. Во второй половине 19 века позитивизм становится наиболее

влиятельным течением западной философии. П. объявил единственным источником

истинного знания конкретные, частные науки и выступил против философии как

метафизики, но за философии как особую науку. Под метафизикой они понимали

умозрительную философию бытия (онтологию, гносеологию) П. - философия

позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как

средства получения знания. Они говорили, что только совокупность наук дает

право говорить о мире в целом. Т.е. если философия научна, то она должна

распрощаться с попыткой судить о мире в целом. Это реакция на неспособность

старой философии решить проблемы, связанные с развитием науки. Понятия

прежней философии (о бытие, сущности, причинах), которые в силу их высокой

абстрактности не могут быть проверены или разрешены посредством опыта,

позитивизм объявил ложными и лишенными смысла. П. предпринял попытку

осмысления истины на основе точного экспериментального знания. Идея знать –

чтобы предвидеть, предвидеть - чтобы обладать силой. Фактически оказалось,

что позитивисты отрицали сущностное познание мира, так как ориентировались

только на чувственное познание. Причем сами категории позитивизма -

отрицание умозрения, феноменализм – оказались слишком уморительными,

метафизическими.

Вопрос № 25. Философия экзистенциализма, ее место в современной духовной

культуре. Экзистенциализм (от лат., экзистенция - существование). Философия

существования - одно из наиболее влиятельных течений в философии XX века.

Интересно, что экзистенциализм - это, пожалуй, единственная философская

доктрина, разрабатывая которую, религиозные отечественные философы достигли

европейского признания. Экзистенциализм важен не только собственно

философским влиянием, но и огромным воздействием, которое он оказал на всю

европейскую культуру XX века, особенно на литературу. Течение

экзистенциализма состоит из двух направлений: религиозного и

атеистического. Однако, эти различия не принципиальны. Экзистенциализм в

целом имеет антисциентистскую направленность и это гораздо существеннее для

его характеристики, чем деление мощного движения на два направления. Более

того, экзистенциализм декларирует принципиальную невозможность создания

подлинно научного мировоззрения. Предметом философии экзистенциализма

является человек и его существование. Отсюда, философия должна представлять

не околонаучную дисциплину, а внетеоретическое рассмотрение человеческого

бытия. Экзистенциалисты полагали, что человек - это тайна. В этом смысле,

экзистенциализм опирается на максиму С. Кьеркегора: "Существование нельзя

мыслить". А потому, нет истины, принадлежащей интеллекту. Нет универсальной

истины, но есть истина индивидуальная, у каждого своя истина - истина его

существования. По мысли экзистенциалистов весь мир принадлежит человеку,

поскольку мир - это собственные ощущения и восприятия человека.

Вопрос № 26. Особенности философского учения о бытии. Человек и различные

виды бытия. Человек – центральное философское понятие. Философско-

теоретическое содержание категории «человек» требует выяснения отношения

человека к самому себе, к себе подобным, к Богу. Человек это постоянная

проблема для самого себя. Сущность человека – это результат свободного

выбора из двух возможностей, предоставленных индивиду его собственным

существованием, его «природой». Не может быть «двух сущностей» человека,

как двух равноправных вариантов ответа. Сущность человека никогда не

совпадает с индивидуальным человеческим существованием. Человек занимает

различные места в бытие, он может их создавать или пассивно существовать в

созданном. Существует много видов бытия:

бытие вещей, тел, процессов.

а) бытие вещей как состояний природы

б) бытие вещей, созданных человеком.

Взаимосвязь этих двух видов – согласование и конфликт. Вторая природа более

объективна. Существование внешнего мира – основной принцип науки и

материалистической философии.

бытие человека

а) бытие человека в мире вещей (каждый человек – вещь среди вещей)

б) специфическое человеческое бытие (каждый человек ощущает себя личностью)

Бытие человека вплетено в бытие того, что его окружает. Чужое бытие – наша

объективная оценка этого бытия. Каждый человек сочетает в себе природное и

духовное начала.

бытие духовного.

а) бытие индивидуального духовного мира (бытие нашего «Я»).

б) бытие объективного духовного мира (скрыт от внешних наблюдений).

Люди наблюдают за своим внутренним миром (свойство интроспекции). Бытие

духовного сосредоточено в культуре. Сердцевина всего – язык. Именно в языке

сосредоточены все культурные ценности народа.

бытие социального.

Вопрос № 27. Философия и современная наука о строении и свойствах материи.

Реальность - действительное, невымышленное существование. Единство мира

состоит в его материальности, а не в бытии. Объективно определяется как

существующее до, вне и независимо от сознания. Термин сознание входит в

определение материи в широком значении - как сознание вообще:

индивидуальное и общественное. Независимость от сознания имеет более

широкое значение; включая в себя содержание терминов до и вне, она

означает, что внешний мир не нуждается для своего существования в сознании,

обладает самостоятельным существованием, собственным сознанием.

Независимость внешнего мира от сознания и зависимость сознания от внешнего

мира означают первичность одного по отношению к другому. Независимость

(первичность) материи выступает в трёх основных отношениях:

1) Независимость внешнего мира, существующего до сознания.

2) Независимость высокоорганизованной материи, обладающей сознанием.

3) Независимость внешнего мира от своего мысленного отображения.

Сущность внешнего мира определяется через противопоставление сознанию.

Противоположность материи и сознания заключается в независимости материи от

сознания и производности сознания от материи. Материя - это не только

всеобщая сущность мира, но и все её проявления, всё многообразие особенного

и единичного. Материя - это весь бесконечный мир, включая его сущность и

бесконечные её проявления. Любая вещь обладает ... субстратом и свойствами,

присущими этому субстрату. Материя выступает как всеобщий субстрат, который

является носителем всех свойств материи. Материя как субстанция - причина

самой себя. Всеобщие свойства материи называются её субстратами. Субстанция

несёт в себе свои атрибуты как свои внутренние свойства. Три атрибута

материи, выступающих в качестве её внутренних форм бытия: пространство,

время и движение (развитие). К атрибутам материи относятся также ещё ряд её

свойств: отражение, бесконечность, качественное и количественное

многообразие материи. Если пространство и время - формы бытия материи, то

многообразие характеризует содержание материи. Материя - бесконечно

многообразный мир, существующий в перечисленных выше формах бытия.

Вопрос № 28. Философские и научные взгляды о природе сознания. Сознание как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.